Рассматриваются вопросы совершенствования системы повышения квалификации учителей музыки в контексте современных требований к профессиональной подготовке компетентных специалистов. Одним из условий эффективности системы повышения квалификации является компетентностный подход. Представлен опыт взаимодействия учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования в реализации идей непрерывного образования.
Ключевые слова: повышение квалификации, непрерывное образование,профессиональная компетентность учителя музыки, полихудожественный подход.
Questions of perfection of system of improvement of professional skill of teachers of music in a context of modern requirements to vocational training competent experts are considered.
Keywords: improvement of professional skill, continuing education, professional competence of the teacher of music , the polyart approach.
В настоящее время в России идея непрерывного профессионального образования является актуальной, поскольку «…является насущной потребностью современного человека, заинтересованного в быстром карьерном росте, в потребности овладевать большим количеством информации, необходимой для качественного выполнения работы» [4].
Ориентируясь на девиз «Образование через всю жизнь», одной из задач непрерывного профессионального образования является проблема готовности населения к пожизненному профессиональному обучению. Н. А. Лобанов подчеркивает, что сегодня можно говорить об исторически сложившейся отечественной системе непрерывного профессионального образования [2]. Одним из ярких примеров такой системы является непрерывное образование педагогов, поскольку сама идея преемственности, способствующая непрерывному образованию, с давних времен заложена в педагогической науке и представлена в классических работах Я. А. Коменского, К. А. Гельвеция, Д. Дидро, Ж. А. Кондоре, И. Г. Пестолоцци, А. Дистервега, П. Ф. Каптерева, К. Д. Ушинского и др.
В рамках теорий, раскрывающих процессы обучения, вопрос моделирования, проектирования и преемственности непрерывного образования получил глубокое теоретическое исследование в трудах Ю. К. Бабанского, В. С. Леднева, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина и др. Кроме того, сущность преемственности рассматривается как принцип дидактики в работах В. Г. Анштейна, Ш. И. Ганелина, М. С. Годника, М. А. Данилова, С. Е. Драпкиной, А. А. Люблинской и др.
Институционально непрерывное профессиональное образование педагогов включает в себя как минимум два компонента из следующей цепочки: среднее профессиональное образование — высшее профессиональное образование — дополнительное профессиональное образование. Независимо от уровня базового профессионального образования каждому педагогу предоставлено право один раз в три года повышать свою квалификацию в учреждениях дополнительного профессионального образования.
Сегодня система повышения квалификации выполняет функции поддержки и развития профессиональной компетентности педагогов, выполняя государственный заказ — Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Время диктует необходимость построения гибких, личностно ориентированных программ, дающих возможность специалисту определить траекторию своего непрерывного профессионального совершенствования. При этом для обеспечения эффективности процесса повышения квалификации должны учитываться следующие условия:
– повышение проблематичного компонента содержания, одновременно активизирующего собственное мышление обучающихся и их социокультурный потенциал;
– увеличение объема самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, диалоговых, дискуссионных форм работы по проектированию и анализу педагогического опыта и инноваций [3].
Для качественной реализации ФГОС основных образовательных программ начального общего, основного общего образования учителю музыки необходимо владеть достаточно широким спектром компетенций. Так, от педагога требуется способность свободно и активно проектировать учебно-воспитательный процесс, самостоятельно моделировать и реализовывать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Кроме того, учитель должен владеть новыми компетенциями, которые продиктованы современными социальными запросами:
– работа с одаренными обучающимися;
– работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
– работа с обучающимися, для которых русский язык не является родным;
– работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии;
– работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
В этой связи с этим подвергнется корректировке и развитию вся иерархия компетенций учителя музыки:
– базовые компетенции (общекультурные, интеллектуальные, социально-коммуникативные, субъектные) будут дополнены сведениями в области инклюзии, специфике работы с детьми с особыми возможностями здоровья, закономерностями работы с одаренными школьниками, конфликтологии;
– профессиональные компетенции (человековедческие, социально-педагогические, организационно-методические) пополнятся умениями по подготовке обучающихся к предметным олимпиадам, разработке рабочих программ, учитывающих коррекционно-развивающий характер уроков музыки, проектирования и анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС;
– специальные (предметно-ориентированные и управленческие) пополнятся навыками создания и использования электронных образовательных ресурсов, установления системы работы по взаимодействию урочной и внеурочной деятельности и др.
Современный учитель музыки на определенном этапе своей карьеры сталкивается с необходимостью проявлять свою мотивационно-исследовательскую компетенцию (классификация Ж. Б. Кармазиной), которая является показателем способности к самообразовательной и исследовательской деятельности. Готовность к инновациям в теории и практике организации и проведения уроков музыки приводит к осмыслению и оценке своей деятельности в публикациях и устных выступлениях, в различных способах обобщения педагогического опыта — научно-практические конференции, семинары, педагогические чтения и т. п. Таким образом, учитель выстраивает стратегию собственного профессионального развития [1].
Развитию мотивационно-исследовательской компетенции способствует участие педагога в реализации программы экспериментальной деятельности образовательного учреждения; разработка и реализации региональных и федеральных программ развития образования и проектов; проведение экспертизы программ проектов, рекомендаций, других документов и материалов; консультативная деятельность и наставничество.
Развитие специальных компетенций учителя музыки в ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации» осуществляется в тесном сотрудничестве с преподавателями кафедры музыки и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова».
В течение нескольких лет преподаватели университета участвуют в реализации программ повышения квалификации учителей с занятиями по темам, развивающим культурологическую компетентность (спекурс «Музыкальная культуры Хакасии»). Цель — расширение представлений о национальном, региональном и этнокультурном компоненте (народная и композиторская музыка Республики Хакасия, традиции и новаторство в хакасской народной инструментальной музыке, классические и современные деятели искусства Хакасии и др).
Спецкурс «Русская духовная музыка». Этот пласт мировой культуры включен во все современные программы по предмету «Музыка». Учителю необходимо обладать достаточными знаниями о стилистических особенностях и жанровом многообразии этого раздела музыки, владеть специфическими приемами восприятия и анализа образцов духовной музыки, чтобы суметь передать учащимся эстетическую и смысловую ценность этих произведений.
Цикл занятий «Вокально-хоровая работа на уроках музыки» способствует развитию исполнительской компетентности. Цель — совершенствование у учителей музыки навыков вокально-хоровой работы, поскольку пение как вид музыкально-творческой деятельности, является центральным на уроке музыки и одним из востребованных при организации внеурочной деятельности учащихся.
С целью развития полихудожественной компетентности учителя музыки реализуется тема «Взаимодействие и интеграция искусств на уроках музыки». Курс посвящен теоретическим и практическим вопросам реализации полихудожественных технологий в преподавании музыки в школе. В основе полихудожественного подхода лежат принципы, отражающие специфику урока музыки как урока Искусства (духовного возвышения, целостности и междисциплинарности, образности и ассоциативности), а также специальные методы — моделирования полихудожественной среды, резонансно-ассоциативный метод (Н. П. Шишлянникова), развития полихудожественных ассоциаций.
Таким образом, сотрудничество учреждений высшего и дополнительного профессионального образования на принципах компетентностного подхода являет собой пример функционирования непрерывного профессионального образования учителей музыки. Цель этой совместной деятельности — совершенствование профессионализма учителей музыки, повышение качества преподавания уроков музыки в учреждениях общеобразовательного типа.
Литература:
- Кармазина, Ж. Б. Художественное самообразование учителя музыки как условие развития его профессиональной компетентности [Текст] / Ж. Б. Кармазина. автореф. дис. …канд. пед. наук. Москва, ИХО РАО, 2009. 217 с.
- Лобанов, Н. А. Строительство общества непрерывного образования: утопия или реальность? [Текст] // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2012. — № 2 (5) — С. 72–79.
- Матюшкина, М. Д. Пути повышения качества постдипломного педагогического образования [Текст] // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 32–36.
- Ховов, О. В. Непрерывное профессиональное образование в контексте процессов глобализации [Текст] // Отечественная и зарубежная педагогика 2012. — № 2 (5) — С. 87–94.