Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.11.2021

Статья просмотрена: 409 раз

Библиографическое описание:

Фролов, С. С. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов / С. С. Фролов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85117/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов. Рассматривается понятие коррупции и антикоррупционной экспертизы, определяется сущность последней. Автор особое внимание уделяет органам прокуратуры, как субъектам проведения данного вида экспертизы. Рассматриваются проблемные аспекты, связанные с исполнением требований прокурора. Выявляются проблемы правового регулирования по данному вопросу и предлагаются пути совершенствования действующего законодательства.

Особенно актуальным направлением государственной политики Российской Федерации на сегодняшний день является предотвращение коррупции. Особое внимание уделяется этому направлению при изложении тех или иных положений нормативно-правовых актов. Дело в том, что действующее законодательство имеет в себе отдельные нормы, которые фактически способствуют появлению коррупционных правонарушений. Данные обстоятельства предопределяют необходимость существования мер противодействующего характера коррупционным проявлениям. Одним из таких направлений является проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, особое значение при проведении которой отводится органам прокуратуры. Вместе с тем правовая регламентация отдельных положений, связанных с проведением антикоррупционной экспертизы органами прокуратуры, является не совершенной и нуждается в редакции. Данные обстоятельства предопределяют необходимость проведения исследования по избранной теме для научной статьи.

Cледует отметить, что легальное определение указанной дефиниции мы можем обнаружить в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [5]. Однако определение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов мы не найдем в действующем правовом регулировании. В связи с этим для более содержательного понимания данного направления рассмотрим понятие, которое дается в научной литературе.

Так, под антикоррупционной экспертизой следует понимать «оценку проекта НПА с точки зрения его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая договоры и соглашения России с иностранными государствами, а также признаваемые Российской Федерацией международно-правовые акты, и внутренней их последовательности; обеспечение системности законодательства» [1, c. 24].

Главной целью антикоррупционной экспертизы является выявление и устранение ошибок, включенных в них коррупциогенных факторов, способствующих возникновению и распространению коррупции. Более того коррупциогенные факторы образуют недостатки законодательства: его пробелы, противоречивость, неотчетливость изложения норм, искажение правовой компетенции и другие факторы. Формальное применение или строгое соблюдение правовых норм, подверженных таким факторам несовершенства их изложения, проявляется в совершении узаконенных действий (бездействия) правоприменителя — не в последнюю очередь для целей приобретения личных коррупционных выгод.

Проанализированные определения из научной среды рассматриваемого вида экспертизы позволяют выявить ряд характерных признаков, присущих антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов:

– Специальный субъектный состав лиц, имеющих право проводить такую экспертизу;

– Антикоррупционная экспертиза имеет своей целью выявление факторов, способствующих проявлению коррупции;

– Антикоррупционная экспертиза проводится на этапе подготовки нормативных правовых актов для достижения вышеуказанной цели.

Правовая регламентация антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов осуществляется Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3]. При этом, как уже было отмечено, при проведении данного вида экспертизы важную роль играют органы прокуратуры. Это, в частности, следует и из ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [4], которая устанавливает особенности проведения такой экспертизы. Правовое регулирования проведения антикоррупционной экспертизы осуществляется рядом и подзаконных нормативно-правовых актов, а именно Приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 400 от 28 декабря 2009 года «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», а также Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.

На сегодняшний день имеется ряд проблемных аспектов, которые препятствуют более эффективному проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов органами прокуратуры. В первую очередь, обозначенные нами далее коллизии вызваны несовершенством правового регулирования по вопросам, которые являются предметом настоящего исследования. В связи с этим далее пойдет речь о проблемах, которые вызваны неоднозначным законодательным подходом при решении отдельных вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов органами прокуратуры, и, соответственно, с целью решения выявленных нами коллизий будут предложены пути, направленные на совершенствование действующего законодательства, которые разрешат ряд проблем.

Так, прокурор проводит проверку нормативно-правового акта и в случае выявления в нем положений, которые носят коррупционный характер, он выносит требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.

Следует отметить, что требование прокурора подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа и учитывается в установленном порядке органом, который издал этот акт, в соответствии с его компетенцией.

Вместе с тем проблемным аспектом является то, что на практике зачастую такое ближайшее заседание откладывается на достаточно длительное время. Соответственно, такой нормативно-правовой акт продолжает свое действие и может повлечь совершение коррупционных правонарушений, злоупотреблений правами. На наш взгляд, решением данной проблемы может быть предоставление прокурору права требования созыва внеочередной сессии законодательного (представительного) органа и указания срока, в течение которого оно должно быть проведено. Представляется, что данное замечание должно найти свое законодательное правовое решение. В связи с этим существует необходимость по внесению соответствующих изменений в действующее правовое регулирование.

Не менее важной проблемой следует назвать обязательность исполнения требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов. К сожалению, на практике имеются случаи отклонения требования прокурора об изменении нормативного правового акта, предъявленного в связи с выявлением в нем коррупциогенных факторов. В первую очередь, это вызвано несовершенством правового регулирования данного вопроса. Речь идет о том, что толкование положений ч. 1 ст. 4 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и п. 2 ст. 9.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет сделать вывод о наличии альтернативы, а именно возможности применения как требования об изменении нормативного правового акта, так и обращения в суд. В то же время согласно п. 1.7 Приказу Генерального прокурора Российской Федерации № 400 от 28 декабря 2009 года «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» право на обращение в суд предусмотрено в случае отклонения требования прокурора об изменении нормативного правового акта [2]. В данном приказе прокурорам рекомендовано прежде, чем обращаться в суд, внести требование и только после его отклонения применять судебный порядок судебного оспаривания коррупциогенного нормативного правового акта.

Представляется, что это достаточно серьезный пробел в правовом регулировании, который нуждается в устранении. На наш взгляд, не должно быть возможности или отклонения требования прокурора об изменении нормативного правового акта, или с момента, когда прокурор выносит соответствующее требование в отношении нормативно-правового акта или его отдельных положений, он должен прекращать свое действие до момента устранения положений, имеющих коррупционный характер.

Таким образом, ключевое значение в проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов отводится органам прокуратуры. Вместе с тем на практике при реализации полномочий прокурорами в данном направлении зачастую возникают отдельные проблемы, которые нами были затронуты в ходе настоящего исследования. К примеру, в настоящее время при прямом толковании положений действующего законодательства можно говорить о том, что требование прокурора является необязательным к исполнению. На наш взгляд, это неправильно. При этом возможность отклонения требования прокурора дает возможность для действия положений нормативно-правового акта с коррупциогенными факторами, которые способствуют различным злоупотреблениям прав и развитию коррупционных правонарушений. В связи с этим, с целью разрешения проблемных аспектов представляется необходимым внести соответствующие изменения в действующее законодательство с целью создания условий для более эффективного проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов органами прокуратуры.

Литература:

  1. Александрова Н. В. Антикоррупционная экспертиза в системе правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2019. № 3 (18). С. 22–28.
  2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» // Законность. № 4. 2010.
  3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. cт. 3609.
  4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. cт. 4472.
  5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). cт. 6228.
Основные термины (генерируются автоматически): антикоррупционная экспертиза, акт, орган прокуратуры, нормативный правовой акт, Российская Федерация, действующее законодательство, правовое регулирование, нормативно-правовой акт, изменение, Генеральный прокурор.


Похожие статьи

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Автор рассматривает правовое регулирование данного направ...

Проблемы в административном судопроизводстве

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с административным судопроизводством, важность правильной интерпретации этих проблем. Выявлены идеи, задачи и основные ошибки в действиях и бездействиях государственных органов, органов м...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Актуальные аспекты правового регулирования вопросов противодействия коррупции на современном этапе развития правовой системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы действующих нормативных основ, регулирующих отдельные аспекты противодействия коррупции, акцентируется внимание на имеющихся недостатках их правового регулирования. Вносятся предложения по правкам федеральн...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Процессуальная самостоятельность следователя: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы процессуальной самостоятельности следователя в контексте уголовного судопроизводства Российской Федерации. Анализируются нормативно-правовые акты, которые обеспечивают независимость следователя, а также проблемы, возн...

О некоторых вопросах правового регулирования валютных правонарушений

В статье автор рассматривает материалы судебной практики по делам об административных правонарушениях в сфере валютного регулирования. Анализируются спорные вопросы, предлагаются варианты их правового решения.

Законность привлечения лица в качестве обвиняемого в уголовно-процессуальном праве

Данная научная статья представляет собой анализ законности привлечения лица в качестве обвиняемого в уголовном процессе с учетом современной правоприменительной практики. В статье рассматриваются основные принципы и нормы, регулирующие процесс привле...

Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. В...

Похожие статьи

Международно-правовые основания административной ответственности в сфере противодействия коррупции

Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации из международных договоров о противодействии коррупции является важным направлением как нормотворчества, так и научных исследований, ориентированных на оптимальный учет норм международного прав...

Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Автор рассматривает правовое регулирование данного направ...

Проблемы в административном судопроизводстве

В данной статье будут рассмотрены основные проблемы, связанные с административным судопроизводством, важность правильной интерпретации этих проблем. Выявлены идеи, задачи и основные ошибки в действиях и бездействиях государственных органов, органов м...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Актуальные аспекты правового регулирования вопросов противодействия коррупции на современном этапе развития правовой системы

В статье рассматриваются актуальные вопросы действующих нормативных основ, регулирующих отдельные аспекты противодействия коррупции, акцентируется внимание на имеющихся недостатках их правового регулирования. Вносятся предложения по правкам федеральн...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Процессуальная самостоятельность следователя: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются вопросы процессуальной самостоятельности следователя в контексте уголовного судопроизводства Российской Федерации. Анализируются нормативно-правовые акты, которые обеспечивают независимость следователя, а также проблемы, возн...

О некоторых вопросах правового регулирования валютных правонарушений

В статье автор рассматривает материалы судебной практики по делам об административных правонарушениях в сфере валютного регулирования. Анализируются спорные вопросы, предлагаются варианты их правового решения.

Законность привлечения лица в качестве обвиняемого в уголовно-процессуальном праве

Данная научная статья представляет собой анализ законности привлечения лица в качестве обвиняемого в уголовном процессе с учетом современной правоприменительной практики. В статье рассматриваются основные принципы и нормы, регулирующие процесс привле...

Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. В...

Задать вопрос