Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.11.2021

Статья просмотрена: 292 раза

Библиографическое описание:

Фролов, С. С. Организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления / С. С. Фролов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 120-122. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85118/ (дата обращения: 03.04.2025).



Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Автор рассматривает правовое регулирование данного направления прокурорского надзора. Во внимание берутся проблемные аспекты, связанные с реализацией данной деятельности органами прокуратуры, и предлагаются пути совершенствования действующего законодательства в аспекте темы исследования.

Прокуратура представляет собой особую государственную структуру, которая осуществляет надзор за исполнением законов на территории Российской Федерации. При этом одним из достаточно важных и в тоже время проблематических направлений является надзор за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. На сегодняшний день в правовом регулировании данной деятельности имеется ряд проблемных аспектов, которые нуждаются не только в доктринальном исследовании, но и в предложении авторских путей по совершенствованию действующего законодательства. В связи с этим представляется, что выбранная тема для настоящей научной статьи является актуальной и востребованной для исследования.

Следует отметить, что правовое регулирование прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления состоит из ряда нормативно-правовых актов. В первую очередь речь идет о Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3], а также о ряде Приказов, исходящих от Генеральной прокуратуры РФ. Иными словами, мы имеем на сегодняшний день многоступенчатое и не кодифицированное правовое регулирование обозначенной сферы деятельности прокурорского надзора. При этом особое значение занимает Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» [2]. С целью реализации положений данного Приказа органами прокуратуры применяется ряд мер в данной сфере деятельности.

Так, прокуроры должны участвовать в процессе деятельности, связанной с подготовкой нормативно-правовых актов, исходящих от органов местного самоуправления. Речь идет о проверке таких актов на наличие коррупционных положений.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «прокуроры субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных и исполнительных органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней. При обсуждении проектов прокурор обязан высказать свои замечания и мнение о законности принимаемого акта».

Увеличение количества выявленных органами прокуратуры нормативных правовых актов, не соответствующих требованиям законодательства или содержащих коррупционные факторы свидетельствует о том, что органы местного самоуправления не исполняют соглашения, а также нормативные правовые акты, в части своевременного и полного направления нормативных правовых актов и их проектов для изучения в прокуратуру.

Одной из причин ненаправления органами местного самоуправления в прокуратуру нормативных правых актов является то, что органы власти и органы прокуратуры расходятся во мнении, какие правовые акты относить к нормативным. В настоящее время понятие нормативного правового акта на законодательном уровне не закреплено [1, c. 130].

Следует также отметить, что зачастую проблематично реализовать положения, связанные с участием прокурора в заседании представительного органа. Проблема обусловлена, например, удаленностью некоторых населенных пунктов, одновременным назначением таких заседаний в нескольких населенных пунктах. Прокурор, к сожалению, не всегда может в таком случае принять участие. В свою очередь, отсутствие прокурора на заседании отражается и на возможном принятии незаконного правового акта, с наличием положений коррупционного характера.

Кроме того, на федеральном уровне за органами местного самоуправления обязанность направлять нормативные акты в прокуратуру для изучения не закреплена, что влечет избежание привлечения к какой-либо ответственности должностных лиц за непредставление нормативного акта в прокуратуру.

В ряде субъектов РФ начинает распространение практика, когда органы прокуратуры включаются в число обязательных адресатов, которым предварительно направляются правовые акты представительных органов муниципальных образований. На наш взгляд, такое положение должно найти отражение и в федеральном законодательстве.

В связи с этим представляется необходимым внести соответствующие изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, касающейся обязанности органов местного самоуправления согласовывать с органами прокуратуры принятие муниципальных правовых актов по основным вопросам жизнедеятельности муниципальных образований, включив органы прокуратуры в перечень обязательных адресатов, кому направляются проекты таких актов для согласования.

Безусловно, что такие изменения направлены на исключение издания незаконных нормативно-правовых актов и совершенствованию самого содержания таких актов. В связи с этим проверка законности нормативно-правовых актов является достаточно важной деятельностью и в законодательстве не должно быть лазеек для пренебрежения участием органов прокуратуры при проведении соответствующего заседания представительного органа местного самоуправления.

Нельзя также не затронуть вопрос, связанный с обязанностью прокурорских работников по изучению нормативных правовых актов в течение 30 дней после их принятия или после внесения изменений в уже действующие. Прокурор может принести протест при выявлении нарушений (при несоответствии НПА закону). При этом прокурором также направляются не только замечания, но и способы их устранения.

Если данные замечания не устраняются, то работники органов прокуратуры имеют право поставить вопрос о применении ответственности к органам местного самоуправления, их должностным лицам.

Стоит указать и на иные проблемные аспекты в рассматриваемой сфере прокурорского надзора. Выявленные проблемы можно рассмотреть с точки зрения внутренних и внешних.

Так, к внутренним проблемам следует отметить, что прокуроров не так много, а нормативно-правовых актов издаются часто. В связи с этим на прокуроров идет большая нагрузка и они не всегда успевают, например, присутствовать на заседаниях представительных органов местного самоуправления, изучать все нормативно-правовые акты, издаваемые органами местного самоуправления.

К внешним проблемам можно отметить низкий уровень развития правовой культуры и правовой нигилизм, исходящий от органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Данная проблема имеет ряд негативных последствий.

Так, мы можем заметить, что большинство нормативно-правовых актов субъектов РФ и местного самоуправления практически идентичны, поскольку они копируют друг друга. Иными словами, являются шаблонными и не учитывают особенности каждого отдельного региона, в котором действуют. При этом в дальнейшем в таких актах даже не учитываются изменения, вносимые в федеральное законодательство. Следствием становится то, что нормативно-правовые акты субъектов РФ и местного самоуправления начинают противоречить законам, действующим на федеральном уровне.

Таким образом, организация работы по надзору за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления, имеет ряд проблемных аспектов, которые нуждаются в решении посредством внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.

Литература:

  1. Михайличенко Т. Н. Проблемы прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления // Вопросы современной юриспруденции. 2017. № 3–4 (65). С. 128–132.
  2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 02.10.2007 № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. cт. 4472.
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, акт, Российская Федерация, орган прокуратуры, орган, прокурорский надзор, действующее законодательство, правовое регулирование, прокуратура, прокурор.


Похожие статьи

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов. Рассматривается понятие коррупции и антикоррупционной экспертизы, определяется сущность последней. Автор особое внимание уделяет органам прок...

Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что нали...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Сущность и значение судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам

В данной статье рассматривается сущность и значение судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам. Даётся обоснование судебным полномочиям, рассматриваются направления судебной деятельности в досудебном производстве. Проанализирован...

Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. В...

Акты прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие

В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особеннос...

Актуальные проблемы правового регулирования заключения трудового договора в органах местного самоуправления

В статье рассматриваются особенности правового регулирования заключения трудового договора в органах местного самоуправления (ОМСУ). Особое внимание уделяется анализу действующего законодательства и правоприменительной практики. Автор выделяет ключев...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Похожие статьи

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с антикоррупционной экспертизой нормативно-правовых актов. Рассматривается понятие коррупции и антикоррупционной экспертизы, определяется сущность последней. Автор особое внимание уделяет органам прок...

Нормативно-правовое регулирование организации бюджетного процесса органов местного самоуправления

В статье рассматривается нормативно-правовое регулирование бюджетного процесса на уровне органов местного самоуправления (ОМСУ) в Российской Федерации. Акцентируется внимание на правовых основах, регулирующих планирование и исполнение местных бюджето...

Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология»

В статье рассматриваются особенности и некоторые проблемы реализации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национального проекта «Экология». Автором особый акцент делается на проблемах определения объектов прокурорского...

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что нали...

Проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в области предупреждения преступлений, совершаемых несовершеннолетними

В данной статье рассматриваются наиболее важные проблемные аспекты организации деятельности органов прокуратуры в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних. В этой связи исследуются соответствующие полномочия и обязанности органов прокурат...

Сущность и значение судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам

В данной статье рассматривается сущность и значение судебного контроля в досудебном производстве по уголовным делам. Даётся обоснование судебным полномочиям, рассматриваются направления судебной деятельности в досудебном производстве. Проанализирован...

Участие прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях

В данной статье рассмотрены обобщенные теоретические и практические аспекты участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях, а также некоторые вопросы, которые возникают при рассмотрении указанной категории дел судами. В...

Акты прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие

В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особеннос...

Актуальные проблемы правового регулирования заключения трудового договора в органах местного самоуправления

В статье рассматриваются особенности правового регулирования заключения трудового договора в органах местного самоуправления (ОМСУ). Особое внимание уделяется анализу действующего законодательства и правоприменительной практики. Автор выделяет ключев...

Государственная регистрация юридических лиц

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц, как в теоретическом, так и практическом аспектах. Автором проведен анализ процесса, регулирующего процедуру регистрации юридических лиц, и выявлены ос...

Задать вопрос