В статье говорится о том, что дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду. Ведущим видом деятельности современных дошкольников является игра на цифровых устройствах. В традиционной игре ребёнок является создателем воображаемой «мнимой» ситуации, а в виртуальном мире роль ребёнка заключается не в создании чего-то нового, а в выборе тактики поведения.
Развитие технологий изменяет структуру мозга человека и когнитивных процессов, таких как мышление, внимание, память, речь, воображение.
Ключевые слова: когнитивная сфера, цифровизация, когнитивные процессы, поколение Z, опосредование деятельности, виртуальная среда, многозадачность.
Человечество в современную эпоху переживает очередную информационную революцию. Данная революция обусловлена новым средством коммуникации. Речь идет о переходе к опосредованию деятельности. Появляются принципиально новые виды взаимодействия, изменяются уже существующие. Данные изменения обуславливают развитие поколения «Z» на всех возрастных этапах. В дошкольном возрасте, по данным Фонда развития интернет, ведущим видом деятельности становится игра на цифровых устройствах (гаджетах). Дети с раннего возраста оказываются погруженными в виртуальную среду, которая совсем не является прототипом «мнимой ситуации» в ролевой игре. «Мнимая ситуация» предполагает субъекта, вовлеченного в игру, которая связана с функцией воображения [10].
В виртуальной ситуации дети видят одно и то же изображение, оно существует объективно. Изображения на экране подвергаются изменениям, которые изначально были заложены создателями программы. Можно манипулировать объектами, но эти изменения носят объективный характер. В традиционной игре ребёнок является главным создателем воображаемой «мнимой» ситуации. В виртуальной ситуации ребёнок может лишь манипулировать, его роль заключается не в создании чего-то нового, а в выборе тактики поведения с объективно существующими объектами [3].
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что «виртуальная игра» гораздо в меньшей степени способствует развитию воображения, чем традиционная сюжетно-ролевая игра.
Развитие технологий изменяет структуру мозга и когнитивные функции.
Под когнитивными функциями подразумевают функции головного мозга, при помощи которых осуществляется процесс рационального познания мира и обеспечивается рациональное взаимодействие с ним. К когнитивным функциям относят: память, внимание, речь, поведение, праксис, интеллект.
Напрямую связано с развитием речи развитие когнитивных функций. У многих дошкольников сейчас наблюдается недоразвитие речи (дислексия и дисграфия). Сейчас свыше 40 % детей, использующих гаджеты, имеют проблемы подобного рода. У большого количества детей наблюдается задержка речевого развития до трёх лет. Дети хуже формулируют свои мысли, чем их сверстники из предыдущих поколений. В данной цифровой реальности дошкольники не имеют полноценной практитки общения со сверстниками: сюжетно-ролевые игры подменила «виртуальная» игра, «дворовые» игры отсутствуют. Как показывают психологические исследования, если человек не имеет повседневной практики общения, полноценное формулирование мысли и мышление не может сформироваться. Дети целыми днями сидят в интернете, у них происходит деформация социальных связей. Суррогатная форма коммуникации замещает потребность в общении [5].
Возникает вопрос: чем плох «цифровой мир»? Если мы понимаем для чего ребенку и взрослому нужна реальность, ответить на заданный вопрос нам будет легко. Получая информацию о внешнем мире, мозг развивается. Ранее ребёнок через активное взаимодействие познавал мир. Собирая пирамидку — развивалась логика, развивалась координация движений. Через взаимодействие с предметами человек получает информацию о свойствах окружающей среды. В раннем возрасте мозг человек наиболее восприимчив и пластичен к изменениям. Наиболее сензитивным периодом является период до 10 лет. В этот период активно формируются нейронные связи. Окружающая среда играет основную роль в этом процессе. Взаимоотношения ребенка с окружающей средой во многом определяют цифровые устройства (гаджеты).
По мере взросления ребенок всё больше времени пребывает за экраном ноутбука, смартфона, планшета. С одной стороны, неразумно запрещать пользоваться гаджетами, так как они являются двигателями прогресса. С другой стороны, постоянное нахождение перед экраном гаджета ведёт к формированию клипового мышления. Клиповое мышление — мышление, характеризующееся фрагментарностью, отражение лишь разнообразных свойств объектов, затруднение с построением целостной картины, высокая степень переключения. Клиповому мышлению можно противопоставить словесно-логическое, линейное мышление. У людей с клиповым мышлением существуют проблемы с установлением причинно-следственных связей. К появлению новых технологий адаптируются процессы памяти [10]. В памяти сохраняется алгоритм получения информации, а не содержания. Меньшие объемы памяти характеризуют представителей «цифрового поколения», по сравнению с представителями предыдущих поколений. Снижается потребность в глубокой обработке информации. Времени на длительное запоминание информации не остаётся. В связи с высокой скоростью поиска информации, как своеобразная защита мозга от перегрузки, происходит быстрое забывание содержания контента после завершения работы [5].
Особенности внимания у представителей «цифрового поколения».
Для представителей цифрового поколения характерны повышенная отвлекаемость, нарушение концентрации внимания. Человек с трудом сосредотачивается на чем-нибудь длительное время. Под действием потоков информации человек вынужден постоянно переключаться с одной деятельности на другую. Возникает «техногенное истощение мозга». Очень часто наш мозг вынужден решать несколько задач одновременно. Многозадачность, с целью повышения производительности труда, заставляет переключаться наше внимание с одной задачи на другую. Постоянно человек вынужден решать большое количество задач одновременно. Однако множество исследований свидетельствует о том, что подобная практика рассеянности внимания способствует снижению производительности труда. Человек хуже запоминает информацию, концентрируясь на нескольких задачах одновременно. Не может отличить главную задачу от второстепенных, сталкивается со спутанностью своих мыслей. Попутное прослушивание радио во время уборки нам не доставляет особых трудностей. Но если приходится решать параллельно задачи, которые требуют большой умственной нагрузки, то концентрация внимания падает. Одновременно разговор по телефону и вождение автомобиля отрицательно сказывается на концентрации внимания. Продолжительная нагрузка со стороны цифровых источников на мозг приводит к усталости, перенапряжению и раздражительности. Когда организм испытывает стресс, начинает выделяться адреналин и кортизол. Сначала они повышают уровень энергии, но впоследствии приводит к ряду психических нарушений: нарушение когнитивных функций, агрессия, депрессия, гиперактивность, синдром дефицита внимания.
Число детей с диагнозом синдром дефицита внимания, в последние годы растёт. Детский мозг ещё до конца не сформировавшийся наиболее чувствителен к слуховой и зрительной симуляции.
Бесспорно, есть и плюсы высокотехнологической цивилизации, но развитие технологий радикально меняет наш привычный уклад жизни, и очень быстро изменяет структуру мозга.
Конфликт между антитехницистами и сторонниками технологического детерминизма не имеет решения. Нил Постман, американский теоретик в своей речи заметил «технологические перемены — это всегда сделка Фауста: технология даёт, и технология отнимает, и не всегда в равной мере. Новая технология иногда создаёт больше, чем разрушает. Иногда она разрушает больше, чем создаёт. Но у этой палки всегда два конца».
Заключение
- В раннем возрасте мозг наиболее восприимчив к изменениям и пластичен. Касается это особенно период до 10 лет.
- Можно рассматривать изменения, происходящие в познавательной сфере, через трансформацию социокультурной стороны развития.
- Происходящие изменения приводят к деформации развития «классических когнитивных процессов»: произвольного внимания, аналитического мышления, рефлексии, письменной и устной речи, восприятия длительных линейных последовтельностей.
На наш взгляд исследование когнитивной сферы поколения «Z» сегодня является очень важной исследовательской проблемой. Без решения данной проблемы невозможно проводить изменения в школьной программе в условиях трансформации российского образования.
Литература:
- Безбогова М. С., Ионцева М. В. Социально-психологический портрет современной молодёжи // Интернет — журнал «Мир науки», 2016. Т. 4, № 6.URL/-http:// mir-nauki com/ PDF/35PSMN616. pdf (дата обращения:23.10.2021)
- Голубинская А. В. Нейрокогнитивный подход к исследованию поколения Z //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016.№ 1, т. 1. С.161–167.
- Денисенкова Н. С., Красило Т. А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации //Современное дошкольное образование.2019 № 6 (96) с.50–57.
- Карабанова О. А., Молчанов С. В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков //Национальный психологический журнал. 2018, № 3 (31), с. 37–46.
- Лысок И. В., Белов Д. П. Влияние информационно-коммуникационных технологий на особенности когнитивных процессов //Известия ЮФУ. Технические науки. 2013, № 5 (142) с.256–264.
- Смирнова Е. О., Смирнова С. Ю., Шеина Е. Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий Современная зарубежная психология.2019 Том 8 № 4 с.79–87.
- Смирнова Е. О., Матушкина Н. Ю., Смирнова С. Ю. Виртуальная реальность в раннем дошкольном детстве //Психологическая наука и образование. 2018. Том 23№ 3 с.42–53.
- Солдатова Г. В., Теславская О. И. Видеоигры в фокусе науки дети в информационном обществе. 2017 32 (27), с.24–35.
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребёнок в изменяющемся мире.
- Старыгина О. А. Клиповое мышление и образование. Кто виноват и что делать? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 2 (23), 270–274.