В статье рассматриваются вопросы активизации речи старших дошкольников с ОНР, анализируются методики, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения, выявляется взаимосвязь между речью и мышлением.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, связная речь, дошкольники, речевое общение, методики.
The article discusses the issues of activating the speech of older preschoolers with general speech underdevelopment, analyzes the methods that are currently popular in the work on activating verbal communication, reveals theinterconnection between speech and thinking.
Keywords : general speech underdevelopment, coherent speech, preschoolers, verbal communication, techniques.
Когда логопед начинает общение с ребенком, задает первый вопрос о семье, друзьях, увлечениях, он уже составляет представление о словарном запасе, оценивает лексико-грамматические категории, которые присутствуют в его речи, аграмматизмы, замечает то, насколько нарушено звукопроизношение или то, что дошкольник не совсем понимает обращенную к нему речь. У детей с ОНР выявляется бедность словаря, иногда они не знают значения какого-либо слова и не могут выучить его произношение, даже слыша в речи окружающих. Ребенок пользуется примитивными, упрощенными моделями высказывания. При любой попытке их усложнить, он путается и может совсем замолчать или начать говорить с ошибками, которые не будут им осознаваться.
Специалист не должен заниматься только прицельным развитием, например, фонематического слуха или грамматики, изучая, скажем, употребление существительных в дательном падеже, он должен работать с ребенком, охватывая все виды его речевой активности, уделять внимание всем сторонам речевого общения. Свой собственной речью, тем, как логопед формулирует вопрос и общается с ним, как поправляет других детей, он показывает пример той самой связной речи, развить которую стремится.
Речевое общение детей с ОНР является главной проблемой, с которой они сталкиваются каждый день в повседневной жизни. «Они испытывают трудности в передаче причинно-следственных и временных связей, в нарушении последовательности и пропуске слов в предложении, в аграмматизмах при построении фраз, в использовании однотипных простых синтаксических конструкций» [1, с. 67]. Говоря об этой проблеме, И. А. Сироткина замечает: «в настоящее время разработаны вариативные формы упражнений и заданий, направленных на развитие связной речи у детей с ОНР, предложены методики обучения рассказыванию» [1, с. 67]. Среди таких технологий можно отметить те, которые в настоящее время пользуются популярностью в работе по активизации речевого общения старших дошкольников с ОНР.
1. Методика формирования связной, последовательной речи посредством пересказывания готового текста литературного произведения. В начале работы ребенку предлагается построить свой ответ с помощью иллюстраций и вспомогательных фраз, терминов, которые подготавливаются заранее на основе содержания текста. Ориентируясь на них, дошкольник с ОНР последовательно воспроизводит предложения один за другим, видоизменяя отдельные фразы и слова, при этом не теряя нити повествования. На более позднем этапе он учится пересказывать без применения дополнительных материалов. К положительной черте этого метода можно отнести простоту и доступность использования.
Творческая речевая деятельность детей находится в прямой зависимости от уровня развития мышления. Основополагающим моментом методики пересказывания текста является то, что обучение ребенка пересказу основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми выделяется ряд этапов, на каждом из которых представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у дошкольника развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки.
Однако в процессе пересказывания могут проявляться ошибки, связанные со смешением глобальной и второстепенной информации. Главные детали опускаются, а второстепенные выходят на первый план. Часто нарушается взаимосвязь частей текста, проявляется неточность в изложении основной сюжетной линии, неправильное употребление союзных слов. Например, ребенок может сказать «птицам становится холодно, потому что они улетают на юг». В данном высказывании очевидно нарушена причинно-следственная связь.
2. Сюжетно-ролевая игра. Оказывает положительное влияние на активизацию речи, является продуктивным методом работы со старшими дошкольниками с ОНР, способствует совершенствованию диалоговой речи, коммуникативных умений и навыков. Сюжетно-ролевая игра, как правило, носит коллективный характер, наличие группы детей — это наиболее благоприятное условие для развития речевого общения. Их главная ценность для формирования богатого словарного запаса и навыков общения — потребность вести диалог с партнерами, комментировать свои действия. В создании образа особо значительна роль слова, которое помогает ребенку выразить чувства, мысли, понять переживания сверстников, согласовывать свои действия. В старшем дошкольном возрасте иногда при помощи слова создаются целые эпизоды игр.
По мнению Н. В. Логиновой, «развивая игровую деятельность детей с общим недоразвитием речи, педагоги специальных групп прежде всего планируют задачи руководства игрой, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи, а также предусматривают возможности речевого общения детей между собой и со взрослым. На первых этапах педагогам часто приходится выполнять ведущие роли в игре, выступать в качестве организаторов совместных игр детей» [2, с. 190].
Не рекомендуется наставлять детей во время игры, категорично исправлять речевые ошибки, заставлять правильно выговаривать слова. Но и оставлять процесс игры без внимания нельзя, поскольку Л. С. Выготским доказано, что «развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Задержанные в своем развитии дети, оказываются отсталыми и в развитии воображения» [3].
В настоящее время увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи. По мнению автора, это является следствием ухудшения здоровья детей, так как нездоровое самочувствие влияет на процессы мышления, которые находятся в прямой взаимосвязи с речью. Проблема соотношения языка и мышления является центральной в данном вопросе.
Значение речевого общения в становлении личности ребенка настолько велико, что задача по ее формированию занимает особое место в воспитании. Несмотря на отклонения от возрастных норм у детей с общим недоразвитием речи, существует тенденция к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что позволяет при своевременной логопедической и педагогической помощи скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в общеобразовательную организацию.
Литература:
- Сироткина, И. А. Формирование повествовательной связной речи у детей с ОНР на материале текстов цепной структуры / И. А. Сироткина // Ямальский вестник. — 2019. — № 2(16). — С. 67–69.
- Логинова, Н. В. Проблемы развития речи детей с ОНР в игре / Н. В. Логинова // Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы: сборник научно-методических статей. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. — С. 188–194.
- Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. — М.: Академия, 2000–232 с.