В статье произведен анализ использования статистики в уголовном праве и предложены методы совершенствования законодательства.
Ключевые слова: назначение наказания, право в РФ, право образующие нормы, система наказания, философия права.
The article analyzes the use of statistics in criminal law and suggests methods for improving legislation.
Keywords: sentencing, law in the Russian Federation, law forming norms, system of punishment, philosophy of law.
Статистика представляет собой отличный инструмент, способный вывести ту или иную научную деятельность на новый уровень. Повысить её точность, проиллюстрировать зарождающиеся гипотезы, установить целевые показатели реализации замыслов. В последние годы сбор и анализ статистических данных существенно упростился благодаря достижениям научно-технического прогресса, которые позволяют хранить невиданные ранее объёмы информации и передавать её на высокой скорости [1]. Представляется очень важным воспользоваться доступностью инструментария статистики и усилить его интеграцию с правовыми науками.
Для обеспечения должного функционирования уголовного законодательства необходимо тщательным образом подходить к сбору информации о проблемах, и сильных сторонах действующего закона, отражая наблюдения в статистических данных. Решением поставленной задачи требуется заняться ученым и специалистам практикам, чтобы минимизировать риски неверного толкования статистики. Если информация, зафиксированная в получаемой статистики, будет способна отражать реальную криминогенность общества и социальную обстановку, законодателю будет легче выработать новые или дополнить уже существующие методы борьбы с преступностью и её последствиями.
Статистика в отличие от субъективного мнения ученого или группы ученых имеет значительно менее широкий спектр возможностей некорректной интерпретации. Усиление её позиций в уголовном законодательстве поспособствует уменьшению роли авторитетов, чьи слова часто воспринимаются законодателем как истина, даже если они не опираются на какие-либо статистические данные.
Сегодня в мире общей направленностью развития юриспруденции развитых и почти всех развивающийся стран является либерализация уголовного законодательства и предусмотренных за преступления наказаний. Либерализация и идущая с ней об руку декриминализация в основном связана с ростом гуманности обществ, уменьшением количества насильственных преступлений [2; 3], и чрезвычайных ситуаций, требующих строжайшего законодательства для обеспечения выживания. Строгость законодательства минувших десятилетий в различных странах мира можно сравнить теперь, разве что, с военным положением и карантинами. Однако, часть государств включая Российскую Федерацию сталкивается с дополнительным фактором необходимости либерализации уголовного законодательства. Речь идёт о чрезвычайной загруженности мест лишения свободы и системы назначения наказания. По данным организации ICPR (организация занимается мониторингом количества заключённых в разных странах мира) Российская Федерации занимает 5 место с общим показателем 471 490 осуждённых [4].
В качестве мер борьбы с перегрузкой пенитенциарной системы в Российской Федерации предпринимаются шаги по увеличению количества назначения наказаний по преступлениям в экономической сфере и предпринимательстве, не связанным с перемещением лица в места лишения свободы. Практика показывает, что лица, переступившие закон в экономической сфере, зачастую представляют намного меньшую общественную опасность чем убийцы, насильники и другие посягнувшие на физическую целостность преступники. Многие практики выражают обеспокоенность соблюдением описанных в статье 43 УК РФ целям наказания. По их мнению, прослеживается серьёзное отхождение от цели восстановления социальной справедливости, что может вызвать общественное недовольство в его различных проявлениях.
Понятие справедливости не раскрывается уголовным кодексом и в целом является очень субъективным показателем, отражающим мнение лишь той части общества, которая имеет возможность его выразить. Наша диспозиция заключается в выборе между мнением законодателя и статистическими данными. Более рационально делать выбор по принятию решений в пользу статистики, ученым правоведам следует подкреплять свои позиции данными, а не литературными измышлениями.
В рассматриваемом случае у нас есть данные, по котором законодатель ожидает улучшений в виде снижения количества осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, что позволит оценить с помощью статистики успешность проводимых изменений в уголовном законодательстве.
Однако, нередки случаи появления новых норм уголовного кодекса, необходимость внедрения и критерии успешности которых, выяснить с помощью статистики невозможно. Разберём новую статью 280.2 УК РФ “Нарушение территориальной целостности Российской Федерации”. Содержательная часть не даёт нам чётко определить цель введения данной статьи. Она скорее является политическим манифестом с включённым довольно большим перечнем оговорок и исключений. Данные показывают, что Российскую Федерацию не захлёстывает волна подобных деяний и никакой срочной или постепенной криминализации не требуется. Соответственно, оценить успешность внедрения данной нормы права невозможно, её наличие на сегодня видеться бесполезным.
Законодатель находится в очень выгодных условиях. Текущие требования к законам не всегда ясны, а некоторые законодательные инициативы заставляют задуматься о злоупотреблении правом их создавать и приводить в исполнение.
Исходя из изложенного заметна решающая роль статистики для принятия решений по совершенствованию уголовного законодательства и способности его отвечать вызовам современности. Представляется необходимым создать прозрачный и открытый для всех членов общества критерий, сопутствующий всем изменениям, предлагаемым к реализации в уголовном законе. Речь идёт о статистической обоснованности, которая должна быть аналогична уже существующему критерию экономического обоснования [5]. Такое нововведение сможет ограничить законодателя от принятия законов или изменений в уголовном праве, на которые нет запроса в обществе. Кроме того, позволит установить цели и параметры достижения которых будет свидетельствовать об успехе законодательной инициативы, а также ограничит поле интерпретации и оправдания допущенных ошибок в случае провала внедряемых изменений.
Статистика не идеальна и подвержена неправильной интерпретации, а также фальсификации. Однако, заметить такие процессы в мире современном значительно проще. Свой независимый мониторинг осуществляет большое количество различных коммерческих и некоммерческих организаций. В случае допущения ошибок свойственных всем людям, общество будет иметь возможность скорректировать выводы, а в случае махинаций забить тревогу. Дополнительным эффектом от внедрения критерия статистической обоснованности, как представляется, будет повышение доверия граждан к законодателю и уголовному законодательству по причине прозрачности и открытости.
Литература:
- Михненко О. Е., Салин В. Н. Проблемы современной трансформации статистики // Учет. Анализ. Аудит. 2021. № 4.
- Трэвис, Алан. Падение уровня преступности в Великобритании ставит в тупик экспертов // The Guardian. — 2013–01–24
- Немецкая полицейская статистика по преступности // Федеральное управление уголовной полиции (Германия). — 2019–09–14 URL: https://www.bka.de/DE/AktuelleInformationen/StatistikenLagebilder/PolizeilicheKriminalstatistik/PKS2018/Zeitreihen/zeitreihenFaelle.html
- Prison Population Total. ICPS (10.01.2021). Дата обращения: 18 февраля 2021.
- Хрюкин А. Р., Беляев А. Н. Финансово-экономическая оценка разработки и внедрения технических стандартов организаций, 2008