В данной статье анализируется взаимодействие таких элементов правовой системы Российской Федерации, как право, обязанность, исполнение. Формируется концепция понимания взаимосвязи данных связующих звеньев и идея методологического подхода понимания и определения исключительного формального определения правоотношений.
Ключевые слова: право, обязанность, исполнение, исключительное формальное определение, обязанность исполнить, правовое поле субъекта, правовая система.
В полной мере можно считать, что базисом всей системы Российской Федерации являются три взаимосвязанных элемента — право, обязанность, исполнение. Опираясь на работу И. А. Иванникова «Право как форма выражения силы», можно определить, что право — форма выражения социальной силы, как инструмента в руках государственной власти для ограничения свободы управляемого ею общества, отдельных его индивидов [1, с. 68–71]. В свою очередь по М. Н. Марченко: «Юридическая обязанность представляет собой предусмотренную законом необходимость должного поведения одного лица — субъекта правоотношения в интересах другого, правомочного лица» [2, с. 314]. Следовательно, если брать во внимание данных двух цивилистов, то как субъект права может иметь свою силу, так и государство в лице своих исполнительных органов, но сила может представлять только в определенных рамках — рамках закона. Закон же, в свою очередь, — предписанные рамки поведения, которому следуют субъекты правового регулирования, соответственно все субъекты права находятся в своем правовом поле, которое и является силой.
Каждое правовое поле может быть идентично только одному лицу, ввиду чего его можно назвать не иначе как индивидуально-определенным, так как невозможно найти два абсолютно одинаковых субъекта права.
Также нельзя всегда рассматривать право только как форму выражения силы, потому что не все субъекты права такой силой обладают в виду возраста, особенностей развития и иных факторов, не позволяющих самолично реализовывать свою силу. Здесь право можно определить, как особенность, которая имеет временный или постоянный характер и со временем особенность или становится ничтожной, при развитии индивидуально-определенного правового поля, когда особенность лица преобразуется в силу, или остается в своей форме, когда право в позиции силы приходится на иных лиц, которые действуют во исполнение воли субъекта с особенным правом через свою силу.
Следовательно, беря во внимание, что два субъекта правового регулирования находятся в рамках индивидуально-определенных правовых полей, то исполнение можно рассматривать только как результат первых двух факторов — право и обязанности. Но обязанность не может быть в единоличной форме, потому что при заявлении своего права (силы) одним лицом второму лицу, у последнего появляется форма «обязанности исполнить». Данная ситуация возникает вследствие индивидуально-определенного правового поля, то есть ввиду заявленного права (силы) последнее лицо перед исполнением проводит проверку соответствия индивидуально-определенного правового поля предписанному законом поведения.
Как отмечала Г. В. Атаманчук: «Ответственность формируется на основании последовательного взаимодействия трех составных частей: а) сознания долга; б) оценки поведения; в) наложения санкций», [3, с. 400] — то есть если должностное лицо, находясь на стадии «обязанности исполнить», осознает свой законный долг перед правомочным лицом и оценивает его поведение в соответствие с законом, но не дает санкцию на исполнение требований, хотя они были формально определены и заявлены правомерно, то данная ситуация приводит к мерам ответственности должностного лица.
Из-за этого появляется особенная важность перед формальным определением своего права (силы), так как процессуальный формат заявления права является движущим элементом системы всех правоотношений в Российской Федерации. Невозможно перейти к следствию (исполнению) без заявления своего права (силы) и ситуации «обязанности исполнить», соблюдая все установленное процессуальным форматом и соответствуя предписанному законом поведению, невозможно получить отрицательный результат.
Таким образом, составленную гипотезу можно проиллюстрировать на рисунке 1.
Рис. 1. Порядок элементов правовой системы
Выход за пределы своего индивидуально-определенного правового поля и нарушение границ индивидуально-определенного правого поля другого субъекта права ведут к санкциям, определенных тяжестью нарушения этих границ, которые могут классифицироваться, как правонарушение (проступок) или преступление.
Следовательно, санкции могут рассматриваться, как необходимые меры сужения индивидуально-определенного правового поля одного субъекта права из-за нарушения границ индивидуально-определенного правового поля другого субъекта права в целях предупреждения последующих правонарушений (проступков), преступлений, со стороны, как субъекта, нарушившего границы индивидуально-определенного правового поля, так и иных субъектов права, так как санкции являются показательной мерой для понимания ответственности за посягательство на индивидуально-определенное правовое поле субъекта права.
Далее следует рассмотреть схематичную концепцию формального заявления права (силы) и возможности не исполнять предписанную законом обязанность, так как ни одна обязанность не может исключать право ее не выполнять. Описанное представлено на рисунках 2 и 3 соответственно.
Рис. 2. Формальное заявление права
Рис. 3. Порядок неисполнения обязанности
Также ввиду романо-германской системы права, на каждый заявленный аспект необходимо подобрать соответствующий нормативно-правовой акт для подтверждения права (силы) и последующей проверки в ситуации «обязанности исполнения».
Источники права (силы) для формального заявления заключаются в следующем:
1) Конституция Российской Федерации;
2) Федеральные конституционные законы;
3) Федеральные законы;
4) Законы;
5) Подзаконные акты Российской Федерации;
6) Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
7) Подзаконные акты субъектов Российской Федерации;
8) Локальные нормативные акты;
9) Обычай делового оборота;
10) Судебный прецедент;
11) Доктрина;
12) Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
Можно долго рассматривать, какой источник возможен для описания имеющейся ситуации с заявлением права (силы), какую иерархию применить, или что может входить в данный список, но наиболее правильным будет разделить имеющиеся источники на категории, к которым субъект права может обратиться в зависимости от цели.
Таким образом, рассматривая часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации можно прийти к выводу, что международные нормативно-правовые акты используются только в той части, в которой нормы Российской правовой системы не могут обеспечить законность обязанности исполнить и последующего исполнения волеизъявления лица. Заявление своего права в соответствие с законными границами правового поля для приобретения нового статуса возможно только в данном направлении, потому что Россия, как суверенное государство, не должна терять свою историческую самоидентификацию, а развивать правовую систему в зависимости от поступающих тенденций изменения общества. Следовательно, международные нормативно-правовые акты надлежит отнести к специфичной группе источников права России.
Порядок заявления своего права (силы) в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации можно рассмотреть на рисунке 4.
Рис. 4. Порядок заявления права по международным нормам
Если говорить об основе Российского законодательства, то источники права жестко иерархированны, и каждый последующий нормативно-правовой акт не может противоречить вышестоящему. Лицо, последовательно знакомясь с нормативно-правовыми актами в той области, в которой ему необходимо заявить свое право (силу), выстраивает формальное заявление.
Конституция Российской Федерации содержит основополагающие начала правовой системы Российской Федерации, в ней изложены права и свободы человека и гражданина. Существующие «основополагающие начала» дополняются и обозначаются Федеральными конституционными законами, которые не затрагивают иные отрасли права, а описывают уже имеющиеся. Федеральные законы в свою очередь раскрывают иные стороны правовой системы, конкретизируют имеющиеся положения и предусматривают ограничения в определенных случаях. То есть, как описано ранее, для обеспечения сохранности индивидуально-определенного правового поля одного субъекта к другому применяются предусмотренные санкции за правонарушение (проступок), преступление и в целях предупреждения противоправных деяний со стороны иных субъектов права. Следовательно, права и свободы, данные Конституцией Российской Федерации, могут ограничиваться в случаях, предусмотренных Федеральным законом или законом, основанным на Федеральном законе и дополняющем его.
Невозможно описать все в едином Федеральном законе или постоянно его редактировать, так как из этого состояния он может не выйти. Следует для дальнейшего формирования правовой системы конкретизировать положения из Федеральных законов и Законов. Также ввиду многонациональности и всеобъемлемости Российской Федерации, признавая исторические особенности народов, субъекты вправе издавать свои нормативно-правовые акты, не противоречащие федеральному законодательству. Далее конкретизация происходит вплоть до муниципалитета и отдельных организаций.
Обычай делового оборота используется в узконаправленных случаях, когда это прямо предусмотрено законом или в случаях, не указанных в законе, когда соблюдаются требования определенных устоявшихся норм.
Судебный прецедент и доктрина ввиду романо-германской системы права, избранной Российской Федерацией не используются прямо, как источник права, но служат в качестве ознакомления с нормами, применяемыми в практике в сложившейся правовой ситуации, что свидетельствует о правильности заявления своего права (силы) для благоприятных последствий на правовое поле субъекта права.
Схематично источники права России можно расположить следующим образом на рисунке 5.
Рис. 5. Расположение источников права России
Понимание основы иерархичной структуры источников права России может свидетельствовать о правильности заявления права (силы), последующем его исполнении и благоприятных последствиях для индивидуально-определенного правового поля субъекта права.
Выбрав нормативно-правовой акт или несколько, по которым лицу необходимо заявить свое право (силу), следует четко понимать правовую норму, используя которую заявить о существующем праве (силе) в рамках своего индивидуально-определенного правового поля. Правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции, санкции:
1) Гипотеза — условия реализации;
2) Диспозиция — правило поведения;
3) Санкция — правовое последствие.
Следовательно, понимая составляющие правовой нормы, возможно правильно реализовать свое право (силу): сопоставить схожи ли условия реализации с имеющимся у субъекта индивидуально-определенным правовым полем, схоже ли поведение с предписанным законодателем. Если первые два аспекта соответствуют, то остается лишь заявить о реализации своего права (силы).
Данный аспект проиллюстрирован на рисунке 6.
Рис. 6. Сопоставление правового поля с условиями правовой нормы
Далее на этапе заявления своего права (силы) следует сначала процитировать гипотезу и диспозицию, дать ссылку на нормативно-правовой акт или акты, затем описать, что условия индивидуально-определенного правового поля субъекта права сопоставляются с условиями, требующимися для реализации, что никакой отрицательной девиантности в поведении субъекта права не присутствует и в целом поведение правомерно. После этого следует конкретно указать, что из предоставленных санкций в рамках индивидуально-определенного правового поля субъекта права необходимо исполнить.
Данная методика проиллюстрирована на рисунке 7.
Рис. 7. Порядок заявления своего права
Из всего вышеописанного следует, что понимание фундаментальных основ Российской правовой системы приводит к пониманию своего права (силы), возможностей индивидуально-определенного правового поля, ответственности за нарушение границ индивидуально-определенного правового поля другого субъекта права и к методике реализации своего права (силы) через «обязанность исполнить».
Литература:
- Иванников И. А. Право как форма выражения силы / / Гуманитарий Юга России. 2016. Том. 17. № 1. С. 68–76.
- Марченко М. Н. Теория государства и права. — М.: «Зерцало», под ред. Марченко М. Н.. — 2004 г. — 314 с.
- Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. — М.: Юрид лит., 1997. — 400 с.