Ключевые слова: гендер, гендерные особенности поведения, маскулинность, фемининность, андрогиния, конфликт, конфликтная ситуация, студенты, студенты-психологи.
Keywords: gender, gender features of behavior, masculinity, femininity, androgyny, conflict, conflict situation, students, students psychologists.
Данная работа посвящена одной из важных проблем современной психологической науки — исследованию гендерных особенностей поведения в конфликтных ситуациях. Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы конфликтов в современном мире, повышенным вниманием современного общества к гендерным особенностям поведения человека, а также существующему различию в предъявляемых мужчинам и женщинам ожиданиях и требованиях со стороны окружающих. Кроме того, актуальность обусловлена необходимостью разработки психологических рекомендаций студентам-психологам и их преподавателям с целью применения данных рекомендаций в других науках и широкими слоями населения, важностью предоставления психологической поддержки людям, сталкивающимся с конфликтными ситуациями в процессе социального взаимодействия, а также потребностью в эффективных методах обучения студентов-психологов.
Ключевыми понятиями в данной работе являются гендерные особенности поведения и конфликтная ситуация.
По мнению таких ученых, как А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, конфликтная ситуация является частным понятием по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой эпизод, часть конфликта, какой-либо определенный фрагмент его развития. Другими словами, конфликтная ситуация представляет собой конфликт в определенный момент времени [1, с. 230–231].
Конфликтная ситуация по Ф. И. Шаркову — это латентная часть конфликта, социальная напряженность. [10, с. 181]
Под конфликтной ситуацией также может пониматься относительно устойчивое несоответствие намерений человека с условиями их достижения. [7, с. 45] Для перехода конфликтной ситуации в конфликт необходим инцидент, повод. Поводом может являться внутреннее или внешнее побуждение: мимика, резкое слово, пренебрежительный жест, недоброжелательный взгляд, оскорбление и т. д. [7, с. 48]. Инцидент может возникнуть как намеренно (участники конфликтной ситуации сознательно находят повод для конфликта) или ненамеренно, случайно.
О. Н. Громова в свою очередь определяет конфликтную ситуацию как стремление двух сторон к противоположным целям, несовпадение интересов и желаний, противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу [4, с. 13]. Психолог пришла к выводу, что возникшее в общении противоречие перерастает в конфликтную ситуацию по двум причинам: а) препятствие одной стороны достижению целей другим участником взаимодействия, б) превышение степени личной или общественной терпимости одной из сторон к появившемуся препятствию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конфликтная ситуация — это краткосрочное столкновение мнений двух и более оппонентов, не обязательно приводящая к порче отношений между ними. Не каждое несогласие между людьми или столкновение взглядов является конфликтом. Споры и дискуссии могут переходить в конфликты только в том случае, если их участники уходят от изначального предмета обсуждения и не стремятся к поиску истины и конструктивному разрешению разногласий.
Теперь обратимся к понятиям «гендер» и «гендерные особенности».
По мнению О. И. Ключко, гендер не является синонимом понятиям «пол» и «социополовая роль». Биология человека не всегда определяет мужские и женские социальные роли, психологические характеристики, сферу занятий и т. д. [6, с. 34]. Смысл понятия «гендер» заключен в идее социального определения различий мужчин и женщин. Гендер определяется обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые предписывают нормы поведения мужчин и женщин в обществе и социальных институтах [6, с. 35].
Ученые выделяют три гендерные модели личности: биполярную модель личности, мультиполярную модель и андрогинную модель личности.
1) Согласно биполярной модели личности, мужчина должен обладать маскулинным поведением, а женщина фемининным.
2) В мультиполярной модели личности гендер рассматривается как более сложная система, включающая в себя гендерные представления стереотипы, интересы и установки.
3) Андрогинность описывает личность, сочетающую в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психологические качества. Концепция андрогинного поведения призывает отказаться от паттернов поведения, присущих представителям мужского или женского пола [6, с. 41–42].
Так каким же образом взаимосвязаны понятия «гендер» и «конфликтная ситуация»? Для этого стоит подробно рассмотреть понятие гендерного конфликта. По мнению таких ученых как В. А. Луков и В. Н. Кириллина гендерный конфликт — это социокультурный феномен, связанный с развитием общества. Именно в конфликте обнаруживается конкретный социокультурный способ выражения гендерных разногласий современного мира [8, с. 87]. Ученые считают, что гендерный конфликт — это особый тип социальной связи, который основывается на различиях мужского и женского начал, а также на социальном неравенстве, основанном на половой принадлежности [8, с. 98].
Т. В. Бендас имеет другую точку зрения. По ее мнению понятие гендерного конфликта связано не только с гендерными различиями, но и с гендерными стереотипами: «Гендерный подход к разрешению конфликтов состоит в учете гендерных различий по личностным характеристикам и социальному поведению участников конфликта, в учете гендерных стереотипов, на основе которых строятся представления участников конфликта друг о друге, а также в коррекции этих представлений и ожиданий в соответствии с данными научных исследований и практикой общения с конкретным участником» [2, с. 325].
Т. В. Бендас считает, что половые различия поведения в конфликтной ситуации проявляются:
1) в наличии гендерных стереотипов, влияющих на восприятие участника конфликта;
2) в существовании у мужчин и женщин личностных черт, которые могут провоцировать и приводить к конфликту;
3) в предпочитаемых способах разрешения конфликта;
4) в использовании разных речевых паттернов, которые могут вести к взаимному непониманию обоих полов [2, с. 325].
Говоря о гендерном конфликте, стоит также отметить, что В. А. Луков и В. Н. Кириллина связывают понятие гендерного конфликта с понятием гендерного неравенства. Гендерный конфликт является противоречием, в основе которого находится социальное неравенство мужчин и женщин. «Гендерным неравенством мы называем иерархическое отношение между мужским полом (признаваемым в обществе ведущим, главным, первым и т. д.) и женским полом (признаваемым в обществе ведомым, подчиненным, вторым и т. д.)» [8, с. 98].
Кроме гендерного конфликта, авторы также вводят дефиницию ситуации гендерного конфликта. Ситуация гендерного конфликта — это целостная конфигурация внешних различных для человека условий и факторов, которые определяются им как связанные с разницей полов, которые побуждают участника конфликта к проявлению активности, направленной на поддержку той или иной гендерной нормы, ценности или позиции [8, с. 99].
И. С. Клецина придерживается похожей точки зрения. Психолог опирается на теорию гендерной схемы, разработанную Сандрой Бэм в 1977 году, и пишет: «В зависимости от особенностей использования гендерных схем люди делятся на полотипизированных и неполотипизированных. Полотипизированные личности воспринимают мир исключительно в дихотомических терминах противостояния мужского и женского, неполотипизированные личности почти не используют гендерные способы категоризации мира, вы-ходя за пределы стереотипного мировосприятия и самооценки» [5.]. Любой человек будет в большей или меньшей степени придерживаться гендерных ролей и установок, это зависит от степени его личностного развития и социального окружения, в котором он находится. Все эти факторы будут способствовать или препятствовать возникновению гендерных конфликтов.
Теперь рассмотрим гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов.
Любой студент во время обучения в высшем учебном заведении, так или иначе, сталкивается с обстоятельствами, которые могут выбить его из привычного психоэмоционального состояния и спровоцировать стресс. Одним из таких обстоятельств является конфликтная ситуация. Конфликты и конфликтные ситуации являются неизбежным результатом социального взаимодействия студентов друг с другом. Именно поэтому особенности поведения студентов в конфликтных ситуациях требуют разностороннего изучения.
Гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов изучались многими исследователями-психологами, такими как С. Л. Евенко, О. Е. Никуленкова, А. Н. Неврюев и др.
Ученые Л. К. Будукоол и Ш. В. Куулар в своем исследовании гендерных различий в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов пришли к выводу о том, что преобладающей стратегией поведения оказалась стратегия приспособления, а второй приоритетной стратегией является компромисс. В то же время у юношей преобладает стратегия приспособления, а девушки чаще используют стратегию сотрудничества [3, с. 15].
А. Н. Неврюев и С. Б. Мохова в своем исследовании пришли к следующим выводам: «для студентов психологических специальностей наиболее распространенной является тактика избегания конфликта, а для студентов непсихологических специальностей — сотрудничества» [9, с. 96].
Выводы:
В данной работе нами были изучены гендерные особенности поведения в конфликтных ситуациях у студентов-психологов и выявлена специфика их поведения в конфликтных ситуациях. На основании проведенного исследования мы пришли к выводам о том, что:
- Конфликтная ситуация — это краткосрочное разногласие между двумя или несколькими людьми.
- Конфликтные ситуации могут переходить в конфликты только в том случае, если их участники выбирают те стратегии поведения, которые препятствуют конструктивному разрешению разногласий.
- Анализ причин гендерного конфликта показал, что в его основе могут лежать различные явления: личностные качества человека, провоцирующие конфликтную ситуацию, взаимоотношения участников конфликта, их внутриличностные проблемы и др. Однако одной из главных причин возникновения гендерного конфликта являются гендерные стереотипы.
- В работах различных ученых по теме нашего исследования были получены разные результаты. Проблема гендерных особенностей поведения студентов-психологов в конфликтной ситуации требует дальнейшего исследования.
Литература:
- Анцупов А. Я. Конфликтология: [учебник для вузов] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — Москва: Юнити, 2000. — 551 с.
- Бендас Т. В. Гендерная психология: учебное пособие / Т. В. Бендас. — Санкт–Петербург: Питер, 2009. — 431 с.
- Гендерные различия в выборе стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов ТУВГУ. [Электронный ресурс]. — https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-razlichiya-v-vybore-strategii-povedeniya-v-konfliktnyh-situatsiyah-u-studentov-tuvgu
- Громова О. Н. Конфликтология. Курс лекций. Москва: Экмос, 2000. — 151 с.
- Клецина И. С. Аналитические подходы к определению причин гендерных конфликтов и путей их преодоления. Копилка публикаций. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://humanpsy.ru/taxonomy/term/205?page=1
- Ключко О. И. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. И. Ключко. — Москва: Юрайт, 2017–404 с.
- Ложкин Г. В. Практичекая психология конфликта/ Г. В. Ложкин, Н. И. Повякель. — Киев: Межрегиональная Академия управления персоналом, 2002. — 256 с.
- Луков В. А., Кириллина В. Н. Гендерный конфликт: система понятий // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 1. — С. 86–101.
- Неврюев А. Н., Мохова С. Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 1. С. 87–97.
- Шарков Ф. И. Общая конфликтология / Ф. И. Шарков. — Москва: Дашков и Ко, 2015. — 240 с.