Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.11.2021

Статья просмотрена: 376 раз

Библиографическое описание:

Корнева, Т. В. Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения на занятиях физической культуры (взаимодействие специалистов: инструктора ФК и учителя-дефектолога) / Т. В. Корнева, Т. Н. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85159/ (дата обращения: 15.11.2024).



В воспитании ребёнка дошкольного возраста физическое воспитание занимает важное место, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития.

Для нормального развития ребенка он должен с раннего детства проявлять двигательную активность, так как активность влияет на положительное нервно — психическое здоровье, нормальный рост и развитие, на физическое развитие ребенка в целом. Это свидетельствует о необходимости помощи в формировании правильной двигательной активности детей, имеющих какую-либо патологию, в том числе зрительную.

Физическое развитие детей со зрительной патологией, протекает с особенностями, которые возникают не только из-за нарушений зрения, но и из-за наличия вторичных отклонений. У детей происходят изменения их физического развития, а также двигательных умений и навыков.

Изменения в физическом развитии детей с нарушением зрения:

Часто наблюдается отставание по антропометрическим показателям от нормально видящих детей; снижен тонуса мышц, нарушается осанка, особенно у детей с окклюзией, которые наклоняют голову в сторону лучше видящего глаза, нередко плоскостопие; снижена подвижность, по сравнению с нормально видящими сверстниками; движения нередко нарушены, искажены, вследствие нарушенной координации; снижение скорости выполнения движений; снижение двигательной активности; для овладения основными движениями требуется больше времени, чем нормально видящим сверстникам; отставание в скорости развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); такие дети часто относятся к группе часто болеющих детей.

При работе с детьми с амблиопией и косоглазием , необходимо обращать особое внимание на следующие особенности:

  1. Нарушение зрения детей с амблиопией и косоглазием, период окклюзии и монокулярный характер зрения (зрение одним глазом), снижают активность движений детей и затрудняют формирование их основных движения.
  2. В результате отсутствия объемного изображения окружающего мира при монокулярном характере зрения часто происходит нарушение в ходьбе по прямой, при ходьбе по скамейке, по лестнице, движения рук и ног ребенка неуверенные, напряженные, ребенку часто требуется помощь взрослых, особенно в первые дни использования окклюзии.
  3. Движения в незнакомом и большом пространстве вызывают у ребёнка напряжение, страх. Вследствие этого, наблюдается неровный, медленно-семенящий исследующий шаг.
  4. У детей с нарушением зрения наблюдается усиление зрительного контроля над движениями рук и ног, из-за этого часто происходит нарушение осанки, ребенок выбирает наклонное положение головы, в сторону лучше видящего глаза. Нарушение осанки влияет на общее состояние здоровья и формирования скелета ребенка;

Зная эти особенности, мы часто наблюдаем, что правильное выполнение и эффективность развития движений зависит от участия зрения, следовательно, у детей с нарушением зрения мы можем заметить более низкие результаты в выполнении упражнений на движение по сравнению с нормально видящими детьми.

Для детей с нарушением зрения, занятия физической культурой направлены не только на формирование правильных выполнений движений, укрепление здоровья, но и на коррекцию вторичных отклонений в развитии, на развитие зрения и зрительных функций с помощью правильно подобранной коррекции и стимульного материала. Также большое внимание на занятиях физической культуры уделяется развитию общей моторики, координации движения, умению правильно определять направление в пространстве.

Работа по физической культуре выполняется на основе общей «программы воспитания и обучения детей в детском саду». Для решения коррекционных задач мы используем адаптивный вариант данной программы, составленный на основе возможности зрения детей со слабовидением и функциональными нарушениями зрения.

В адаптивной Программе требования к основным движениям и упражнениям значительно проще, за счет того, что скорость восприятия, точность у детей с нарушением зрения являются сниженными. Дети с нарушением зрения выполняют движения часто замедленно, искажют их, содержание, также темп выполнения замедленный. Присутствует специальный раздел «пространственная ориентировка».

Обучение пространственной ориентировке включает в себя несколько частей:

1 часть. Дать детям представления о строении их тела, его симметричности, о расположении частей тела. Обучать детей ориентироваться на своей теле, на теле других детей.

2 часть. Дети должны усвоить, что их тело является точкой отсчета при ориентировке в пространстве от себя — ориентировке в окружающем пространстве. Учить определять и называть предметы, расположенные справа, слева, вверху, внизу.

3 часть. Учить детей ориентироваться в пространстве, используя схемы, карты, модели.

Для повышения зрительных функций, остроты зрения, занятия физической культурой проходят совместно с учителем-дефектологом, который дает рекомендации инструктору ФК по расстановке детей при выполнении тех или иных движений, по цвету стимульного материала и используемого инвентаря, по ограничениям в выполнении тех или иных упражнениях некоторым детям. В физкультурном зале используются специальные яркие метки на оборудовании, присутствуют специальные дорожки к снарядам, коврики, для выполнения физических упражнений, тактильные метки на скамейках и гимнастических лестницах.

Особенности проведения физкультурных занятий.

Занятия ФК являются основной формой организации физического развития детей с нарушением зрения. Они проводятся в соответствии со специально разработанной программой детского сада и в соответствии с показаниями врача — офтальмолога. Структура проведения занятий, их содержание, напрямую зависят от зрительной патологии, наличия вторичных отклонений, уровня развития двигательных умений и навыков.

Основной метод плеоптического лечения — окклюзия со стороны лучше видящего глаза. Ребенок видит мир с помощью хуже видящего глаза, так как лучше видящий глаз исключают из акта видения при помощи окклюдера. Инструктор ФК должен это учитывать и использовать на занятии сохранные анализаторы (остаточное зрение, слух, осязание). Например, использовать звучащие мячи, погремушки, колокольчики, тактильные дорожки, которые ребёнок может прощупать ногами, зрительные ориентиры — метки яркого цвета или с ярким контрастом. Ребёнок с окклюзией при восприятии движений должен находиться ближе к центру открытым глазом, то есть, если у ребенка окклюзия на правом глазу, то он будет стоять с правой стороны, ближе к центру, лицом к инструктору в первом ряду. Изучив данные, полученные от врача-офтальмолога, учитель-дефектолог, совместно с инструктором ФК, делают правильную расстановку детей во время выполнения упражнений.

Особое внимание уделяется детям, которые имеют противопоказания. При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, гиперметропия высокой степени, и т. д.) ребенку противопоказано выполнение движений, связанных с резкими и длительными наклонами головы вниз, сотрясениями тела, резкими прыжками, натуживаниями.

Для успешной реализации адаптированного варианта программы по физическому воспитанию, инструктор ФК проводит диагностику физических качеств каждого ребенка, которые заносятся в специальную карту, определяется уровень физической подготовленности ребенка. Диагностика проводится 3 раза в год, на МППК, совместно со специалистами детского сада, разрабатывается индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

Совместная работа тифлопедагога и инструктора по ФК по формированию зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения направлена на коррекцию отклонений в физическом развитии, на предотвращение проявления вторичных нарушений.

Совместная работа начинается с изучения документации. Дефектолог и инструктор ФК изучают записи, сделанные всеми специалистами на ПМПК, медицинские и офтальмологические карты детей. Из этих документов мы получаем и анализируем данные об общем развитии ребенка, о его соматическом здоровье, об имеющихся у него хронических заболеваниях, о зрительном диагнозе, о наличии инвалидности. Также от врача и врача-ортоптиста получаем информацию о группе здоровья детей, определяем зрительную нагрузку для каждого ребенка. Основываясь на этих данных, определяем план совместной работы, составляем программу коррекционного воздействия в процессе физического воспитания.

Основные направления совместной деятельности тифлопедагога и педагога по физической культуре:

— ознакомление с диагнозами детей, особенностями их развития;

— составление плана совместных и индивидуальных коррекционных занятий;

— присутствие дефектолога на физкультурных занятиях с целью обеспечения контроля и помощи детям с особыми потребностями в период окклюзии и слабовидящим детям;

— совместный подбор и обсуждение адаптации игр и упражнений для развития зрительного восприятия, пространственной и двигательной ориентировки;

— развитие правильного дыхание с помощью использования специальных дыхательных гимнастик и упражнения;

— развитие зрительных функций в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы,

— развитие пространственной и двигательной ориентировки в пространстве;

— развитие зрительного восприятия, зрительно-моторной координации и функции прослеживания глаз;

— проведение консультирования родителей.

— составление отчета по итогам проделанной совместной работы за год;

Развитие зрительного восприятия происходит на занятиях физической культурой с помощью использования яркого дидактического материала, подходящего для детей с нарушением зрения: силуэтов, контуров, контрастных изображений, лабиринтов, сигнального оборудования. Оборудование, используемое для занятий с детьми, имеет специальные отметки в виде красных кругов, полос, пунктиров (на скамейках, шведской стенке, на полу и т. д.). Эти специальные обозначения помогают детям зрительно оценивать пространство; правильно определять направления движения, определять начало и конец скамейки. Особую роль в развитии зрительного восприятия играют подвижные игры, особенно игры с мячом. Они способствуют развитию глазодвигательных функций, развитию координации движения, прослеживающих функций глаза, развитию глазомера, бинокулярного зрения, конвергенции и дивергенции.

Таким образом, правильно организованные занятия физической культурой в детском саду для детей с нарушением зрения, позволят избежать появления вторичных отклонений в физическом развитии детей, способствуют коррекции зрительных нарушений и предотвращают ухудшение зрения детей.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, физическая культура, зрительное восприятие, инструктор ФК, видящий глаз, детский сад, развитие, физическое развитие детей, физическое воспитание.


Похожие статьи

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего возраста, имеющими трудности в изучении математики, на тему «Рыбы»

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной коррекционной группе. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Похожие статьи

Подготовка детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению в системе коррекционно-логопедической работы (из личного опыта)

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего возраста, имеющими трудности в изучении математики, на тему «Рыбы»

Организация коррекционной работы по развитию связной речи у дошкольников в условиях логопедического пункта

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной коррекционной группе. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей»

Методические рекомендации для педагогов и родителей по использованию коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Организация обучения неслышащих школьников после кохлеарной имплантации совместно со слышащими сверстниками в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната

Задать вопрос