В данной статье рассматриваются новые грани взаимодействия детского сада и семьи, которые предполагают обмен мыслями, чувствами, переживаниями; направлены на повышение педагогической культуры родителей (сообщение им знаний, формирование педагогических умений, навыков). Современный детский сад создает единое образовательное пространство «детский сад — семья» и открывает новые грани взаимодействия с семьей.
Ключевые слова: детский сад, семья, родители, взаимодействие.
Семья — первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама — образцы для подражания [3]. Детский сад — помощник семьи в воспитании и формировании будущего полноценного гражданина страны.
Ст. 44 ФЗ — гласит «Родители имеют право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия полноценного развития ребенка [9].
Детский сад и семья взаимодействуют для того, чтобы создать как в детском саду, так и в семье универсальные социально-педагогические и психолого-педагогические условия для целостного развития личности ребенка. Взаимодействие детского сада и семьи показано на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимодействия детского сада и семьи: цели и задачи [4]
Новые грани взаимодействия детского сада и семьи организуют новое культурно-образовательное пространство, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья. Ключевым понятием в новом взаимодействии детского сада и семьи является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Современный детский сад создает единое образовательное пространство «детский сад-семья» и открывает новые грани взаимодействия с семьей:
- Пропаганда педагогических знаний и подъем педагогической культуры родителей.
- Использование передового опыта семейного воспитания.
- Работа с родителями по ознакомлению с работой детского сада и включение их в жизнь детского сада. Для этого используются рубрики: «Мы занимаемся», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой», «Учите с нами», в которые помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания [1].
Назовем некоторые новые грани взаимодействия детского сада и семьи, используемые в детском саду:
– организация родительских собраний в форме: «Педагогическая лаборатория», «Аукцион», «Семинар — тренинг», «Душевный разговор», «Мастер — класс», «Ток — шоу». На родительских собраниях нетрадиционной формы мы используем следующие методы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Реверсионная мозговая атака, или Разнос», «Список прилагательных и определений», «Коллективная запись», «Запись на листах», «Эвристические вопросы», «Мини — эксперимент». Методы работы с родителями на собрании: обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей; проигрывание ситуаций; детские игры с родителями [1];
– организация 1 раз в год дегустации блюд родителями. Тем самым обеспечивается открытость одной из самых волнующих родителей темы — организации питания в детском саду. Организуется 2 временных отрезка, во время которых можно было продегустировать предлагаемые блюда: утром (каша, омлет, кофейный напиток), вечером (плов, рулет с маком, компот из ягод). Родители проверяют на себе качеств блюд и оставляют положительные отзывы в «Книге отзывов и предложений»;
– организация тематических выставок родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др. [5];
– работа специального сайта детского сада, предназначенного для размещения информации о ДОУ. На сайте представлены фотографии из жизни детского сада, методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников [8];
– создание и работа интерактивной комнаты для родителей, где реализуется инновационная система информирования родителей о жизни их детей в детском саду и консультирования по актуальным вопросам, с использованием современных информационных средств;
– организация информационных стендов [7];
– изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через опрос, интервьюирование, проведения родительского эссе;
– проведение мастер-классов, позволяющих обогатить практический опыт родителей. Такие мастер-классы помогают организовать различные виды деятельности детей в отсутствии соответствующих специалистов, например, педагога по прикладному творчеству. Ведь среди родителей есть высококвалифицированные профессионалы, готовые поделиться своими навыками с детьми [2];
– проведение открытых занятия с детьми для родителей с целью познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители видят поведение ребенка, его знания, в сравнении с другими детьми [3];
– проведение активной формы взаимодействия детского сада с семьями — практические занятия для родителей. Этот вид взаимодействия актуален потому, что, во-первых, мероприятия теоретического характера (консультации) собирают в последние годы всё меньше слушателей, а во-вторых, являются недостаточно эффективными в силу рассеянного внимания и низкой концентрации слушателей. Тогда как возможность на практике что-то попробовать сделать или увидеть вызывает большую заинтересованность родителей. Возможно организовать такое практическое занятия для родителей, как «ИКТ: друзья или враги?» Здесь воспитатели проводят с родителями фрагменты некоторых занятий с использованием интерактивной доски. А после организуют обсуждение по микрогруппам: одна из которых защищает ИКТ в ДОУ, а вторая — выступает в роли их противников. Обсудив все «за» и «против», микрогруппы приходят к выводу о том, что использование ИКТ в детском саду оправдано и действительно помогает решать педагогические задачи. Также можно провести практическое занятие на тему «Экспресс здоровья» — здоровый образ жизни детей и взрослых. Пройдя несколько станций, на которых рассматриваются различные компоненты здорового образа жизни, родители в Фито-кафе за чашечкой зеленого чая могут обсудить, как они могут помочь своим детям вырасти здоровыми и чем может помочь им в этом детский сад [5];
– организация родительского клуба «Хочу все знать!», нацеленного на обмен мнениями по вопросам воспитания ребенка в детском саду и семье. На общих заседаниях клуба «Хочу все знать!» затрагиваются и обсуждаются актуальные вопросы в развитии детей: «Здоровый ребенок — счастливая мама», «Путешествие в страну мальчиков и девочек», «Умные книжки для умных детишек», «Играем? Играем вместе!», «Лечим…любовью» и др. Это не просто скучные собрания с поучениями от педагогов, а игры-путешествия, КВН, игра «Звездный час», образовательный квест. Всем нам известно, что взрослые — это большие дети, и им тоже хочется поиграть, а играя, обсуждаются серьезные вопросы воспитания и развития детей [3];
– организация семейного театра — интерактивная форма взаимодействия с семьей в рамках современной педагогической концепции сотрудничества. Она способствует укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, приобщению детей и взрослых к миру театра, художественным ценностям. В семейном театре каждый участник может проявить индивидуальность и творчество, артистические способности и навыки, «примерить» на себя роли разных персонажей. Всё это, несомненно, даёт возможность больше времени проводить вместе, улучшает понимание между поколениями детей и родителей, сближает их, помогает передаче опыта предшествующих поколений современному, сегодняшнему. В семейном театре, как дома, теплые и доверительные отношения, все друг другу родные и близкие. Родители могут почувствовать себя детьми, а дети выступают, совсем как взрослые.
– организация совместных мероприятий педагогов, родителей и детей [1, с. 131]: праздники, литературные вечера, КВНы, чаепития и др.;
– проведение мероприятий по теме «День безопасности и здоровья», так как важно привлечь внимание родителей к такой актуальной в наше время теме безопасности и здоровьесбережения детей;
– организация проектной деятельности в детском саду: проект по работе с отцами — «Папина школа», по оздоровлению детей «Оздоравливаемся вместе», проект по гендерному воспитанию «Мы разные», проект по правовому воспитанию детей и родителей «Я и мои права», исследовательско-познавательный проект «Путешествие в мир», в рамках проекта родители вместе с детьми стали участниками исследовательской конференции «Умники и умницы»; проекты «Как делают мультфильмы», «Где и как появилась бумага», «Чудо-сладость мед», «Соль — белое золото», «Вред и польза компьютерных игр» и др. [6];
– работа радиоточки детского сада, которая обеспечивает позитивный настрой, психолого-педагогическое информирование родителей; способствует формированию их нового менталитета и изменению самой сущности взаимодействия родителей с детским садом [2];
– работа дублёров любого педагога. Родители проводят утреннюю гимнастику, непосредственно образовательную деятельность, прогулки и др.;
– работа консультативного пункта. Он предназначен для просветительской работы среди родителей, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения. Зачастую у этих родителей возникают те или иные вопросы, связанные с воспитанием и развитием своих детей. Они могут позвонить в ДОУ и записаться на консультацию к любому специалисту ДОУ. Часто обращаются к учителю-логопеду, педагогу-психологу, старшему воспитателю, заведующему по вопросам подготовки ребенка к школе, диагностического обследования, семейных проблем в воспитании ребенка. Специалист дает необходимые рекомендации и вместе с родителем разрабатывает индивидуальный маршрут развития ребенка. [8];
– работа «Школы заботливых родителей», которую проводит педагог-психолог, позволяет расширить психолого-педагогические знания родителей, способствует развитию у них практических умений и навыков по взаимодействию с детьми, повышению ответственности родителей за психоэмоциональное благополучие детей;
– здание газеты «Наши непоседы», которая может выходить 1 раз в квартал и освещать мероприятия ДОУ.
Таким образом новые грани взаимодействия детского сада с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Главная цель новых граней взаимодействия детского сада с семьей — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать близких.
Литература:
1. Абдуллина Д. А. Современные формы взаимодействия с семьями в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Д. А. Абдуллина, А. Ш. Мавлюдова // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (7). — С. 131–134.
2. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа ДОУ, семья [Текст] / — М,: АСТ, 2015. — 55 с.
3. Гуз А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. [Текст] / А. А. Гуз — М.: Белый ветер, 2013. — 192 с.
4. Гусева А. Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи [Текст] / А. Ю. Гусева [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2015/05/02/vzaimodeystvie-shkoly-i-semi-klassnogo, свободный с экрана (дата обращения 13.01.2018)
5. Дронь А. В. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. [Текст] / А. В. Дронь, О. Л. Данилюк — СПб.: Детство-Пресс, 2012. — 364 с.
6. Дульнев Г. М. Учебно — воспитательная работа в ДОУ: Пособие для учителей [Текст] / Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой. — М.: АСТ, 2014. — 176 с.
7. Настольная книга воспитателя [Текст] / Е. И. Лунина, Н. С. Шепурева и др. — Ростов н/Д, 2011: Изд-во: Феникс. — 383 с.
8. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в ДОУ [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. — М.: Изд-во центр ВЛАДОС, 2015. — 255 с.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 13.01.2018).
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 N 1351 (ред. от 25.03.2015) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_118580/, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения 13.01.2018).