В данной статье автором дается определения понятий «физическая культура» и «спорт», «государственная политика», также рассматривается методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, ее направления развития на уровне Российской Федерации и отдельно Забайкальского края. Автор анализирует статистические данные по развитию физической культуры и спорта Забайкальского края, выделяет основные направления развития на региональном уровне. В статье определяются приоритетные направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и сопоставляются с приоритетными направлениями развития физической культуры и спорта в Забайкальском крае, предлагаются основные механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Также автором предлагается инновационный подход в сфере физической культуры и спорта посредством образования кластеров, что является нововведением в Забайкальском крае.
Ключевые слова: спорт, физическая культура, государственная политика, инновации, приоритетные направления, механизмы реализации, кластеры, региональный уровень.
Нынешнее время диктует новые направления развития в сфере политики, экономики, социальном развитии и т. д., и самым приоритетным направлением развития государства является политика сферы физической культуры и спорта, так как именно здоровье и качество жизни общества является основным фактором престижа страны в мировом сообществе. Понятие «государственная политика» интерпретируется по-разному, очень точно понятие дает Л. В. Сморгунова «Административная реформа в России показала, что изменение в системе государственного управления затрагивает целый спектр политических проблем. А это значит, что управление неотрывно связано с политикой, что невозможно реформировать одну часть государственной системы, не обращая внимания на другие ее составляющие. В связи с этим возрастает роль политической науки в исследовании государственного управления» [5]. Поэтому государственная политика должна сочетать в себе все стороны государственного управления во всех сферах жизни общества. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта направлена на реализацию основных направлений развития данной сферы жизнедеятельности человека, которая определяет качество, уровень жизни и здоровья человека, поэтому не менее важно дать определение понятия «физическая культура» и «спорт».
Ю. И. Евсеев дает следующее определение «Физическая культура — это часть (подсистема) общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере развития, оздоровления и воспитания людей» [7]. По свое сути «физическая культура» представляет часть общей культуры общественности, которая направлена на повышение уровня здоровья, всестороннего развития физических способностей и применения их в общественной практике и на благо государства. Спорт является неотъемлемой частью этой культуры, по мнению Ю. И. Евсеева «Спорт — специфическая форма культурной деятельности человека и общества, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества» [7]. Поэтому спорт предполагает особую организованную часть общественной жизни и культуры, которая состоит в сопоставлении физических и интеллектуальных способностях людей, направленных на совершенствование физического развития. В данном случае, очевидно, что, государственной управление в сфере физической культуры и спорта является важным направлением развития всего общества.
Методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта определяются комплексом активных мероприятий, направленных на реализацию государственной программы, другими словами под методами реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта понимается «воплощение в целенаправленной деятельности субъектов спортивной системы требований, принципов и приоритетов социально-экономической политики, направленных на достижение её отдельных целей и решение обоснованных задач» [12]. Методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта распределяются на прямые и косвенные.
Прямые методы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта предполагают разработку государственных программ, стратегий развития данной сферы, разработка плановой и программно-целевой документации в сфере физической культуры и спорта, безвозмездное и льготное субсидирование данной сферы, налоговые льготы, предоставление дотаций, доплат и государственных гарантий. Косвенный метод предполагает уровень социальной политики в данной сфере жизнедеятельности человека [10].
Сферу физической культуры и спорта отличает комплекс мер, которые направлены на совершенствование механизмов реализации государственной политики в данной сфере, а именно: на образование надлежащей спортивной инфраструктуры, на формирования и составления календарных планов и прогнозов данной сферы, на ведение спортивной классификации, также внедрение мероприятий по занятию спортом и т. д. [2]
Целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта в России как ведущей мировой державы является создание условий для активного и здорового образа жизни граждан, вовлечение общественности в массовый спорт, создание высокого авторитета на мировой спортивной арене [1]. Соответственно, для реализации данной цели необходимо обратить внимание на механизмы регионального управления в сфере физической культуры и спорта, в нашем случае на региональное управление в сфере физической культуры и спорта Забайкальского края [3]. Для этого необходимо обратить внимание на ряд проблем, которые затронули данную сферу: строительство спортивных комплексов; реставрация и ремонт спортивных школ; кадровый вопрос; недостаточность финансирования; минимальная финансовая поддержка спортсменам и т. д. В настоящее время в Забайкальском крае функционирует 1718 спортивных организаций (рис. 1), в которые входит 12 стадионов, 660 плоскостных сооружений, также 667 спортивных залов, 2 ледовых дворца,1 легкоатлетический манеж, 26 плавательных бассейнов, 9 лыжных баз, 1 биатлонный комплекс, 67 сооружений для стрелковых видов спорта. Таким образом, пропускная способность составляет на 2021 год 38,5 % [8].
Рис. 1. Оснащенность спортивными организациями в Забайкальском крае на 2021 год, ед.
Отметим, что ежегодно финансирование из Федерального бюджета увеличивалось, максимальная сумма из Федерального бюджета поступила в 2019 году — 383588,0 тыс. руб., к 2021 году финансирование из Федерального бюджета составило 319371,8 тыс. руб. Региональный бюджет на сферу физической культуры и спорта выделил максимальные суммы, особенно в 2021 году, если в 2014 году на данную сферу выделялось 376443,9 тыс. руб., то в 2019 году уже сумма составила 472138,7 тыс. руб., в 2021 году уровень финансирования вырос до 711574,0 тыс. руб. Но, тем не менее, этих средств недостаточно на решение всех проблем в сфере физической культуры и спорта. Особого внимания требует проблема ответственности региональных властей за инфраструктуру сферы спорта, также за финансирование данной сферы, поэтому в данной статье разработаем основные механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в Забайкальском крае (рис.2) [9].
Первое — это применение механизмов государственно-частного партнерства в вопросах финансирование создания спортивной базы, также ремонта и реструктуризации уже функционирующих спортивных комплексов, путем привлечения частных инвесторов на основе государственной поддержки, также посредством участия бюджетных инвестиций.
Второе — выдача субсидий муниципальным образованиям, которые реализуют деятельность в данной сфере, посредством возмещения из федерального бюджета части затрат, которые связаны с ремонтом, реконструкцией и строительством спортивных объектов, также предоставление поддержки в части возмещения ставки по кредитам на строительство, ремонт и реконструкцию спортивных комплексов. Необходимо субсидирование некоммерческим физкультурно-спортивным организациям, также юридическим лицам на финансовое обеспечение.
Обратить внимание на инновационные направления работы сферы физической культуры и спорта Забайкальского края, в основном на кластерный подход, который бы эффективно в себе сочетал многие направления деятельности в данной сфере. В основу данного подхода положено понятие «кластер», то есть «сконцентрированные по географическому принципу группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм, организаций, торговых объединений в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущих совместную работу» [11]. В сфере физической культуры и спорта Забайкальского края эффективность кластерного подхода заключалась бы в тесном взаимодействии заинтересованных организаций, в создании социальной среды, также в образовании инфраструктуры для осуществления инновационных проектов, инновационных сетей, которые бы позволяли развивать высокие технологии в данной сфере.
Рис. 2. Механизмы реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта (на материалах Забайкальского края)
Таким образом, данные механизмы способны возместить расходы на строительство, реставрацию и ремонт спортивных организаций, также помогут в кадровом вопросе, инновационная идея кластерного подхода дает возможность Забайкальского края выйти на новый уровень развития в сфере физической культуры и спорта.
Литература:
- Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Приоритетные направления развития сферы физической культуры и спорта [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. sudact.ru›Законодательство›…rf-ot-24112020-n-3081-r…
- Доклад к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта на тему: О национальных целях и стратегических задачах развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2024 года и на последующий период [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. minsport.gov.ru›2019/doc/Doklad.docx
- Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Развитие физической культуры и спорта в Забайкальском крае» (с изменениями на 20 августа 2021 года) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www. sudrf.cntd.ru›document/412383778
- Актуальные проблемы физической культуры и спорта в образовательных организациях: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 11 дек. 2015 г.) / под общ. ред. Н. Б. Серовой; отв. за вып. Д. Ю. Нархов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 475 с.
- Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1 Концепции и проблемы: учебник для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019–395 с. (С. 17)
- Близневский А. Ю. Программно-целевое управление развития сферы физической культуры и спорта в пространстве Красноярского края: автореф. диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Специальность — 13.00.04 — Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры (педагогические науки). — Санкт-Петербург, 2015. — 40 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// lesgaft.spb.ru › files › dissertation › autoref
- Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-н/Д: Феникс, 2003. — 384 с. (С.5)
- Забайкальский край в цифрах. 2020: Крат.стат.сб. / Забайкалкрайстат — Ч., 2020. — 79 с.
- Келарев В. В. Основные направления совершенствования механизма государственного управления развитием сферы физической культуры и спорта / В. В. Келарев, Г. Н. Лесникова, С. Г. Сеин // Научный журнал: Физическая культура и спорт: социально-политическое измерение. — 2019. — № 1. — С. 227–235.
- Хасиков Б. С. Политика российского государства в области физической культуры и спорта: проблемы формирования и реализации: диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность — 23.00.02 — Политические институты, процессы и технологии. — Москва, 2011. — 174 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// dissercat.com›
- Хайруллин Р. К. Развитие инновационного потенциала региональных кластеров физической культуры и спорта на базе спортивных объектов Федерального значения: диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. Специальность — 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: управление инновациями. — Москва, 2019. — 356 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vyatsu.ru › file › diss_khayrullin
- Якубов Ю. Д. Российская региональная политика в области физической культуры и спорта: диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Специальность — 23.00.02 — Политические институты, процессы и технологии. — Москва, 2015. — 440 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// dissercat.com›