Цифровизация экономики, несмотря на значительные позитивные аспекты и новые возможности развития бизнеса, создает определенные условия для монополизации товарных рынков и недобросовестной конкуренции.
Для современного этапа развития российского антимонопольного законодательства характерно развитие цифровой экономики на государственном уровне [5, c. 44].
Негативные последствия картельных соглашений для экономики страны обуславливает необходимость формирования комплексного правового регулирования цифровых экономических отношений. В этой связи существует потребность:
– реализовать мероприятия, ориентированные на стандартизацию, для того, чтобы содействовать развитию цифровой экономики за счет системы единства измерений и технического регулирования (в т. ч. посредством принятия необходимых нормативно-правовых актов, формирования в цифровой форме комплексов стандартов по направлениям, относящимся к числу приоритетных;
– определить категориальный аппарат и принципиальные основы нормативной регламентации отношений, связанных с цифровой экономикой, сформировать стимулы для развития отраслей, обеспечивающих рост конкурентоспособности российской цифровой и иной продукции, активизацию научно-технического прогресса и внедрение инноваций;
– предусмотреть особые правовые режимы, которые формируют условия, наиболее благоприятные для развития юридических лиц, осуществляющих деятельность по направлениям развития цифровой экономики, являющимся приоритетными (в т. ч. деятельность, связанную с аккумулированием данных, их использованием), проводящих информатизацию бизнес-процессов и обладающих готовностью к раскрытию государству содержания своей деятельности и бизнес-процессов;
– учесть особенности реализации связанных с цифровой экономикой видов деятельности, обязанности и права субъектов, осуществляющих подобную деятельность, разновидности соответствующих правовых отношений, юридические факты, в связи с наличием которых возникают соответствующие правовые отношения;
– определить значимость информации в цифровой форме с юридической точки зрения;
– разработать доктринальные основы регламентации отношений, связанных с цифровой экономикой, предусмотреть обязательную оценку проектов нормативно-правовых актов с точки зрения эффективности в экономическом отношении;
– сформировать модели ответственности лиц, участвующих в правовых отношениях, связанных с цифровой экономикой, а также механизмы осуществления указанной ответственности [4, c. 8].
Одним из значимых мероприятий в сфере реализации политики государства в части обеспечения информационной безопасности на международном уровне, продвижения российских инициатив в данной сфере явилось создание в 2018 г. Национальной ассоциации международной информационной безопасности. Ассоциация содействует разъяснению гражданскому обществу в РФ и других странах ведущие положения соответствующей политики РФ.
Согласно информации, распространенной МИД РФ, деятельность Ассоциация связана с формированием рекомендаций для всех организаций и органов в указанной области, с повышением эффективности относящейся к данной сфере аналитической работы [7]. Значение цифровых рынков в экономической жизни становится всё более значимым и возрастает по мере их развития и использования участниками рынка.
Для регуляторов в сфере конкурентного права в данном случае возникает проблема в идентификации участников рынка, которые несут ответственность за антиконкурентные действия.
В существующих в РФ нормативно-правовых актах, ориентированных на противодействие монополизации, отсутствует запрет в отношении осуществляемой конкурентами совместно деятельности в случае, если следствием ее является ощутимое повышение эффективности процессов, либо результат, существенно превосходящий достигнутый ранее.
Однако, в данном сотрудничестве существенным нарушением антимонопольного законодательства может стать наличие информации, влияющей на конкуренцию на товарном рынке, за которое предусмотрена ответственность.
В ходе модернизации антимонопольного законодательства было принято 4 антимонопольных пакета. Ввиду развития новых технологий и во исполнение поручения о совершенствовании антимонопольного регулирования в условиях цифровой экономики, которое было дано Президентом Российской Федерации в Национальном плане развития конкуренции на 2018–2020 годы, ФАС России подготовила новые законодательные инициативы («пятый антимонопольный пакет»).
Цифровизация экономики кроме благ несет в себе и риски, связанные с монополизацией товарных рынков, возможностью злоупотребления рыночной властью со стороны «цифровых гигантов» в ущерб интересам потребителей.
В настоящее время рост экономической власти цифровых платформ требует от законодателей не только в России, но и в других странах определиться с правилами и требованиями к их деятельности. Аналогичные инициативы рассматриваются и обсуждаются во многих странах мира.
В рамках «пятого антимонопольного пакета» ФАС России предлагает запретить различные формы злоупотреблений со стороны цифровых гигантов.
Документ определит новые критерии «доминирующего положения» на рынке интернет-пространства, в том числе:
– владение инфраструктурой (программой или программами для ЭВМ), которая используется для заключения сделок продавцов и покупателей;
– сетевые эффекты;
– доля более 35 % на рынке взаимозаменяемых услуг по обеспечению заключения сделок.
Это не будет препятствовать работе цифровых платформ, но при условии их доминирования установит запрет на дискриминацию клиентов, монопольно высокую цену на оказываемые услуги и т. д.
При этом антимонопольные правила не будут распространяться на стартапы небольших компаний с годовой выручкой менее 400 млн рублей. Механизмы будут относиться только к тем компаниям, которые имеют существенный оборот и могут оказывать влияние на рынок.
Кроме того, необходимо принимать во внимание прямые и косвенные сетевые эффекты, «параллельное использование» нескольких онлайн-сервисов и возможность переключения, эффект масштаба, доступ к конкурентно-актуальным данным и роль инноваций.
Предлагается также рассмотреть и соответствующие санкции за нарушение таких правил и требований антимонопольного законодательства.
Такие санкции должны быть соизмеримы и адекватны масштабам нарушений [2]. На данный момент «пятый антимонопольный пакет» не внесен в Государственную Думу.
За счет принятия соответствующих антимонопольных актов обеспечивается регламентация конкурентной борьбы ведущих компаний рынка информационных технологий и формируются основы для минимизации возможных нарушений.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1] обеспечивает организацию процессов, связанных с обращением товаров в глобальной сети. На протяжении последних лет масштабы рынка цифровых технологий интенсивно возрастают. При этом увеличивается и число проявлений конкуренции, являющейся недобросовестной, в т. ч. в такой форме, как цифровые картели.
Осуществляемая ФАС РФ цифровизация закупочной деятельности обеспечила, по замечанию А. П. Тенишева, руководителя подразделения ФАС РФ по противодействию картелям, обеспечила решение значительного числа задач по повышению эффективности, прозрачности закупок [8].
Однако, перевод в электронную форму привел к появлению объективных рисков, кроме того, участилось использование разнообразного программного обеспечения недобросовестными участниками рынка для реализации антиконкурентных соглашений на торгах.
Таким образом, с 2015 года ФАС России рассмотрено 20 дел по сговорам на торгах, где хозяйствующими субъектами в ходе реализации антиконкурентных соглашений пользовались программными продуктами для реализации антиконкурентных соглашений [6]. Нарушения антимонопольного законодательства преимущественно происходят именно в сговорах на торгах с учетом развития онлайн-пространства данного процесса. ФАС РФ предложила разработать технологические решения, позволяющие противодействовать формированию цифровых картелей.
Для этого предложено применить адаптивный ценовой алгоритм, предполагающий необходимость анализа ситуации на товарных рынках. ФАС РФ на основе использования подобных технологий сможет выявлять направления оптимизации регламентирующего торги законодательства, в т. ч. в отношении цифровизации обязательных торгов.
Также предусматривается необходимость определения дополнительных критериев, на основе которых будет проводиться оценка допустимости осуществляемых субъектами хозяйствования действий. Применяя данные критерии ФАС РФ будет иметь возможность изучать представленные на электронной платформе сведения для оценки на предмет возникновения картельных сговоров.
Количество нарушений в данной сфере с каждым годом становится больше.
Ключевая позиция ведомства основывается на применении рационального и целенаправленного подхода при оценке действий участников рынка. Осуществление незаконной координации экономической деятельности или заключения и реализации антиконкурентных соглашений с использованием программного обеспечения не может рассматриваться как самостоятельное доказательство.
Сговоры на торгах являются основной массой картелей, эта сфера экономики в настоящее время наиболее цифровизирована, так как используются электронные торговые площадки. Все участники государственных закупок — это юридические лица, поэтому данная является публичной. В настоящее время у ФАС России имеются основания для получения данных об абонентах в случае, если участник закупок использует электронную торговую площадку со стационарного компьютера.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) планирует к 2023 году запустить аналитическую информационную систему (АИС) «Антикартель». По замыслу ведомства, платформа будет использовать технологии больших данных и искусственного интеллекта (ИИ), чтобы автоматически искать картельные сговоры на рынках. Затраты ФАС на разработку и запуск АИС составят 110 млн руб. Российские и зарубежные компании давно применяют аналогичные решения для анализа действий конкурентов, говорят эксперты. Но чтобы выводы АИС имели юридическую силу, предупреждают они, потребуется подготовка нормативной базы.
Судя по всему, «Антикартель» представляет собой модернизированную версию системы «Большой цифровой кот», разработку которой ФАС анонсировала еще в 2018 году. Первый пилотный модуль «Большого цифрового кота» ФАС запустила еще осенью 2019 года. Уже тогда декларировалось, что в основе работы IT-платформы будет лежать машинное обучение.
Обусловленным развитием цифровых технологий структурным изменениям рыночных отношений сегодня сопутствует появление антиконкурентных действий, связанных с применением многообразных цифровых средств.
Цифровые монополии приобретают значительную рыночную власть и извлекают на этой основе сверхдоходы. При этом доходы компаний, являющихся средними и малыми, а также доходы потребителей сокращаются. В результате возрастает концентрация капиталов и цифровое неравенство [3].
Выявление цифровых картелей затруднено, поскольку современные технологические решения могут как содействовать развитию нормативно допустимого взаимодействия рыночных субъектов, так и использоваться для антиконкурентной активности. В этой связи существует необходимость детально регламентировать критерии выявления картельных соглашений.
Таким образом, для развития цифровой экономики, помимо сугубо технических задач, требуется решить на доктринальном уровне ряд особо значимых вопросов, что позволит обоснованно формировать фундамент правового регулирования соответствующих отношений. За счет решения указанных задач могут быть обеспечены условия для того, чтобы товарные рынки могли функционировать эффективно, будут обеспечены правовые возможности для создания новых технологий и их развития, для осуществления деятельности экономического характера, связанной с использованием современных технологических решений. Решение указанных задач является особо актуальным в части антимонопольной регламентации цифровых рынков, поскольку данные рынки недостаточно урегулированы с точки зрения противодействия недобросовестной конкуренции, угрожающей нормальному функционированию рыночных субъектов и интересам Российской Федерации.
Литература:
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (часть I). ст. 3434.
- Информация ФАС России от 17 сентября 2020 г. «Проект «пятого антимонопольного пакета»: главное» [Электронный ресурс]: СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа URL: http://static.consultant.ru/obj/file/doc/fas_180920.rtf (дата обращения: 31.10.2021).
- Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху: как защищать конкуренцию в условиях глобализации и четвертой промышленной революции: Монография / Под ред. А. Ю. Цариковского, А. Ю. Иванова, Е. А. Войниканис. М. 2018.
- Егорова М. А. Особенности нормативного регулирования цифровой экономики и проблемы антимонопольного регулирования на цифровых рынках как средство защиты национальных интересов // Юрист. 2018. N 11.
- Егорова М. А., Петров А. А., Кожевина О. В., Михеева И. Е. Предпосылки антимонопольного регулирования товарных рынков в условиях расширения цифровых инструментов ценообразования и трансформации бизнес-моделей // Предпринимательское право. 2021. N 1.
- Мамедова Г. Х. кызы. Правовые способы выявления и пресечения картелей в условиях цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и Бизнес». 2019. N 2. С. 54.
- О создании Национальной Ассоциации международной информационной безопасности — Международная информационная безопасность — Министерство [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации — Режим доступа URL: https://www.mid.ru/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53/content/id/3169316 (дата обращения: 31.10.2021).
- ФАС в СМИ: Пятый антимонопольный пакет планируют внести в госдуму в сентябре 2021 года [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ — Режим доступа URL: https://fas.gov.ru/publications/23053 (дата обращения: 31.10.2021).