Бесспорно, что многообразие форм недобросовестной конкуренции, находящихся за рамками поименованных в ст. 14.1–14.7 Федерального закона «О защите конкуренции» [1] их разновидностей признается как самим законодателем, так и практикой правоприменения [4, c. 4].
Современные реалии характеризуются тем, что сейчас экономика нашей страны характеризуется увеличением кризисных явлений, обусловленных изменением мировой хозяйственной модели развития, а также хозяйственного механизма страны, сменой технологического уклада. Резко снизилась степень использования производственного потенциала развитых стран и в целом в мире в силу антиэпидемиологической обстановки. Вследствие чего наблюдается повышенный уровень безработицы, и соответственно, снижаются платежеспособный спрос, доходные части бюджетов, появляются риски возникновения несостоятельности и банкротства для производителей на значительной доле рынка. В условиях обострившейся конкуренции хозяйствующие субъекты используют любые перспективы сохранения своих позиций на рынке и максимизации прибыли, прибегая так же к решению объединения усилий с отдельными конкурентами пытаясь получить конкурентные преимущества за счет непубличного согласования своих действий с конкурентами или в части ценовой политики, или в рамках проводимых конкурсов и аукционов. Укрупнение бизнеса ведет к экономической концентрации и снижает уровень конкуренции, создаёт предпосылки для злоупотребления доминирующим положением.
Выполняя ряд антимонопольных требований регулятора (ст. 33 ФЗ «О защите конкуренции») позволяет как в России, так и в большинстве антимонопольных ведомств разных стран эффективно регулировать этот процесс, а соблюдение законодательно установленных требований позволяет хозяйствующим субъектам реализовать свое конституционное право на свободу предпринимательства и одновременно учесть интересы государства и общества. При этом заключаются соглашения между предприятиями — поставщиками продукции на один товарный рынок, или между компаниями, закупающими продукцию товаров на одном рынке. Такие соглашения признаются картелем и запрещены законом.
Реализуя картельный сговор, его участники нарушают своими действиями конкурентные механизмы, от чего могут страдать потребители. Борьбой с картелями в Российской Федерации занимается Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы в рамках их подведомственности. В качестве основного инструмента в борьбе с рассматриваемыми правонарушениями являются внеплановые проверки. Полномочия, которыми при этом наделяются члены комиссии, экспертами оцениваются как недостаточные [3]. Так почти полностью отсутствует возможность предотвращения уничтожения доказательной базы, сокрытия важных документов и уклонения от расследования в целом.
Благодаря совместной работе ФАС России и правоохранительных органов в России каждый год выявляются антиконкурентные соглашения между участниками рынка. Значительную долю среди дел об антиконкурентных соглашениях занимают дела о картелях. Согласно статистическим данным, картельные соглашения чаще всего заключаются в сферах строительства и ремонта, продовольствия, транспортных перевозок, на рынке лекарственных препаратов и т. д. Доказательная база таких согласованных действий нуждается в фиксации обличающих фирм действий. Достаточно сложно объективно отличить единообразные действия правонарушителей от реально существующих антиконкурентных отношений.
Согласно докладу ФАС о состоянии конкуренции за 2020 год, в 2019 году общее количество дел об ограничивающих конкуренцию соглашениях составило 944 дела, 424 о картельных соглашениях, за 2020 год возбуждено 625 дел(-33,8 %), а о картельных соглашениях их количество уменьшилось до 269 дел(-36,6 %) [7]. Было бы довольно поверхностным заметить, что данная статистика свидетельствует лишь о сокращении количеств правонарушений благодаря проводимым мерам и осуществлению своих контрольных функций антимонопольным ведомством. Скорее можно отметить ещё и возрастающие трудности в выявлении антиконкурентных правонарушений.
Осуществление контроля за действиями участников картеля не всегда результативным. К примеру, контролируя переговоры потенциальных участников картеля применяется координация лицом, не имеющим формального статуса как по отношению к конкурсам и аукционам в отличие от субъектов картельного соглашения, действий более двух хозяйствующих субъектов. То есть данное лицо не относится к вышеуказанным участникам, их группе, не практикует занятие деятельностью, запрещенной антиконкурентным законодательством на товарных рынках.
Проводить мониторинг деятельности лица, не имеющим формального отношения к субъектам картельного соглашения, правоохранительные и следственные органы не правомерны, как и свидетельствовать о наличии состава правонарушения в его действиях. Таким образом, картельные соглашения представляется видом неправомерной деятельности, доказывание и выявление которой являются все более затруднительным. В связи чем, обосновано уменьшение количества дел об антиконкурентных соглашениях.
Поскольку на систематические проверки и мониторинг хозяйствующих субъектов выделяются значительные средства из государственного бюджета, то имеется смысл в создании условий для инициирования признания участниками бизнеса в совершенных правонарушениях. Зарубежные крупные компании предусматривают такие действия в своей корпоративной политике комплаенса, вследствие чего в территориальные антимонопольные службы от фирм поступают признания о правонарушениях и заявлений об освобождении от ответственности.
Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации применяет различные методы в правоприменительной практике для выявления скрытых картелей. В 2016 году ведомство сформировало новый порядок доказывания антиконкурентных соглашений и согласованных действий на товарных рынках, где обозначено применение нового цифрового инструмента «Большой цифровой», введённый в действие с 2019 года, а так же АИС «АнтиКартель», применение которого запланировано на 2023 год. Данные автоматические информационные системы с помощью анализа большого объема данных и искусственного интеллекта осуществляют автоматизированный контроль недопустимых соглашений и согласованных действий на рынке.
Сокращение ущерба до минимума от вмешательства в хозяйственную деятельность является ещё одним из основных направлением деятельности антимонопольного ведомства. Лучше всего в этой деятельности не создавать чрезмерное вмешательство со стороны ФАС РФ, а также других контрольных органов [5]. Необходимо так же отметить важную работу, проводимую по борьбе с картелями, а именно проведение розыскной деятельности. Антимонопольные службы западных стран наделены такими полномочиями, благодаря чему наблюдается повышение результативности в борьбе с антиконкурентными соглашениями, однако данные полномочия все же могут быть правомочно ограничены, например, возможностью запрашивать материалы, в том числе документы, необходимые для проверки. Данный вывод подтверждается анализом положений регламента Управления по добросовестной торговле (OFT) Британии. При отсутствии добровольного согласия хозяйствующего субъекта для его внеплановой проверки и выемки документов потребуется решение суда. Таким образом, можно сделать вывод о том, что проблемы выявления и борьбы с антиконкурентными соглашениями существует во всем мире. Огромную роль в правоприменения антимонопольного законодательства играет и судебная практика. Так, несомненно, следует отметить Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» [2]. В данном документе освящаются следующие вопросы:
– общие вопросы применения антимонопольного законодательства, включая соотношение норм антимонопольного законодательства и гражданского права;
– запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;
– запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;
– запрет недобросовестной конкуренции;
– запрет на ограничивающие конкуренцию акты, действия (бездействие), соглашения и (или) согласованные действия органов публичной власти;
– антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;
– полномочия антимонопольных органов;
– рассмотрение арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов;
– рассмотрение судами споров, связанных с реализацией положений антимонопольного законодательства в гражданском обороте.
Помимо этого необходимо отметить и разъяснения ФАС России, например Рекомендации Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики» по итогам расширенного заседания от 20 ноября 2019 г. в рамках проведения V международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование» [6].
Антиконкурентные соглашения негативно влияют на развитие экономики значительного числа государств.
В этой связи властными структурами осуществляется наблюдение в целях исключения подобных отношений. Проводится отслеживание осуществляемой компаниями деятельности, организуются мероприятия проверочного характера и др.
При этом предусматривается строгая нормативная регламентация условий проведения подобных проверок, что обусловлено необходимостью защиты коммерческой тайны, интересов хозяйствующих субъектов, защиты права субъектов хозяйствования устанавливать друг с другом связи финансового и производственного характера.
Данные права являются в развитых в экономическом отношении странах ценностью, гарантированной государством. За счет действенной защиты данных прав формируются условия, в которых коммерческие организации имеют возможность планомерно развиваться. Ограничение указанных прав отрицательно влияет на активность предпринимателей, на существующий инвестиционный климат. Таким образом, властным структурам требуется обеспечивать баланс между свободой предпринимательской деятельности и защитой конкурентных отношений.
Таким образом, необходимо, чтобы в рамках достижения основной цели, реализуемой в Российской Федерации экономической политики, связанной с повышением конкурентоспособности экономики, российских компаний осуществлялось продуктивное взаимодействие сторонников свободы предпринимательской деятельности и тех, кто ориентирован на ужесточение регулятивного режима, и на данной основе вырабатывались компромиссные решения, являющиеся оптимальными.
Литература:
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (часть I). ст. 3434.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2021. N 5.
- Валова Ю. И. Цифровой вызов для ФАС. // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск, 2020.
- Городов О. А. Недобросовестная конкуренция, связанная с использованием средств и методов, не поименованных в Федеральном законе «О защите конкуренции» // Конкурентное право. 2021. N 2.
- Крупнов Ю. А. Совершенствование системы оценки результативности контроля и надзора за соблюдением условий конкуренции // Предикативный характер научных исследований и практика их реализации в условиях глобального кризиса в экономике и обществе. Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. М., 2020.
- Рекомендации Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России на тему: «Актуальные вопросы правоприменительной практики» по итогам расширенного заседания от 20 ноября 2019 г. в рамках проведения V международной научно-практической Конференции «Антимонопольная политика: наука, практика, образование (утв. протоколом расширенного заседания Научно-методического совета образовательных организаций и кафедр конкурентного права и антимонопольного регулирования ФАС России от 20 ноября 2019 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
- ФАС России. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. с. 278. [Электронный ресурс] // https://fas.gov.ru/documents/687779 (дата обращения: 31.10.2021).