В статье рассматривается понятие физической подготовленности как основного фактора физического здоровья. Показано, что включение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс младших школьников способствует повышению уровня их физической подготовленности. Предложен комплекс мер, созданный на основе здоровьесберегающих технологий, как метод повышения уровня физической подготовленности младших школьников.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое здоровье, здоровьесберегающие технологии, младший школьник.
Проблема здоровья детей по сей день является актуальной и находится в центре внимания педагогического состава, ввиду непрерывных изменений социальных условий поиск решения данной проблемы приводит не только к пересмотру, но и существенному расхождению взглядов различных социальных институтов на цели и содержание всестороннего развития школьника.
Сохранение и укрепление здоровья младшего школьника неразрывно связано с физическим развитием.
Согласно ФГОС НОО от 31.05.2021 г. личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которые предусматривают соблюдение правил здорового образа жизни и бережного отношения к физическому здоровью [6].
Физическая подготовленность — один из прямых показателей состояния здоровья, который является интегральной характеристикой растущего организма, а потому исследования ее уровня и гармоничности представляется особенно важным и необходимым.
Первые работы, изучающие физическое развитие детей в качестве основного критерия состояния здоровья, появляются в России в 90-х гг. XIX столетия. Пионером массовых обследований физического развития детского населения по праву считается Ф. Ф. Эрисман. Позже изучением физического развития, а также физической подготовленности в частности, занимались Н. А. Бернштейн, В. С. Фарфель, В. М. Зациорский, С. В. Чернов и др. [4]
Повышение уровня физической подготовленности является неотъемлемой частью развития младших школьников и занимает особое место в подготовке детей к взрослой жизни. Именно поэтому необходимо изучить этот компонент физического здоровья «со всех сторон».
Факторы повышения уровня физической подготовленности непосредственно взаимосвязаны друг с другом. Знания младшего школьника о том, как сохранить и укрепить собственное здоровье с помощью развития физической подготовленности, внутреннее стремление к этому, положительные эмоциональные переживания относительно занятий физической деятельностью, а также достаточная двигательная активность в повседневной жизни являются необходимыми условиями гармоничного развития детского организма, а также непосредственно влияют на формирование и развитие физических способностей.
В качестве критериев развития физической подготовленности младших школьников выступают:
1.Ценностно–мотивационный — подразумевает наличие мотивов, побуждающих к укреплению своего здоровья; наличие желания и интереса в развитии физической подготовленности.
2.Когнитивный — предполагает наличие знаний о сущности физической подготовленности; осознание значимости развития физической подготовленности для собственного здоровья.
3.Эмоциональный — подразумевает наличие стремления к укреплению собственного здоровья; наличие положительного эмоционального переживания в отношении развития физической подготовленности.
4.Поведенческо-деятельностный — предполагает наличие практического опыта укрепления здоровья посредством развития физической подготовленности. Подразделяется на 3 компонента:
1) Двигательная активность — количество локомоций и двигательных действий в сутки;
2) Степень активности образа жизни — система распределения времени на ту или иную двигательную деятельность;
3) Физические способности — совокупность индивидуальных особенностей младшего школьника, определяющих степень успешности проявления двигательных качеств в двигательной деятельности.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с учащимися начальной школы на базе МБОУ СШ г. Красноярска (46 человека в возрасте 9–10 лет, контрольный и экспериментальные классы).
Результаты комплексной диагностической работы по этим критериям показали, что у учащихся контрольного и экспериментального классов преобладает средний и низкий уровни развития физической подготовленности [2].
В силу этого возникает потребность в создании гибких педагогических технологий здоровьесберегающего обучения и воспитания личности в условиях образовательных учреждений, призванных всесторонне воздействовать на развитие физического здоровья.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития [5].
Школьные программы становятся все более перегруженными информацией, и учащимся становится все сложнее их усвоить. Стараясь научить как можно большему, учителя часто забывают о физическом здоровье и психическом благополучии детей. Фактически только 22 % российских школ обладают здоровьесберегающей средой. Младшие школьники до 70 % проводят в обездвиженном состоянии, что значительно снижает функциональные возможности организма и угрожает гиподинамией [5].
Использование педагогами здоровьесберегающих технологий позволит оптимизировать образовательный процесс, сформировать основы физического здоровья, гармонизировать его составляющие, также будет способствовать предотвращению состояния переутомления, гиподинамии, и, что не менее важно, содействовать в развитии физической подготовленности.
Профессором Н. К. Смирновым [5] были выделены средства здоровьесберегающих технологий, одними из которых являются средства двигательной направленности. К ним относятся такие действия, которые ориентированы на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это не только различного рода движения: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», но и знания: игры, «веселые уроки», викторины и другие развлекательно-воспитательные мероприятия по обучению грамотной заботе о своем здоровье и развитию физического подготовленности.
На основе анализа теоретической литературы, мы разработали комплекс мер по развитию физической подготовленности, созданный на основе здоровьесберегающих технологий, таких как учебно-воспитательные технологии (УВТ), затрагивающие теоретический аспект развития физической подготовленности, психолого-педагогические технологии (ППТ) и физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ), спомощью которых реализовалась практическая работа по развитию физической подготовленности младших школьников (табл. 1).
Таблица 1
Комплекс мер по развитию физической подготовленности младших школьников, созданный на основе здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии |
Содержание |
Задачи |
Форма проведения |
Учебно-воспитательные технологии ( УВТ) |
Программа по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, восполнению пробелов в знаниях о назначении и важности физической подготовленности. |
— Заострить внимание младших школьников и их родителей на существующей проблеме; — Создать условия для формирования базы знаний о важности развития физической подготовленности; — Обосновать важность осуществления воспитательной работы в первую очередь в семье. |
Родительские собрания, открытые уроки, внеклассные мероприятия, тематические дискуссии с приглашением специалистов, навыковые тренинги, «Отчетные вечера», практикумы, и др. |
Психолого-педагогические технологии ( ППТ) |
Непосредственная работа учителя на уроке, воздействие, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. |
— Сформировать практический интерес к движению; — Увеличить количество производимых локомоций и двигательных действий младшего школьника; |
Проведение тематических физкультминуток и физкультминуток общего назначения. |
Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) |
Тренировка физических способностей. |
— Создать условия для проявления положительного эмоционального опыта при физической деятельности младшего школьника; — Повысить уровень развития физических способностей в процессе игровой деятельности. |
Проведение подвижных игр и динамических пауз, направленных на развитие той или иной физической способности. |
По окончании опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный срез, который проводился с теми же детьми, что и при проведении констатирующего этапа исследования, но спустя 6 месяцев практической работы.
В целом проведенное исследование показало положительные изменения результатов развития физической подготовленности младших школьников в экспериментальной группе, как отдельных ее компонентов, так и в целом (рис 1).
Рис. 1. Результаты контрольного этапа опытно-экспериментальной работы
В — Высокий уровень; С — средний уровень; Н — низкий уровень
Как видно из представленной диаграммы в экспериментальном классе увеличилось количество учащихся, имеющих высокий и средний уровни. Стоить сказать, что увеличения довольно существенные: количество учащихся, которые понимают и осознают значимость развития физической подготовленности для собственного здоровья и ведут активный образ жизни, увеличилось более чем в 2 раза — с 13 % до 27 %, а количество учащихся, которые понимают, но не совсем осознают значимость физической подготовленности для собственного здоровья, а также совмещают пассивное проведение досуга с активным времяпрепровождением (с преобладанием последнего), увеличилось с 52 % до 60 %. Количество учащихся, которые отрицают значимость развития физической подготовленности для собственного здоровья, пассивно проводят большинство свободного времени, также значительно сократилось: с 35 % до 13 % учащихся.
При анализе общего уровня физической подготовленности контрольной группы выявлено незначительное изменение количества учащихся, имеющих высокий уровень развития физической подготовленности: с 31 % до 35 %. В результате этого, количество учащихся, имеющих средний уровень сократилось на 1 человека (с 52 % до 48 % соответственно). А количество учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, осталось неизменным.
По окончании эксперимента большинство учащихся понимают и осознают значимость укрепления собственного здоровья с помощью развития уровня физической подготовленности, проявляют желание и интерес в ведении активного образа жизни и стремятся находиться постоянно в движении. Дети стали активнее, стали меньше времени уделять времяпрепровождению с гаджетами на переменах, активно вступают в подвижную деятельность, с удовольствием собираются на уроки физической культуры.
В целом, полученные результаты позволяют нам сделать вывод о том, что апробированный нами комплекс мер, созданный на основе здоровьесберегающих технологий, является эффективным для повышения уровня физической подготовленности младших школьников [1].
Исходя из вышеизложенного, мы можем сказать, что значимость формирования у детей школьного возраста определенной базы знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятиях физическими нагрузками очевидна.
Литература:
1. Быкова Т. О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе начальной школы как условие повышения уровня физической подготовленности учащихся: магистерская диссертация. КГПУ им. В. П. Астафьева, Красноярск, 2021.
2. Быкова Т. О. К вопросу о физической подготовленности младших школьников // The Newman in Foreign Policy. — 2019. — № 46 (90). — С. 80–83.
3. Гринин А. В. Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 1 (45). C. 27–32.
4. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. — М.: ЭКСМО, 2004. — 192 с.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н. К. Смирнов. — М.: Аркти, 2006. — 320 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Государственная система правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 21.09.2021).