Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.11.2021

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Сеньгибская, Е. А. Особенности межличностной перцепции и образа тела у подростков / Е. А. Сеньгибская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 289-291. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85198/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: собственное тело, подростковый возраст, нарушение образа, формирование личности, формирование механизмов познания.

Формирование адекватного межличностного восприятия происходит в процессе коммуникации в группе подростков. Период подросткового возраста отмечен началом активной работы над собой, характеризующейся формированием нравственного сознания, идеалов, развитием самосознания личности. Советский психолог Д. Б. Эльконин разделял подростковый возраст на два периода: младший (12–14 лет) и старший (15–17 лет). Подростки уделяют большое внимание своим внешним данным, а также мнению о них окружающих, так как происходит формирование личности с ее ценностными установками, переход от индивидуального сознания к сознанию общественному, а также определяются социальные роли [1].

Идея о ценности своей внешности, как предиктора успешного функционирования в обществе, является одним из основных компонентов самооценки. Недовольство физическим образом «Я», как составной частью Я-концепции, входит в десятку главных причин эмоционального дискомфорта и хронического стресса, который, помимо всего прочего, может приводить к серьезным расстройствам пищевого поведения. Ученые отметили важность целостности и позитивной оценки представлений человека о своем теле для развития личности, психического здоровья, субъективного благополучия, положительного самовосприятия, уверенности в себе, продуктивной самореализации и успешной социальной адаптации [2].

Сверстники в подростковом возрасте играют ведущую роль в формировании механизмов познания себя и другого. Идентификация со сверстником позволяет подростку полностью осознать необходимость оценок других для становления его образа «Я» и реализовать собственную способность к оценке других людей. По мнению Н. А. Рождественской, этому способствует тот факт, что сверстники могут выступать в качестве точки отсчета для оценки своих качеств, черт и особенностей, в то время как взрослые на данный момент — труднодостижимый эталон [3].

И. С. Кон, В. А. Лосенков обнаружили, что степень близости между ребенком и родителями влияет на отношения со сверстниками. Психологическая близость мальчиков с отцом приводит к развитию достаточного самоконтроля. Близость с матерью оказывает различное влияние на развитие личности мальчиков и девочек. У девочек развивается доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков — высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу [4].

Вкладом психоанализа в развитие теории межличностной коммуникации можно рассматривать изучение семейных отношений, как ключевого фактора в формировании личности. Родители передают детям свои убеждения и паттерны поведения, которые, безусловно, влияют на всю будущую жизнь. В исследованиях И. С. Морозовой, посвященных проблеме семейных факторов при формировании образа тела детей и подростков, автор пришла к выводу, что: «собственное ограничение пищевого поведения родителей и недовольство своим телом будут способствовать нездоровым привычкам детей и негативным убеждениям в отношении их собственных тел». Самым сильным фактором формирования недовольства собственным телом у ребенка является поощрение контроля веса со стороны родителей [5].

Биологические изменения, которые приходят с половой зрелостью, приводит к естественным изменениям в форме тела и пропорциях. Женская фигура имеет тенденцию отклоняться от культурного идеала, в то время как мужская фигура приближается к нему. Это одна из причин, почему нарушение образа собственного тела и обеспокоенность своей внешностью более характерны для женского населения и особенно для подросткового возраста. Нарушение образа собственного тела является стержневым феноменом в развитии таких психопатологических расстройств, как дисморфофобия или нарушения пищевого поведения [6].

Физический образ «Я» является интегрированным элементом образа мира в сознании человека и влияет на его восприятие социальной реальности. Зарубежные исследователи показали, что физическое нарушение может приводить к тревоге, депрессии, низкой самооценке и неудовлетворенности человеком своей жизнью. Субъективно воспринимаемое значение телесного аспекта в жизни и структуре личности человека порождает разностороннюю деятельность по выявлению и реализации телесного потенциала. Л. С. Выготский считал, что отношение к телу тесно связано с самоактуализацией личности, а отклонение от истинной самореализации и культурного пути развития становится одним из центральных психологических источников телесной дисфункции и психосоматических расстройств [7].

Идея общества о «гибком», «изменчивом теле» способствует мнению о том, что некрасивая, неидеальная фигура символизирует неудачливую личность. Тело начинает рассматриваться в качестве важнейшего из проектов «Я», как средство демонстрации социальных достижений и стремлений человека. Л. В. Гурылева считает, что: «Образ тела у современных подростков имеет специфические особенности: низкая дифференциация образа тела, неопределенная половая идентификация, негативное отношение к собственному телу, нарушения эмоционально-оценочного компонента личностной идентичности» [7]. Формирование устойчивого отношения и принятия своего физического «Я», как самим подростком, так и группой сверстников — условие психического здоровья развивающейся личности.

Обобщая вышесказанное, роль внешнего облика в выстраивании отношений в подростковом коллективе, в формировании самооценки, целостного образа «Я» очень велика. Сверстник играет ведущую роль в формировании механизмов познания себя и другого. Отсутствие поддержки, критика, неодобрение со стороны родителей, друзей, учителей, близких знакомых могут привести к формированию негативного «Я-образа» подростка. Через изменение отношения личности к образу своего телесного «Я» можно трансформировать отношение и к характеру восприятия образа себя в целом, и к стратегиям и формам своего поведения в социальном окружении.

Литература:

  1. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. — М.: Медицина, 1984. — 224 с.
  2. Карасева, А. В. Теоретические аспекты изучения представлений личности о своем теле / А. В. Карасева // Актуальные вопросы педагогики и психологии. — 2017. — № 3. — С. 125–127.
  3. Рождественская, Н. А. Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики / Н. А. Рождественская, А. В. Сорин // Вестник МГУ, серия 14 Психология. — 2009. — № 4. — С. 67–77.
  4. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати / Коллектив авторов. — «Рама Паблишинг», 2017–1100 с.
  5. Морозова, И. С. Семейные факторы формирования образа тела детей и подростков / И. С. Морозова, К. Н. Белогай // Психологические проблемы современной семьи. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. УрГПУ. — 2018. — С. 658–666.
  6. Калиновская, В. В. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ / В. В. Калиновская, О. А. Скугаревский // Белорусский медицинский журнал. — 2004. — № 3. — С. 46–48.
  7. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996. — 512 c.
  8. Гурылева, Л. В. К проблеме исследования образа тела у современных подростков / Л. В. Гурылева, Л. А. Белозерова, И. А. Семенова // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3. — С.242–248.
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, собственное тело, нарушение образа, формирование личности, формирование механизмов познания, ведущая роль, отношение, пищевое поведение, психическое здоровье, сторона родителей.


Ключевые слова

формирование личности, подростковый возраст, собственное тело, нарушение образа, формирование механизмов познания

Похожие статьи

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия в старшем подростковом возрасте

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Семья как важнейший институт социализации личности

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Похожие статьи

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Факторы, влияющие на процесс социального восприятия в старшем подростковом возрасте

К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка

В статье дается обзор научных исследований по взаимосвязи детско-родительских отношений и развития эмоционального интеллекта ребенка. Раскрыто понятие эмоционального интеллекта, этапы формирования, проблемы, значимость развития.

Семья как важнейший институт социализации личности

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Психологические особенности дошкольного возраста

В статье рассмотрены сферы психологического развития ребенка дошкольного возраста: эмоциональная сфера, самосознание, воля, речь, сенсорное восприятие, память, внимание. Выделены их особенности формирования в сензитивный период.

Влияние семьи на формирование характера ребёнка

Представлен анализ влияния различных аспектов внутрисемейного взаимодействия на формирование личности ребёнка. Показано, что формирование полноценной личности, особенно в современных условиях, возможно только при активном участии взрослых членов семь...

Связь психологических границ со стратегиями поведения в конфликте в юношеском возрасте

В статье автор исследует связи психологических границ личности в юношеском возрасте со стратегиями поведения в конфликте.

К проблеме адаптации личности в процессе обучения

Задать вопрос