Ключевые слова: собственное тело, подростковый возраст, нарушение образа, формирование личности, формирование механизмов познания.
Формирование адекватного межличностного восприятия происходит в процессе коммуникации в группе подростков. Период подросткового возраста отмечен началом активной работы над собой, характеризующейся формированием нравственного сознания, идеалов, развитием самосознания личности. Советский психолог Д. Б. Эльконин разделял подростковый возраст на два периода: младший (12–14 лет) и старший (15–17 лет). Подростки уделяют большое внимание своим внешним данным, а также мнению о них окружающих, так как происходит формирование личности с ее ценностными установками, переход от индивидуального сознания к сознанию общественному, а также определяются социальные роли [1].
Идея о ценности своей внешности, как предиктора успешного функционирования в обществе, является одним из основных компонентов самооценки. Недовольство физическим образом «Я», как составной частью Я-концепции, входит в десятку главных причин эмоционального дискомфорта и хронического стресса, который, помимо всего прочего, может приводить к серьезным расстройствам пищевого поведения. Ученые отметили важность целостности и позитивной оценки представлений человека о своем теле для развития личности, психического здоровья, субъективного благополучия, положительного самовосприятия, уверенности в себе, продуктивной самореализации и успешной социальной адаптации [2].
Сверстники в подростковом возрасте играют ведущую роль в формировании механизмов познания себя и другого. Идентификация со сверстником позволяет подростку полностью осознать необходимость оценок других для становления его образа «Я» и реализовать собственную способность к оценке других людей. По мнению Н. А. Рождественской, этому способствует тот факт, что сверстники могут выступать в качестве точки отсчета для оценки своих качеств, черт и особенностей, в то время как взрослые на данный момент — труднодостижимый эталон [3].
И. С. Кон, В. А. Лосенков обнаружили, что степень близости между ребенком и родителями влияет на отношения со сверстниками. Психологическая близость мальчиков с отцом приводит к развитию достаточного самоконтроля. Близость с матерью оказывает различное влияние на развитие личности мальчиков и девочек. У девочек развивается доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков — высокая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу [4].
Вкладом психоанализа в развитие теории межличностной коммуникации можно рассматривать изучение семейных отношений, как ключевого фактора в формировании личности. Родители передают детям свои убеждения и паттерны поведения, которые, безусловно, влияют на всю будущую жизнь. В исследованиях И. С. Морозовой, посвященных проблеме семейных факторов при формировании образа тела детей и подростков, автор пришла к выводу, что: «собственное ограничение пищевого поведения родителей и недовольство своим телом будут способствовать нездоровым привычкам детей и негативным убеждениям в отношении их собственных тел». Самым сильным фактором формирования недовольства собственным телом у ребенка является поощрение контроля веса со стороны родителей [5].
Биологические изменения, которые приходят с половой зрелостью, приводит к естественным изменениям в форме тела и пропорциях. Женская фигура имеет тенденцию отклоняться от культурного идеала, в то время как мужская фигура приближается к нему. Это одна из причин, почему нарушение образа собственного тела и обеспокоенность своей внешностью более характерны для женского населения и особенно для подросткового возраста. Нарушение образа собственного тела является стержневым феноменом в развитии таких психопатологических расстройств, как дисморфофобия или нарушения пищевого поведения [6].
Физический образ «Я» является интегрированным элементом образа мира в сознании человека и влияет на его восприятие социальной реальности. Зарубежные исследователи показали, что физическое нарушение может приводить к тревоге, депрессии, низкой самооценке и неудовлетворенности человеком своей жизнью. Субъективно воспринимаемое значение телесного аспекта в жизни и структуре личности человека порождает разностороннюю деятельность по выявлению и реализации телесного потенциала. Л. С. Выготский считал, что отношение к телу тесно связано с самоактуализацией личности, а отклонение от истинной самореализации и культурного пути развития становится одним из центральных психологических источников телесной дисфункции и психосоматических расстройств [7].
Идея общества о «гибком», «изменчивом теле» способствует мнению о том, что некрасивая, неидеальная фигура символизирует неудачливую личность. Тело начинает рассматриваться в качестве важнейшего из проектов «Я», как средство демонстрации социальных достижений и стремлений человека. Л. В. Гурылева считает, что: «Образ тела у современных подростков имеет специфические особенности: низкая дифференциация образа тела, неопределенная половая идентификация, негативное отношение к собственному телу, нарушения эмоционально-оценочного компонента личностной идентичности» [7]. Формирование устойчивого отношения и принятия своего физического «Я», как самим подростком, так и группой сверстников — условие психического здоровья развивающейся личности.
Обобщая вышесказанное, роль внешнего облика в выстраивании отношений в подростковом коллективе, в формировании самооценки, целостного образа «Я» очень велика. Сверстник играет ведущую роль в формировании механизмов познания себя и другого. Отсутствие поддержки, критика, неодобрение со стороны родителей, друзей, учителей, близких знакомых могут привести к формированию негативного «Я-образа» подростка. Через изменение отношения личности к образу своего телесного «Я» можно трансформировать отношение и к характеру восприятия образа себя в целом, и к стратегиям и формам своего поведения в социальном окружении.
Литература:
- Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом и юношеском возрасте. — М.: Медицина, 1984. — 224 с.
- Карасева, А. В. Теоретические аспекты изучения представлений личности о своем теле / А. В. Карасева // Актуальные вопросы педагогики и психологии. — 2017. — № 3. — С. 125–127.
- Рождественская, Н. А. Диагностика способов межличностного познания подростков: апробация методики / Н. А. Рождественская, А. В. Сорин // Вестник МГУ, серия 14 Психология. — 2009. — № 4. — С. 67–77.
- Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати / Коллектив авторов. — «Рама Паблишинг», 2017–1100 с.
- Морозова, И. С. Семейные факторы формирования образа тела детей и подростков / И. С. Морозова, К. Н. Белогай // Психологические проблемы современной семьи. Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. УрГПУ. — 2018. — С. 658–666.
- Калиновская, В. В. «Обратная сторона» внешней привлекательности: исследование компонентов образа собственного тела у студентов БГМУ / В. В. Калиновская, О. А. Скугаревский // Белорусский медицинский журнал. — 2004. — № 3. — С. 46–48.
- Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры / под. ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Институт практической психологии, Воронеж: Модек, 1996. — 512 c.
- Гурылева, Л. В. К проблеме исследования образа тела у современных подростков / Л. В. Гурылева, Л. А. Белозерова, И. А. Семенова // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3. — С.242–248.