Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021

Статья просмотрена: 2111 раз

Библиографическое описание:

Карачарова, Л. Е. Робототехника в детском саду как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста / Л. Е. Карачарова, А. А. Жуйборода. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85209/ (дата обращения: 15.11.2024).



Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

В рамках стратегии научно-технического развития Российской Федерации и федерального проекта «STEM-образование детей дошкольного возраста» указывается на необходимость включения робототехники в образовательный процесс. Использование таких роботов способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных действий, специальных знаний, а также умения планировать деятельность, что свидетельствует о необходимости содержания для развития функции планирования.

Робототехника — это прикладная наука, посвященная разработке автоматизированных технических систем и важнейшая техническая база для развития производства. Эти виды деятельности довольно сложны для детей. В них мы находим связь с конструктивной, технической и инженерной деятельностью взрослых. Для них характерно практическое назначение построек и построек. При проведении строительства предварительный взрослый обдумывает, составляет план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность действий. Все эти элементы описаны в детском дизайне, а затем в работе с программируемыми конструкторами [2, с. 26].

У. Р. Монтеалегре одним из условий развития дошкольников, выделил развитие у детей выполнения действий с помощью конструирования. Конструирование проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и на совместных и самостоятельных детских мероприятиях, в увлекательной игровой форме. В настоящее время среди дошкольников набирает популярность такой продуктивный вид деятельности, как обучающая робототехника.

Робототехника для дошкольников — это прежде всего творческая деятельность, развивающая интеллект ребенка: улучшается память и пространственное мышление, тренируется выносливость и усидчивость, что готовит ребенка к школе, где эти качества очень полезны. Работа с дизайнером требует концентрации и одновременно развивает воображение и желание творить. С этой точки зрения конструкторы роботов ничем не уступают обычным конструкторам. Но вы также развиваете техническое мышление и способствуете творчеству. Недаром темы, связанные с детской робототехникой, обсуждаются на государственном уровне.

Всю робототехнику можно разделить на три основных типа:

  1. Спортивная. В рамках такой робототехники отрабатывается соревновательная составляющая обучения. Каждый должен показать, какого уровня он достиг.
  2. Творческая. Не требует конкуренции. Само создание роботов — главная цель.
  3. Образовательная. Она сочетает в себе основы физики, информатики, математики и технологий. Направлена на всестороннее развитие ребенка.

В дошкольной робототехнике упор делается на творческий и образовательный способ представления и усвоения материала. На уроках робототехники дети строят всевозможные машины, которые окружают их в повседневной жизни, персонажей из сказок, животных, различные предметы и многое другое, что их интересует в этом возрасте.

Примерно к 5 годам дети начинают интересоваться работой определенных механизмов, что ими движет и как они устроены. Активно зная окружающий мир, они очень хорошо воспринимают различную информацию, которая при правильном представлении прекрасно усваивается. Конструирование можно успешно использовать для их продуктивного развития.

Сами занятия помогают развить усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы, а эти качества, в свою очередь, очень помогут как в школе, так и во взрослой жизни ребенка. Поэтому вопрос практики робототехники в детских садах был поставлен на государственный уровень — такой способ работы позволяет сформировать творческую личность, готовую фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь, наделенную пространственным и конструктивным мышлением [3, с. 536].

Современные дети, как и мы, взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, компьютеризации и робототехники. Достижения в области технологий и программирования стремительно проникают во все сферы жизни человека, особенно в жизни детей. Повсюду нас окружают сложные технические объекты: бытовая техника, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самые маленькие дети интересуются движущимися игрушками. Они пытаются понять, как все это работает. На текущем этапе (благодаря разнообразию разработок LEGO) появилась возможность ознакомить дошкольников с основными основами устройства сложных технических объектов.

Занятия с роботами могут быть организованы вместе с другими образовательными и развивающими курсами. Робота можно успешно использовать для развития речи, изучения основ математики, окружающей среды, ролевых игр и проектной деятельности.

«Одним из инструментов, который помогает развить навыки планирования этапов и сроков своей деятельности, является мини-робот Bee-Bot «Умная пчела», STEM — набор «Робомышь», с помощью которого дети учатся:

– создавать программу — план будущих действий;

– разбить большую задачу на подзадачи;

– усвоить, что такое последовательные действия.

Дети учатся программировать, спрашивая у робота план действий и создавая для него задания. Элементы игры, включенные в учебный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и улучшают усвоение материала. В ходе полевых исследований и определения путей движения дети научились видеть сходства и различия, видеть изменения, определять причины и характер этих изменений и делать на их основе выводы. Во время игры дети сотрудничают и активно ищут ответы на задания. Детям интересно самим планировать и составлять маршруты для Робомыши».

Набор «Азбука робототехники» подходит для детей от 5 лет и старше. Разработанный на основе конструкторов из Artec (Япония), он позволяет создавать программируемых мобильных роботов. Следуя инструкциям, ребенок может построить роботов-животных (в инструкции 14 видов роботов), и тогда уже включается воображение. Методика позволяет собирать, программировать, играть и разбирать робота за получасовое занятие. Учебный материал также включает раздаточные материалы, тетради по конструированию и программированию [1, с. 87].

Такие ученые, как В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, анализируя проблему формирования учебной деятельности, пришли к выводу, что ребенок готов к обучению, когда он знает, как принять и поддерживать цель следующего занятия, спланировать последовательность действий, выбирать средства ее реализации, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности.

Роботехника используется как отличный инструмент для решения различных образовательных задач. Использование таких мини-роботов в учебном процессе способствует развитию логического и пространственного мышления, формированию универсальных видов деятельности, специальных знаний, а также умения планировать деятельность.

Таким образом, робототехника является эффективным и универсальным средством развития детей дошкольного возраста с момента их введения в учебный процесс для развития логического мышления, способности планировать свою деятельность, работать по модели, анализировать усвоенные действия в новых ситуациях, исправлять их и передавать в процессе реализации алгоритмических действий, описывать их языком и средствами, понятными людям.

Литература:

  1. Венгер, Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л. А. Венгер. — М.: Наука. — 2010. — 154 с.
  2. Головина, Б. Г. Робототехника В ДОУ / Б. Г. Головина. — М.: Наука, 2015. — 152 с.
  3. Дятлова, Н. В. Развитие конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Дятлова // Молодой ученый. — 2016. — № 14. — С. 536–537.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, пространственное мышление, учебный процесс, LEGO, STEM, государственный уровень, деятельность, дошкольный возраст, последовательность действий, усвоение материала.


Похожие статьи

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Похожие статьи

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Моделирование пространства в детском саду как условие успешного развития детей дошкольного возраста

Робототехника как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Обучение в движении как способ формирования познавательной активности дошкольников

Алгоритмы как средство формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Опыт использования алгоритмики и робототехники в дошкольном образовательном учреждении

Лего-конструирование и робототехника как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)

Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду

Задать вопрос