Возрастные особенности переживания чувства вины у молодых матерей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 05.11.2021

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Шевель, И. С. Возрастные особенности переживания чувства вины у молодых матерей / И. С. Шевель. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85222/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены возрастные особенности переживания чувства вины на тех или иных этапах взросления.

Ключевые слова: чувство вины, переживание вины, вина, ребенок.

Чтобы изучить особенности проживания чувства вины у молодых матерей, для начала необходимо посмотреть на то, как это чувство впервые проявляется и зарождается у человека, в каком возрасте, и как оно трансформируется в течение жизни.

Вина — это чувство, которое не образуется внутри нас само собой. Оно вменяется нам с детства. Приучая нас к тому, что верно, а что нет, родители помогают нам определять правильность нашего поведения, одобряя или порицая наши поведенческие выборы. Уже к возрасту пяти лет у ребёнка сформировано представление какое именно поведение общество считает приемлемым, а за что следует испытывать вину и что не одобряется. Процесс социализации личности неразрывно связан с воспитанием чувства вины. Отмечается, что в детском возрасте переживание вины имеет свои особенности. Ребенок испытывает определенные затруднения в том, чтобы осознать в чём состоит его вина за тот или иной проступок, и почему именно ему следует испытывать чувство вины. Взрослые люди переживая вину одновременно с этим сразу же ощущают раскаяние и даже нередко взрослого человека совесть мучает заранее. Ребенок же переживает это всё поэтапно [1].

Дети в младшем школьном возрасте часто уже хорошо осознают в какой моральной плоскости находятся их поступки. Сочтут ли их поступки хорошими или плохими. Однако само ощущение чувства вины у детей этого возраста ещё только находится в стадии формирования. Так как вина — чувство давящее, ребёнок, сопротивляясь ему, старается отрицать совершенное деяние, либо же искать благой мотив для оного.

Особенности проживания чувства вины в этом возрасте выражаются в том, что ребенку трудно соотносить свои собственные намерения и то, что в итоге происходит в результате поступка. Если двое детей поставили кляксу третьему на рисунок, но один сделал это специально, а второй случайно, то дети рассудят, что сильнее виноват тот, чья клякса больше. Осознание ценности мотивов поступков к детям приходит только к восьми-десяти годам [2].

Младшие подростки осознают свою вину чаще в случае нарушения моральных требований типа оказания взаимопомощи или причинении физического ущерба и боли. Позже к ценностям прибавляется сохранение тайн, а так же уважение к чувствам других людей. Подростки старшего возраста остро переживают, если их проступки нанесли физический ущерб, так же нарушили нормы взаимопомощи. Девочки раньше демонстрируют данную специфику возраста, нежели мальчики. Возможно в силу того, что девочки больше ориентированы на внутренний мир другого человека ввиду гендерного воспитания [3].

И. А. Белик в своей работе «Чувство вины в связи с особенностями развития личности» проводит анализ связи между возрастным фактором и имплицитными представлениями о вине. В основном, объектом вины становятся близкие или значимые люди, для взрослых (30–55 лет) — это чаще дети и родители, а для молодых (19–23 лет) — интимные партнеры. Молодые люди, согласно исследованию И. А. Белик, чаще упоминают физические ощущения, при описании своего понимания вины. Для более зрелых людей характерно сожаление об упущенных возможностях, о потере близких людей. У молодых людей ситуации вины чаще связаны с социальным взаимодействием, как например, нанесение обиды другому человеку, неоправданные ожидания значимых для них лиц. По данным И. А. Белик, при переживании вины они чаще говорят о социальной нетерпимости, которая выражается в злорадстве и укорах, и чаще нуждаются в понимании и поддержке в ситуациях вины [4].

Если же говорить о женщинах в уже взрослом возрасте, со становлением женщины как матери, то чувство вины возникает как ответ на огромное противоречие в социальных ролях.

В наши дни происходит переосмысление гендерных ролей и стереотипов, это приводит к тому, что у многих людей появляются переживания и тревоги, которых раньше не было, так как гендерно-ролевые модели очень сильно определяли устойчивый порядок жизни. Если раньше женщине необходимо было стоять перед выбором: воспитывать ребенка или строить карьеру, сейчас же ей нужно удачно объединять роли матери и работающего человека. И если с социальной точки зрения модели «мать» и «карьеристка» успешно разводятся, то с точки зрения внутриличностных конфликтов примирение этих двух моделей проходит часто весьма негладко. [5].

Карен Хорни отмечает, что при рождении детей мать начинает испытывать тайное чувство вины перед ребенком. Вины, порожденной тревогами о будущем ребенка (страх неспособности обеспечить лучшее будущее), а так же вины за собственный «неидеальный» образ жизни (например легкомысленное отношение к любовным связям у отца или курение, алкоголь в семье). Это чувство вины ведет либо к попустительству, чтобы избежать неодобрения ребенка, либо к открытой враждебности, так как инстинкт подсказывает, что атака — лучшее средство обороны [6].

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 288 c. — Текст: непосредственный.
  2. Баранова, Е. Психология младшего школьника. Учебно-методическое пособие. / Е. Баранова. — Москва: издательство Московского государственного педагогического университета, 2007. — Текст: непосредственный.
  3. Иваницкая, Е. Нелегкое чувство вины. / Е. Иваницкая. — Текст: электронный // Издательский дом «Первое сентября»: [сайт]. — URL: https://ps.1sept.ru/article.php?id=200802124 (дата обращения: 04.11.2021).
  4. Белик, И. А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности: специальность 19.00.01 «общая психология, психология личности, история психологии»: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Белик Инна Анатольевна; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2006. — 209 c. — Текст: непосредственный.
  5. Ожигова, Л,Н,Кольцова,Л Чувство вины у работающих матерей как психологическая проблема / Л,Н,Кольцова,Л Ожигова. — Текст: электронный // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»: [сайт]. — URL: https://kubsu.ru/sites/default/files/users/11873/portfolio/ozhigova-koltsova.pdf (дата обращения: 04.11.2021).
  6. Хорни, К. Психология женщины / К. Хорни. — Москва: Академический Проект, 2009. — 240 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): чувство вины, вина, ребенок, переживание вины, особенность проживания чувства вины, физический ущерб, чаща.


Ключевые слова

ребёнок, вина, чувство вины, переживание вины

Похожие статьи

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Влияние алкогольной зависимости родителей на развитие парентификации у детей

В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Психоэмоциональное состояние ребенка в неполной семье

В статье автор исследует особенности психоэмоционального состояния ребенка, воспитываемого в неполной семье, степень его тревожности и неуверенности в себе, уровень счастья.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...

Похожие статьи

Различия в переживаниях чувства одиночества у подростков из благополучных и неблагополучных семей

Статья посвящена рассмотрению связи между семейным неблагополучием и особенностями переживания одиночества у подростков, а также анализу особенностей переживания одиночества у подростков из неблагополучных семей.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Психологические особенности влияния матери на формирование характера девочки-подростка

В статье рассматривается проблема роли матери в благополучном формировании характера девочки-подростка. Приведены результаты эмпирического исследования автора мнений кыргызских девочек-подростков по отношению к их матерям.

Особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития у младших школьников ответственности и представлений о ней.

Влияние алкогольной зависимости родителей на развитие парентификации у детей

В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.

Особенности психического развития детей в неполных семьях

В данной статье рассмотрено понятие семьи и проблемы воспитания детей в неполных семьях, изучены социально-психологические особенности адаптации и психического развития детей, воспитывающихся в неполных семьях.

Детская одаренность и особенности одаренного ребенка

В статье раскрывается специфика одаренности в детском возрасте, указаны признаки одаренности, представлены взгляды отечественных психологов на определение одаренности, роль семьи в жизни одаренного ребенка.

Психоэмоциональное состояние ребенка в неполной семье

В статье автор исследует особенности психоэмоционального состояния ребенка, воспитываемого в неполной семье, степень его тревожности и неуверенности в себе, уровень счастья.

Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста

В статье рассматриваются возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста. Колоссальное воздействие на адаптацию оказывает отношение ребенка со сверстниками. Делается акцент на повышенной склонности к расстройствам эмоционального характ...

Задать вопрос