В статье названы основные цели и задачи управления вопросами развития отрасли физической культуры и спорта на уровне муниципалитета, на примере города Октябрьского Республики Башкортостан. В работе рассмотрены основные программные документы, на которых основывается муниципальная политика, кратко подводятся итоги их реализации.
Ключевые слова: муниципальное управление, отраслевое управление, планирование, вопросы местного значения, физическая культура, спорт
Актуальность данной темы заключается в том, что политика в области спорта и здорового образа жизни — одно из ключевых направлений деятельности муниципалитета.
В целях определения направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также в целях повышения конкурентоспособности российского спорта распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [1].
В целях развития человеческого капитала на основе повышения качества жизни населения и развития социальной инфраструктуры, пропаганды здорового образа жизни и создание условий для развития массового и профессионального спорта решением Совета городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 14.09.2017 № 119 утверждена Стратегия социально-экономического развития городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан до 2030 года [2].
В целях достижения целей, определенных вышеперечисленными стратегиями, в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан активно развиваются физическая культура и спорт.
Основные цели и задачи развития физкультуры и спорта в городе Октябрьском Республики Башкортостан обозначены в муниципальной программе «Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан (постановление от 23.07.2021 № 2104)» [3].
В соответствии с программой цели развития физической культурой и спортом на уровне муниципалитета следующие:
— увеличить долю населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общем числе населения городского округа;
— повысить эффективность подготовки спортсменов в спорте высших достижений.
Задачи:
— мотивировать граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями, к регулярным занятиям физической культуры, спортом и ведению здорового образа жизни;
— развивать инфраструктуру и материально-техническую базу сфер физической культуры и спорта;
— создать условия для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;
— подготовить спортивный резерв и спортсменов высшего спортивного мастерства.
За первое полугодие 2021 года итоги реализации муниципальной программы следующие (таблица 1):
Таблица 1
Реализация муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан» за январь-июнь 2021 года
Объем финансирования за январь — июнь 2021 года |
% исполнения |
|
Уточненный план |
исполнено |
|
122737,7 |
60318,6 |
49,1 |
В целом выполнение мероприятий программы идет по плану, с небольшим отставанием.
Повышению привлекательности спорта и занятий физкультурой, формированию активного образа жизни в г. Октябрьском уделяется особое внимание, о чем свидетельствуют позитивные тенденции, подтверждаемые показателями развития отрасли:
рост количества спортивных сооружений с 326 в 2013 г. до 375 в 2017 г., в их числе: 219 плоскостных сооружений (игровые площадки, поля, беговые дорожки и др.), 63 спортивных зала, 4 плавательных бассейна, 1 стадион с трибунами на 4000 мест и т. д.
В городе функционирует стадион «Нефтяник», Дворец спорта, стадион «Девон», спортивные комплексы «Апельсин-сити» и «Икс-фит», горнолыжный комплекс «Уязы-Тау», спортивно-оздоровительный комплекс «Спартак», городской тир.
Комитетом по спорту и молодежной политики совместно со спортивными школами, спортсооружениями города, обществами инвалидов и другими специализированными учреждениями организована работа по привлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Всего адаптивной физической культурой и спортом охвачено 678 человек.
Также муниципалитетом реализуется региональный проект «Спорт –норма жизни» (таблица 2).
Таблица 2
Показатели регионального проекта «Спорт — норма жизни»
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение |
Значение показателей по годам реализации проекта |
|||||||
значение |
дата расчета |
2019 факт |
2020 г. план |
2020 г. факт |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
||
Доля детей и молодежи, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи |
% |
70,6 |
31.12.2017 |
79,4 |
83,5 |
83,5 |
87,5 |
91,1 |
94,9 |
96,4 |
Доля граждан среднего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста |
% |
22,5 |
31.12.2017 |
39,2 |
44,5 |
44,5 |
49,8 |
55,5 |
58 |
59,8 |
Доля граждан старшего возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста |
% |
7 |
31.12.2017 |
9,8 |
10,3 |
10,47 |
10,8 |
11,3 |
16,1 |
16,5 |
Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта |
% |
81,8 |
31.12.2017 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
82,3 |
Доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, в общем количестве занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта |
% |
3355 |
31.12.2017 |
84,62 |
84,64 |
85,53 |
8,43 |
8,43 |
8,43 |
8,43 |
Итак, реализация национального проекта «Спорт –норма жизни» проводится в соответствии с поставленными целями и задачами, в графике, критерии, обозначенные в документе достигнуты полностью или с небольшим повышением. В целом развитие физкультуры и спорта в городском округе г. Октябрьский проходит достаточно успешно.
За 2020 год в городе проведено 635 спортивных мероприятий, из них всероссийских — 5, республиканских — 11.
На высоком организационном уровне прошли Всероссийские соревнования по спортивной акробатике, памяти Александра Дергунова.
В период пандемии проводились личный и командные чемпионаты России по гонкам на гаревой дорожке с соблюдением требований Роспортебнадзора.
Прошли соревнования городской Спартакиады среди производственных коллективов и организаций (пулевая стрельба, лыжные гонки), среди учебных заведений города (лыжные гонки, волейбол).
Приняло участие во всех спортивных и физкультурно-массовых мероприятиях 41 334 человек.
В рамках Декады спорта и здоровья на базе школ, учебных заведений, спортивных школ, на спортивных сооружениях прошло 94 мероприятия, участвовало 16404 школьников и студентов.
Во Всероссийской массовой лыжной гонке «Лыжня России -2020» приняло участие 5219 человек.
В 4 спортивных школах города тренируются 4013 человек.
За 2020 год в городском округе 1556 человек приняли участие в выполнении нормативов комплекса ГТО.
В рамках регионального проекта «Спорт — норма жизни» приобретен инвентарь и оборудование на сумму 4,834 млн. рублей для спортивных школ, на сумму 331,7 тыс. рублей для Муниципального центра тестирования.
В 2020 году предоставлено новое место для центра тестирования, с залом для выполнения нормативов и местом для электронного тира. Приобретено оборудование на сумму 315,1 тыс. рублей.
В то же время развитию сфер физической культуры и спорта препятствуют следующие проблемы:
— недостаток специализированных спортивных сооружений (спортивные залы, плоскостные сооружения, бассейны);
— слабая материально-техническая база спортивных школ и спортивных сооружений;
— низкий уровень финансирования мероприятий по физической культуре и спорту. В 2015 году расходы на физкультуру и спорт составляли — 4,1 %, в 2016 году — 3,8 %, в 2017 году — 4,2 %.
Таким образом, рассмотрев цели и задачи развития физкультуры и спорта на уровне муниципалитета на примере городского округа г. Октябрьский, сделаем вывод о достаточной эффективности реализации поставленных целей и задач. Тем не менее, в реализации муниципальной политики в сфере физкультуры и спорта были обозначены некоторые проблемы, требующие комплексного, поэтапного решения.
Литература:
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р // Собрание законодательства Российской Федерации, № 33, 17.08.2009, ст.4110
- Стратегия социально-экономического развития городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан до 2030 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oktadm.ru/upload/iblock/e74/Стратегия %20социально %20- %20экономического %20развития %20городского %20округа %20город %20Октябрьский %20Республики %20Башкортостан %20на %20период %20до %202030 %20года.pdf (дата обращения: 1.11.2021)
- Развитие физической культуры и спорта в городском округе город Октябрьский Республики Башкортостан: постановление Администрации г. Октябрьский от 23.07.2021 № 2104 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oktadm.ru/programms/ (дата обращения: 1.11.2021)
- Положение о комитете по спорту и молодежной политике администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан: постановление администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан от 28. 03. 2018 № 1251. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oktadm.ru/ (дата обращения: 1.11.2021)