Банковская система любого государства играет ключевую роль в проведении платежей и расчетов, аккумулировании финансовых ресурсов и распределении сбережений вкладчиков, то, как следствие обязательным компонентом устойчивой экономики должен стать эффективный надзор и регулирование деятельности кредитных организаций. Исходя из того, что основной целью системы банковского надзора и регулирования является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе страны и тем самым снижение рисков потерь для вкладчиков и кредиторов, авторы статьи акцентировали внимание на развитии системы банковского надзора и регулирования, обобщая наиболее актуальные аспекты международного и российского опыта.
Ключевые слова : банковская система, Банк России, принципы банковского надзора, оценка банковских рисков, меры воздействия к кредитным организациям, стресс-тестирование.
Система банковского надзора и регулирования наряду с эффективной макроэкономической политикой мегарегулятора должна способствовать развитию конкурентной банковской системы, что играет ключевую роль для обеспечения финансовой стабильности. Международные базовые принципы составляют основу для создания надлежащей системы надзора и регулирования деятельности кредитных организаций в каждой стране и исходят из следующих основных предпосылок:
– основной целью надзора является поддержание стабильности и доверия к финансовой системе страны;
– органы надзора должны способствовать поддержанию рыночной дисциплины, стимулированию рыночной открытости и контроля;
– органы надзора должны обладать оперативной самостоятельностью, возможностью сбора необходимой информации и отчетности как путем пруденциального (дистанционного) наблюдения, так и инспектирования на местах, а также иметь полномочия предавать своим решениям обязательный характер;
– органы надзора должны иметь хорошее представление о сути банковской деятельности, а эффективный надзор требует, чтобы размер и характер рисков, принимаемых банками, объективно оценивались для квалифицированного управления рисками.
Вышеприведенные принципы лежат в основе национального законодательства по банковскому регулированию и надзору и являются минимально необходимыми, но могут быть и недостаточными в определенных ситуациях. Каждая страна определяет, в какой мере эти принципы могут быть дополнены другими требованиями и нормативами.
Требования Базельского комитета по банковскому надзору (Базель I, Базель II, Базель III) содержат методики расчета показателей для оценки капитала, рисков и другие рекомендации кредитным организациям для повышения их финансовой устойчивости. Функция банковского надзора динамична и призвана реагировать на изменения конъюнктуры рынка, поэтому органы надзора должны пересматривать политику и практику надзора под воздействием различного рода новых тенденций и рисков. Основные этапы развития международных требований к оценке рисков в рамках системы банковского надзора и регулирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные требования системы международного банковского надзора по минимизации рисков кредитных организаций
Основные этапы |
Цель надзора |
Показатели |
Базель 1, 1988 г. |
Определение и регулирование финансовой устойчивости кредитных организаций |
– норматив достаточности капитал |
Базель 2, 2004 г. |
Оценка и управление рисками кредитных организаций |
– минимальные требования к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски; – величины рисков на основании стандартизированного и IRB (Internal Rated Based Approach) методов расчета |
Базель 3, 2010 г. |
Оценка и минимизация отрицательного влияния рыночной конъюнктуры на мировую банковскую систему |
– коэффициенты краткосрочной ликвидности (LCR); – коэффициент чистого стабильного фондирования (NSFR) |
Система риск-менеджмента вошла в российскую практику, начиная с 1990-х годов. Российские кредитные организации эффективно используют международные стандарты банковского надзора в управления рисками в практике своей деятельности [4]. Важными аспектами в управлении рисками выступают такие положения как:
– ограничение рисков путем соблюдения требований Банка России к нормативу достаточности капитала, взвешенного с учетом риска и качества активов кредитных организаций [5];
– управление рыночными рисками через соблюдение минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные, операционные риски [5];
– сглаживание отрицательных последствий экономических циклов и оценка устойчивости кредитных организаций в случае «оттока» привлеченных банковских ресурсов в условиях кризисов [6].
Надзорные органы вправе применять к кредитным организациям такие меры воздействия как меры предупредительного и принудительного характера.
В целях реализации полномочий по надзору за деятельностью кредитных организаций, определенных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», формирования системного подхода к применению мер воздействия и на этой основе повышения эффективности банковского надзора, Банк России устанавливает перечень мер воздействия и порядок их применения [2].
Конкретный состав применяемых мер воздействия может различаться в зависимости от конкретной ситуации и включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия разных типов. Выбор мер воздействия производится мегарегулятором, исходя из нормативных актов, а также с учетом характера допущенных нарушений и причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации и ее положения на российском рынке банковских услуг.
Целесообразность применения предупредительных мер воздействия к кредитной организации определяется надзорным органом самостоятельно и главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, которые на данном этапе деятельности банка непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков. В этих случаях надзорный орган дает рекомендации по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации, устанавливает дополнительный контроль за ее деятельностью.
Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения кредитной организацией банковского законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации и/или представление неполной или недостоверной информации, а также в случаях, когда совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов. В частности, такие меры воздействия могут включать штрафные санкции, требование об осуществлении кредитной организацией мероприятий по ее финансовому оздоровлению, ограничение или запрет на проведение банковских операций, вплоть до введения Временной администрации по управлению кредитной организацией и отзыва лицензий на ведение банковской деятельности [1].
Банковское регулирование не исключает полный риск банкротства кредитных организаций, и кроме этого, функционирование банковской системы может оказаться под влиянием таких факторов, которые в полной мере не регламентируются со стороны мегарегулятора. Поэтому перед Банком России стоит основная задача спрогнозировать такие случаи и составить комплекс всевозможных мер, которые могут поспособствовать уменьшить банковские риски и предупредить банкротство кредитных организаций, другими словами, сохранить устойчивость банковской системы страны.
В этой связи важным аспектом определения финансовой устойчивости банковского сектора считается стресс-тестирование, то есть механизм, благодаря которому можно выявлять банки, которые являются в большей степени подвержены рискам, для того чтобы оказать поддержку при появлении кризисных явлений в экономике. Такой инструмент для банковского надзора, как стресс-тестирование, введен и регулярно применяется Центральным Банком России, начиная с 2003 года. С 2017 года проводился анализ по выявлению отрицательных тенденций и всех возможных проблем в работе коммерческих банков [3].
Подводя итог, следует отметить, что курс на развитие надзорно-регулятивной функции стоит перед Банком России и в настоящее время. Ориентируясь на главные направления для обеспечения стабильности финансового рынка Российской Федерации на период 2019–2021 годов, мегарегулятор продолжает совершенствовать законодательство и внедрять регулятивные подходы, основанные на механизме стресс-тестирования и моделировании бизнес-процессов в кредитных организациях.
Литература:
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395–1 «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ, в силу с 18.10.2021) Электронный ресурс/ Консультант Плюс; — URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_ LAW_ 5842/ (дата обращения: 02.11.2021)
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) Электронный ресурс/ КонсультантПлюс; — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/4f84b42935e2a5743f1b5e1591668be0c41b762d/ (дата обращения: 02.11.2021)
- Подходы к организации стресс-тестирования в кредитных организациях Электронный ресурс/ cbr.ru; — URL: https://cbr.ru/analytics /bank_system/stress/ (дата обращения: 02.11.2021).
- Консультативный документ о перспективах применения российскими банками IRB–подхода Компонента I Базеля II в надзорных целях и необходимых для этого мероприятиях (действиях). Электронный ресурс/ cbr.ru; — URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/36670/Basel_january-2011.pdf (дата обращения: 02.11.2021)
- Положение Банка России от 3 декабря 2015 г. N 509-П «О расчете величины собственных средств (капитала), обязательных нормативов и размеров (лимитов) открытых валютных позиций банковских групп» (документ утратил силу) Электронный ресурс / garant.ru; — URL: https://base.garant.ru/71283096/ (дата обращения: 02.11.2021)
- Положение Банка России от 3 декабря 2015 г. N 510-П «О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности («Базель III») системно значимыми кредитными организациями» (с изменениями и дополнениями) Электронный ресурс / garant.ru; — URL: https://base.garant.ru/71283098/ (дата обращения: 02.11.2021)