В статье авторы рассматривают вопрос проявления интереса у детей раннего возраста к действиям с мячом. Описываются особенности формирования интереса к предметной деятельности у детей двух лет. Приводятся примеры взаимодействия ребенка раннего возраста с мячом и анализируется положительное влияние игры с мячом на развитие физических качеств дошкольника. Дается описание условий развития интереса у детей двух лет действиям с мячом.
Ключевые слова: интерес, двигательная деятельность, физическое развитие, ранний возраст, игры с мячом.
В системе физического развития важное место принадлежит воспитанию ребенка. Это связано с тем, что дошкольный возраст — это период, в котором закладываются основы физического, психического здоровья, формируются двигательные навыки, закладываются основы для воспитания физических качеств ребенка.
На настоящее время учеными и педагогами выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей, которое находится в зависимости от биологических, экологических, социальных, гигиенических факторов, а также от характера педагогических воздействий. Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста, как и последующее сохранение его здоровья требуют высокого уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной.
Для здоровья наших детей, формирования у них положительного отношения к спорту, бережного и внимательного отношения к своему организму огромное значение имеет развитие интереса к двигательной деятельности, которая закладывается еще в раннем возрасте.
Под интересом мы понимаем избирательную направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности, связанную обычно с положительным эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. [2, с. 88]
Плохо, если интересы в дошкольном возрасте не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. В таком случае он не сумеет накопить впечатлений и овладеть сведениями, которые будут основой дальнейшего приобретения системы знаний, умений и навыков.
Стремление к познанию, к освоению навыков и умений у детей раннего возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, результатом которых была констатация огромной силы и напряженности познавательной активности ребёнка.
Двухлетний ребёнок начинает активно осваивать ключевые умения говорения, хождения, действия с предметами. При этом ему всё ещё требуется помощь взрослого, но самостоятельность ребенка раннего возраста очевидна. В этот период основной является предметная деятельность, ведь малыш знакомится с разнообразными предметами быта, природными материалами, изучает их назначение и овладевает действиями. В результате такой деятельности происходит обогащение познания свойств и качеств предметов. Идёт интенсивное сенсорное развитие, т. е. развитие органов чувств, накопление сенсорного опыта: узнавание и называние предметов по цвету, форме, величине. Восприятие становится ведущим познавательным процессом. [3, с.140]
Но пока малышу ещё трудно себя заставить выполнять или видеть то, что не вызывает у него интереса. Поэтому взрослому важно пробудить интерес к предмету или занятию и поддерживать его в дальнейшем.
Самой эффективной формой занятий на данном этапе развития становится игра. Игры с мячом занимают здесь особое место. Мяч — это шар, представляющий собой идеальную космическую форму, самое совершенное геометрическое тело. По сравнению с другими, оно имеет самую большую поверхность соприкосновения с ладонью, что дает полноту ощущения формы. Наверное поэтому, выдающийся немецкий педагог-философ XIX века Фридрих Фребель отнёс мяч к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». Особенность занятий с шаром в том, что он посылает оптимальную информацию всем анализаторам. А совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает положительный эффект занятий. [5, с.47]
В системе физического воспитания, которую разработал П. Ф. Лесгафт, играм с мячом отведено важное место. Педагог был убеждён, что в игре ребенок выполняет разнообразные действия с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. п. Выполнение таких движений способствует развитию глазомера, двигательных координационных функций. Кроме того, по данным А. Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от напряжения в мышцах, вызывает удовольствие. Удовольствие — это своего рода свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.
Взаимодействуя с мячом, ребёнок не просто играет с ним, а варьирует: берёт, переносит, кладёт, бросает, катает, что развивает его эмоционально и физически.
Для развития функций мозга ребёнка большое значение имеют движения пальцев и кистей рук. И их объём и разнообразие, напрямую влияют на количество «двигательных сигналов», поступающих в мозг, что способствует интенсивному накоплению информации, а следовательно и интеллектуальному развитию ребёнка.
Малыши, знакомясь со свойствами мяча, выполняя разнообразные действия, получают нагрузку на все группы мышц (туловища, брюшного пресса, ног, рук, кистей), у них активизируется весь организм. Даже, казалось бы, обычное подкидывание мяча вверх вызывает необходимость выпрямления, что благоприятно влияет на осанку ребенка. Можно сказать, что игры с мячом –своего рода комплексная гимнастика: развивается умение хватания, удерживания, перемещения мяча в процессе ходьбы, бега или в прыжке.
Игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для возбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма — легких, сердца, улучшают обмен веществ. [3, с.148]
Но мяч не так прост, как видится из его формы. Его непослушность доставляет малышу наслаждение и вызывает негодование практически одновременно. Мяч убегает, интригует, зачаровывает своей динамичностью. Чтобы мяч изменил свое состояние, нужно всего-то чуть толкнуть его. Даже не умеющего еще ходить малыша он призывает к движению. Мяч «растет» и «развивается» вместе с ребёнком. Со временем игры становятся сложнее, в них оттачиваются навыки, совершенствуется ловкость и изобретательность. И мяч не отстает, он всегда рядом — совершенный, энергичный, прыгучий.
В работе над развитием интереса к действиям с мячом у детей раннего возраста в детском саду целесообразно создание следующих условий:
1) создание развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО;
2) организация непосредственно-образовательной деятельности с учётом психолого-педагогической характеристики раннего возраста;
3) стимулирование педагогом включение ребенка в деятельность, требующую использование предмета;
4) при ознакомлении с предметом, активизировать различные виды восприятия: зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые (по мере возможности);
5) обеспечение эмоционального комфорта ребёнку при знакомстве с предметным миром.
Советский ученый Эльконин Д. Б. предлагал проводить занятия с детьми через формирование у них основных способов усвоения общественного опыта: совместных действий с взрослым; разделенных действий, при которых взрослый начинает действие, а ребёнок его заканчивает; действий подражаний; действий по показу; по жестовой инструкции с речевым сопровождением; по речевой инструкции взрослого.
Вначале дети учатся выполнять усвоенные действия с опорой на образец, затем по слову взрослого с опорой на память ребенка [6, с.13]
Если усваивать действия с мячом поэтапно, то у ребёнка будет возрастать степень активности как следствие проявления интереса. Браткова М. В. отмечает приёмы, которые должны применяться в педагогической работе с детьми раннего возраста для развития интереса:
– эмоционально-речевое воздействие: чёткая и краткая инструкция взрослого, комментирование всех действий с предметами и игрушками; изменение интонации, высоты и модуляции голоса; использование потешек, песенок, стихов; подвижные игры с речевым сопровождением и т. д.;
– тактильное воздействие: поглаживания ребенка, демонстрация доброжелательного отношения, ласковое обращение по имени, зрительный контакт;
– поощрение: похвала, возможность поиграть с новой игрушкой после занятия, возможность взять какую-либо игрушку домой, любой маленький сюрприз;
– привлечение внимания: волшебные мешочки, сюрпризные моменты, механические игрушки, игрушки с различными звуковыми эффектами, предметы с элементами неожиданности;
– подхватывание встречных действий-манипуляций ребенка с предметами [1, с.85].
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что в процессе развития интереса к действиям с мячом у детей двух лет необходимо активное участие взрослого, который должен использовать игровые методы обучения соответственно ведущему виду деятельности этого возраста. Упражнения и игры с мячом являются замечательным средством для воспитания здоровой личности, развития ее физических качеств, формирования характера
Литература:
- Браткова М. В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. — 2009. № 1. — С. 83–91.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. — М.: Юрайт, 2016. 200с.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с
- Ермакова И. А. Игры с мячом для самых маленьких. — М.: Литера, 2009г. — 30с.
- Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетковой, Д. В. Сергеевой. — М.: Педагогика, 1998. — 342 с.
- Эльконин Д. Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — М.: Академия, 2007. — С. 80–115.