Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (387) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.11.2021

Статья просмотрена: 428 раз

Библиографическое описание:

Нуриева, А. Р. Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов / А. Р. Нуриева, Н. С. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 45 (387). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/387/85250/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Ключевые слова: традиция, народ, праздник, устное народное творчество, нравственное воспитание.

Нравственность — это неотделимая сторона личности, которая обеспечивает добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Она выражается в отношении к Родине, коллективу и отдельным людей, в отношении к себя, обществу, труду и результату деятельности. Мы даже не задумываемся, сколько же интересных древних традиций культура того или иного народа донесла до наших дней. Существует великое множество различных национальностей, а также их обычаев, которые испокон веков передаются нам от предков. Но можем ли мы как-то использовать традиции и фольклор той или иной народности, чтобы помочь привить человеку нравственные качества? Безусловно, прививать знания в этой области, воспитывать человека нравственно, следует с самого детства. Эмма Константиновна Суслова, профессор кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета, утверждает, что симпатия к людям других национальностей может возникнуть у ребенка в результате многолетнего впечатления от случайной встречи, кратковременного или длительного общения. Для воспитания глубокого, осознанного чувства дружбы и уважения к ним необходимо формировать систему представлений о разных народах, их жизни и искусстве. [1, с. 5].

Нам, взрослым, необходимо осознать всю важность нравственного просвещения детей. Это изучение и использование знаний и представлений о различных верованиях, религиозных традициях и социально значимых ценностях в этих традициях. Педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители детей могут безусловно помочь детям осознать ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Необходимо сконцентрироваться на воспитании высоконравственного, ответственного гражданина, который чтит духовные и культурные традиции своего народа. [2, с. 12]

В Приволжском Федеральном округе, в Республике Татарстан, проживают кроме прочих народностей — русские и татары, которые соответственно используют в своей речи русский и татарский языки. Педагоги дошкольного образования уверены, что дети должны знать принадлежность к своей национальности, свой язык. Люди разных национальностей говорят на разных языках, могут отличаться своеобразными чертами лица, также характерные особенности наблюдаются в их одежде. Дети разных национальностей, а особенно если они воспитываются и обучаются вместе, должны с уважением относиться к принадлежности ребенка к той или иной национальности. Это поможет им воспитать в себе нравственные качества, среди которых мы особенно выделяем толерантность, тактичность и вежливость. Каждая национальность содержит неповторимый колорит присущих только ей традиций, обычаев, свой национальный костюм. Неповторимы и сказки, песни, танцы, игры. Стоит задуматься, а как же именно эти критерии повлияют на нравственное воспитание детей, какие черты характера это поможет заложить в каждом ребенке.

Каждой народ трудолюбив, талантлив. У любого народа есть смелые и мужественные люди, герои. Искусство каждого народа воспевает трудолюбивых, честных, смелых, добрых и находчивых. И не стоит забывать про быт, который также имеет много особенностей. К началу экспериментальной работы, которая была проведена нами в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 30 «Улыбка» Елабужского муниципального района, в основе ведущего мотива нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста разных национальностей лежала не только эстетическая оценка национального костюма, но и регулярное чтение русских и татарских сказок, объяснение детям важности и особенностей народных праздников, обрядов, традиций, песен, пословиц. Нашей целью было формирование основ нравственного сознания старших дошкольников путем приобщения их к народной культуре. Вместе с детьми мы изучили фольклор татарского и русского народов. Благодаря полученным знаниям первостепенное значение приобрела нравственная оценка положительных черт характера того или иного народа. Дети проявляли доброжелательность, чуткость, внимание к своим сверстникам.

Как в детском саду, так и в семье, необходимо широко использовать в повседневной жизни все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского и татарского характеров, присущие им нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Когда мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Благодаря фольклору у детей формируются художественные вкусы, вырабатываются умения видеть и понимать прекрасное, появляются задатки гармонически развитой личности. Добро и зло чётко разграничено и даёт чёткий ответ на конкретную ситуацию. Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают коварных («Гуси-лебеди»), что жадность и зло наказуемо («Морозко»). Зачитывание детям потешек, прибауток, звучащих ласковым голосом, выражает заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Мы рассмотрели татарские прибаутки, которые являются татарским народным творчеством, их родители обычно проговаривают своим детям во время умывания, принятия пищи, одевания. Данный вид фольклора помогает деткам почувствовать утешение, заботу, расслабиться.

Салкын су, чиста су,

Баламның битләрен ю,

Баламның күзләрен ю.

Күзләре ялкынлансын,

Үзе нык, таза булсын.

(Что в переводе на русский означает:

Холодная вода, чистая вода,

Смывай лицо,

Смывай глаза,

Пусть сияют глаза,

Пусть будет сильным, здоровым.)

В пословицах и поговорках четко просматриваются и оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. В произведениях фольклора важное место занимают уважение к труду взрослых и восхищение «золотыми» руками людей. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. [3, с. 8]. Мы изучили с детьми несколько новых пословиц русского и татарского народов. Каждая пословица была тщательно разобрана и разъяснена детям старшего дошкольного возраста. Среди русских пословиц были следующие: «Каков корень, таково и семя», «Добро век не забудется», «Дерево держится корнями, а человек семьёй». А среди татарских пословиц дети заинтересовались следующими: «Дөреслек утта да янмый, суда да батмый» (Правда в огне не горит и в воде не тонет), «Чит илне макта, yз илен дэ яшэ» (Чужбину хвали, на родине живи). Данные пословицы были, к сожалению, незнакомы детям. Но была знакома тематика каждого изречения. Это и «Родина», и «Семья», и «Принадлежность ребенка к национальности». Данный фольклор помог детям понять, что важно владеть такими качествами как доброта, гуманность, уважение к прошлому, честность. Благодаря тщательному разъяснению, дети поняли, что необходимо чтить культуру своего народа, точно так же, как и с пониманием относится к чужим традициям. Кроме того, на таких занятиях происходило формирование таких нравственных качеств, как терпеливость и вежливость.

На экспериментальной площадке нами также были проведены занятия по дополнительному ознакомлению детей с традициями их народов. Вместе с детьми мы рассмотрели внешний облик народных костюмов, со свойственными им орнаментами. Помимо всего вышеперечисленного мы провели анонимное анкетирование родителей, чтобы выяснить, насколько в их семье чтут традиции поколений.

Этнограф и фольклорист К. В. Чистяков отмечает: «Традиция — сеть система связей настоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенный отбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традиций также невозможно, как общество без культуры». Такие русские традиции, как «Крестины» или «Пасха» — украшение яиц на праздник, объединяют людей, собирают их в коллектив, способный подарить друг другу тепло, заботу. Это и есть формирование добропорядочности, доверия. А у татар-мусульман есть такие религиозные праздники, как Ураза гаете и Корбан гаете. В эти дни мальчики, их отцы и дяди должны были совершать намаз — утреннюю молитву. Потом они шли на кладбище, чтобы помолиться возле могил своих близких. А женщины и помогающие им девочки в это время готовили дома угощения. В праздники желательно было обойти родственников и соседей с поздравлениями. Особенно важным было посещение родительского дома. Все старались радовать друг друга угощениями, подарками, созывая на званые обеды. Эта семейная традиция с малых лет помогает детям не забывать родных людей, что вырабатывает способность уважать старшее поколение, прощать, вместе со всем взятым прививая детям доброту, щедрость.

Одним из основных компонентов, составляющих культуру любого народа, является праздник. Праздничная культура имеет свою специфику, несет в себе колорит народа. Недаром народные праздники называют кладезем национальной культуры, хранящим сокровища многовековой давности. Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье, предания и сказания, но с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы. В них фокусируются накопленные веками русские и татарские праздники («Рождество Христово», «Сабантуй», «Йомырка байрам» (Яичный праздник)), развиваются творческие способности в совокупности с нравственным воспитанием и формированием таких чувства, как товарищество, коллективизм, ответственность, уважение («Масленица», «Навруз»). Помимо этого, в народных праздниках поднимается важность поколений семей детей, таких нравственных качеств как храбрость, милосердие («День Победы», «Саламат» (Праздник благодарности земле)). Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Старший воспитатель детского сада, Новикова Татьяна Владимировна, рассказала нам, что дети обычно принимают активное участие в подготовке праздника, заучивании стихотворений, танцев, песен.

На базе практики мы познакомили старших дошкольников с устным народным творчеством, а также праздниками, о которых они не знали. Эксперимент оправдал ожидание. Мы выяснили не только то, что знали дети о своем народе, но и помогли им узнать дополнительную, не менее интересную информацию. Благодаря нашим доступным рассказам, разъяснениям, старшие дошкольники сами делали выводы, учились определять пользу того или иного праздника, задавали интересующие вопросы. Дети познали новые нравственные качества, которые, как мы думаем, они будут развивать в себе через традиции и культуру своего народа с помощью педагогов детского сада и родителей.

Литература:

  1. Суслова, Э. К. Интернациональное воспитание детей старшего дошкольного возраста. — М.: Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина, 1974.
  2. Теплова А. Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. — Самара: Вектор, 2020.
  3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — СПб.: Детство-Пресс: 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, традиция, народ, праздник, национальность, нравственное воспитание детей, устное народное творчество, национальный костюм, нравственное воспитание.


Похожие статьи

Поликультурное воспитание старших дошкольников как одно из актуальных направлений современного дошкольного образования

В статье описывается опыт организации поликультурного воспитания в старшей группе детского сада через знакомство детей с культурой, обычаями и традициями не только русского народа, но и других народов, проживающих на территории России.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Мордовская культура как воспитательный потенциал поликультурного образования в дошкольном учреждении

В статье авторы пытаются раскрыть средства приобщения детей к культуре мордовского народа.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Похожие статьи

Поликультурное воспитание старших дошкольников как одно из актуальных направлений современного дошкольного образования

В статье описывается опыт организации поликультурного воспитания в старшей группе детского сада через знакомство детей с культурой, обычаями и традициями не только русского народа, но и других народов, проживающих на территории России.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Этнокультурного воспитание детей дошкольного возраста, исследования Российских ученных в области нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Использование устного народного творчества в работе со старшими дошкольниками как средство дошкольного образования

В статье раскрывается работа по приобщению дошкольников к истокам народной культуры.

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Отечественные традиции в духовно-нравственном развитии и патриотическом воспитании подрастающего поколения

В статье представлен опыт работы детского сада по духовно-нравственному развитию дошкольников, основанный на отечественных традициях обучения и воспитания.

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье автор рассматривает духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством народных праздников, определяет его потенциал в процессе опытно-экспериментальной работы: создании тематического плана мероприятий и его реализации.

Мордовская культура как воспитательный потенциал поликультурного образования в дошкольном учреждении

В статье авторы пытаются раскрыть средства приобщения детей к культуре мордовского народа.

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Задать вопрос