В статье автор пытается выявить преимущества использования современной прозы при подготовке выпускников к итоговому сочинению.
Ключевые слова : постмодернизм, аргументация, реальность, виртуальность, современность.
В соответствии с Приказом Минобрнауки России № 306 от 24.03.2016 г. «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» с 2017 года ежегодным «испытанием» для одиннадцатиклассников является написание итогового сочинения, которое является допуском к Государственной итоговой аттестации. Известно, что каждый учебный год направления меняются, но суть остаётся та же: выпускник должен владеть литературоведческой компетенцией для получения «зачета».
Традиционно итоговое сочинение представляет собой сочинение на определённую тему по одному из пяти направлений, утвержденных на текущий учебный год. Первым и основным критерием оценивания является наличие литературных аргументов. Таким образом, итоговое сочинение не отличается кардинальным образом от классического сочинения по литературе, состоящего из вступления, основной части и заключения. Естественно, методические рекомендации советуют обращаться в основном произведениям классической русской литературы. Среди них каждый год можно выделить такие произведения, как: «Отцы и дети» [11] И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» [2] Ф. М. Достоевского, «Война и мир» [11] Л. Н. Толстого, «Тихий Дон» [15] М. А. Шолохова, и так далее. Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» [2], к примеру, служит хорошей базой для анализа и приведения аргументов по различным темам: тут и семейные отношения, и тема ценности искусства, и проблематика новых ценностей, и тема идейного противоборства интеллигенции в пореформенное для России время. Таким образом, произведение подойдет к анализу как минимум по четырем из пяти направлений.
Но, тем не менее, наряду с произведениями классической русской литературы всё чаще учителя и ученики прибегают к литературе современной, произведениям представителей постмодернизма. Действительно, такое направление, как «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» требует современного взгляда на вещи. И конечно, самим подросткам ближе литература современная, более им понятная и близкая, полная знакомых отсылок. Да и в самих методических рекомендациях уже всё чаще встречаются произведения нестандартные, а иногда и вовсе неожиданные. К примеру, в «Методических рекомендациях по подготовке к написанию итогового сочинения в 2021/22 учебном году для учителей русского языка и литературы», подготовленных Министерством образования Ставропольского края, уже не первый год встречаются произведения современных российских и советских авторов. Среди них, к примеру, произведение Татьяны Устиновой, вышедшее в 2014 году, под названием «Ковчег Марка» [13]. Использовать аргумент из книги можно в противовес твердой убежденности подростков в непрекословной пользе цивилизации, так как герой этого романа становится жалок и никчемен в суровых реалиях российской природы без гаджетов и элементарных знаний о выживании в диких условиях.
Отдельно хотелось бы проанализировать знаменитый в литературных кругах 1990–2000-х годов в России единственный роман Татьяны Толстой «Кысь» [10], задуманный после Чернобыльской катастрофы. Роман пропитан духом трагизма, язык полон иронии. Являясь антиутопией по своему жанру, произведение рассказывает о последствиях некоей страшной катастрофы, «взрыва», после которого население мутировало, а оставшиеся в живых вынуждены прятаться от могучего и опасного существа — Кыся, так и не появившегося на страницах романа. Надо также отметить, что выход романа — 2000-ый год — является для современной России также переломным: старой страны уже нет, СССР разрушен, а новая страна для многих людей взрослого населения представляет собой еще нечто непонятное, а потому страшное. Для современных подростков, ещё не родившихся в это время, этот период истории знаком прежде всего по многочисленным уже культовым фильмам об истории страны, зачастую полным жестокости и крайне реалистично изображающим ту действительность (вспомним знаменитые фильмы «Брат» 1997 года, «Жмурки» 2005 года, «Лиля навсегда» 2002 года). Автор этого романа заставляет задуматься читателя: всегда ли цивилизация и её быстрое развитие — это благо?
Также стоит отметить знаменитый роман Януша Вишневского «Одиночество в Сети» [1], вышедший в тираж в 2001 году. Сама история знакомства в Интернете, привязанности, влюблённости, переживаний и прочих гамм эмоций, наверное, первые в литературе была полностью перенесена в Сеть. Сейчас таким сюжетом современному автору никого не удивить, но критики и читатели до сих пор спорят о неоднозначности этого романа. Современным подросткам ближе и актуальнее история любви в Интернете и разочарования в таких чувствах, чем, скажем, история любви Онегина и Лариной [9], — ведь это их время и их реалии. Здесь можно говорить о закономерности привнесения в человеческую жизнь с благами цивилизации наряду с положительным опытом также опыт и отрицательный.
Ну, и конечно, в рамках исследования творчества современных авторов при подготовке выпускников к итоговому сочинению я хочу отметить творчество всемирно известного писателя Виктора Олеговича Пелевина. Современный российский автор в своих первых и самых известных романах («Чапаев и Пустота» [3] 1996 года, повесть «Омон Ра» [4] 1991 года, «Generation P» [5] 1999 года, «Empire V» [6] 2006 года) исследует самую интересную и неоднозначную для постмодернистов тему — тему реальности. В своих произведениях автор сомневается сам и вводит в заблуждение читателя — что есть реальность? Чем твой сон, например, отличается от твоего бодрствования, яви? Ведь иногда этот переход так тонок, что мозг не успевает понимать, где какой мир. «Реальность — это оксюморон из одного слова» [7], — говорит нам писатель в своем интервью. «Считается, что это нечто, существующее на самом деле, в отличие от умозрительных идей. Но в действительности реальность как раз и является идеей, существующей исключительно в уме, то есть она нереальна» [7].
Вслед за рассказчиком и читатель начинает исследовать свою реальность, подвергать ее сомнению. Надо также сказать, что Пелевин часто заставляет задуматься, но прямых ответов на вопросы так и не дает. К примеру, кем был главный герой романа Пётр Пустота [3] — революционером на Гражданской войне, жившим двойной жизнью, или просто душевнобольным? Автор не даёт ответа, он играет с параллельными мирами и нашими представлениями о них, легко вводит нас в заблуждение и путает нас в хронотопах романа. К примеру, его произведение «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» [8] написано в жанре Интернет-чата, где все герои являются читателю никами, запутавшимися в своей реальности, что тоже соотносится с действительностью современных подростков, чаще читающих переписки в социальных сетях, чем художественную литературу.
Подводя итог, хочется сказать, что все произведения как современных российских писателей, так и советских авторов очень интертекстуальны, полны культурологических отсылок. Все они так или иначе затрагивают всё те же актуальные для современного человека темы: тему свободы выбора, тему роли личности в истории страны, тему «отцов» и «детей», тему последствий действия современного человека (техногенные и экологические катастрофы, взрывы), тему влияния благ цивилизации на культуру и становление личности человека. Глупо отрицать влияние классиков на творчество Сергея Довлатова, Евгения Гришковца, Дианы Рубиной, Венедикта Ерофеева, Виктора Пелевина, да никто и не станет спорить с этим. Но при работе с современными школьниками необходимо учитывать и их «клиповое», присущее большинству подростков, мышление, когда им, к примеру, легче усвоить информацию, увидев буктрейлер очередной книги и уже нарисовав в уме образ главных герое и общий сюжет. Поэтому здесь зачастую учителю приходится сначала заинтересовать их как читателя, рассказав им интересную предысторию, чтобы ученику действительно было интересно и понятно читать произведение. В особенности при подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения в первую очередь необходимо отталкиваться от их собственного жизненного опыта от их собственных вкусов в литературе, от того, какие произведения им ближе и актуальнее.
Профессия учителя — это та профессия, которая не терпит медлительности, которая заставляет на идти в ногу со временем и всегда быть на «передовой». Это и заставляет учителей, особенно филологов, всегда учитывать тип мышления учащихся и тот культурно-исторический пласт, который их сформировал. Потому я считаю закономерным широко использовать современную прозу в качестве главного инструмента при подготовке учащихся к написанию итогового сочинения. Можно долго продолжать споры о том, что такое современный постмодернизм — настоящее искусство или так называемый попкорн, но дети решают быстрее взрослых — и им нравится новая культура, провозглашающая уже их ценности и взгляды.
Как пишет в своей статье Д. Шаманский, «постмодернистская литература не имеет ни определения, ни характерных черт, ни вообще каких-либо обязательных атрибутов. Основной её проблемой является то, что предложенное постмодернизмом художественное мышление может быть соответствующим образом понято и принято лишь самим постмодернизмом» [14]. Другими словами, постмодернизм — явление яркое и неоднородное, слишком новое для проведения аналогий. Но интересное уже тем, что отражает новую реальность и новую мораль, а потому близкое молодому читателю.
Литература:
- Вишневский Я. Одиночество в Сети. — М.: АСТ, 2019.
- Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. — М.: Нигма, 2021.
- Пелевин В. О. Чапаев и Пустота. — М.: АСТ, 2017.
- Пелевин В. О. Омон Ра. — М.: АСТ, 1999.
- Пелевин В. О. Generation P. — Спб.: Азбука Спб, 2012.
- Пелевин В. О. Empire V. — М.: АСТ, 2018.
- Пелевин В. О. Интервью для журнала Esquire. Правила жизни Виктора Пелевина.
- Пелевин В. О. Шлем ужаса: Креатифф о Тессее и Минотавре. — М.: Азбука, 2020.
- Пушкин А. С. Евгений Онегин. — М: Издательство Э, 2017.
- Толстая Т. Кысь. — М: АСТ, 2019.
- Толстой Л. Н. Война и мир. — Спб.: Азбука Спб, 2018.
- Тургенев И. В. Отцы и дети. — М: АСТ, 2020.
- Устинова Т. В. Ковчег Марка. — М: Эксмо, 2021.
- Шаманский Д. В. Пустота (Снова о Викторе Пелевине) // Мир русского слова. — 2001. — № 3. URL: http://pelevin.nov.ru/stati/o-sham/1.html (16. 06. 15 г.)
- Шолохов М. А. Тихий Дон. — М.: Эксмо, 2014.