В статье автором рассматриваются вопросы проведения прокурорских проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Делается вывод о том, что с целью повышения эффективности проводимых органами прокуратуры проверок следует не просто придерживаться разработанных методических рекомендаций, но также налаживать в органах прокуратуры регулярность проводимых проверок с целью повышения опытности сотрудников в исследуемой сфере, а также уделять достаточное внимание исследуемому направлению деятельности в рамках обучения сотрудников прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура, методика, прокурорская проверка, отходы производства и потребления.
Вопросы охраны окружающей среды на протяжении многих десятилетий волнуют все мировое сообщество: в ежегодном отчете о глобальных рисках за 2020 год [1], опубликованном Всемирным экономическим форумом, отмечаются множественные экологические проблемы (в том числе сокращение разнообразия видов животных и растений, изменение климата). В связи с тем, что все экологические процессы в мире теснейшим образом взаимосвязаны, следует говорить о необходимости комплексного подхода к решению экологических проблем, в том числе посредством решения множественных проблем в части регулирования обращения отходов производства и потребления.
Отходы производства и потребления в понимании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» негативно влияют на человека многоаспектно: любое единичное загрязнение комплексно воздействует на окружающую среду в целом. Так, загрязнение почвы неизбежно влечет за собой загрязнение воды посредством вымывания химических соединений сточными водами. Отравленную воду в дальнейшем люди используют в своей повседневной деятельности, а на земле выращивают пищу растительного происхождения, которую в дальнейшем потребляют и взрослые, и дети. Однако негативное влияние наблюдается не только в отношении людей, но также и в отношении животных и птиц: скапливающиеся в почве химические соединения влекут за собой изменение химических и физических свойств земли в целом и растущих на ней растений — потребление животными таких продуктов влечет за собой снижение численности живых организмов, ухудшение плодородия почвы в целом. Кроме того, загрязнение почвы и воды провоцирует развитие вредных организмов, которые в дальнейшем так или иначе также попадают в организмы людей и животных.
В этой связи особую значимость приобретает необходимость повышенного контроля и надзора за установленными законодательством нормами в части регулирования деятельности, связанной с отходами производства и потребления. Такая задача стоит, в том числе, перед органами прокуратуры Российской Федерации.
Исследования массива материалов прокурорских проверок позволило установить факт выявления многочисленных типичных нарушений законодательства в сфере обращения отходов производства и потребления на территории всех регионов России. С целью выявления таковых органами прокуратуры проводятся прокурорские проверки, направленные на выявление, устранение и превенцию противоправного поведения в исследуемой области. Однако ныне имеющихся методических наработок проведения таких проверок в столь специфичной области недостаточно.
В настоящее время при проведении проверок в исследуемой сфере надлежит руководствоваться Методическими рекомендациями по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления от 28.12.2018 № 74/3–34–2018, а также методическими пособиями и рекомендациями, выработанными в доктрине и в конкретных прокуратурах субъектов Российской Федерации. К примеру, такие рекомендации разработаны Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой.
Однако в подавляющем числе регионов в природоохранных прокуратурах отсутствуют аналогичные методические рекомендации, что представляется существенным упущением и ставит вопрос о необходимости повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления.
Одним из основных направлений повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления является повышение профессионального мастерства прокурорских работников. Обозначенной цели возможности добиться посредством налаживания периодического проведения таких проверок с целью приобретения прочных навыков их проведения. Кроме того, необходимо уделить особое внимание в рамках обучения действующих сотрудников специфики обозначенной сферы деятельности, например, на факультетах повышения квалификации прокурорских работников в Университете прокуратуры Российской Федерации и в региональных учебных центрах, в том числе и путём проведения показательных проверок с участием опытных прокурорских работников.
Кроме того, в части методики осуществления такого надзора представляется необходимым активизировать работу по подготовке новых и переработке действующих методических пособий и разработок применительно к сфере обращения с отходами производства и потребления, как довольно специфической сферы деятельности.
Исходя из сказанного, следует вывод о том, что с целью повышения эффективности проводимых органами прокуратуры проверок соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления следует не просто придерживаться разработанных методических рекомендаций, но также налаживать в органах прокуратуры регулярность проводимых проверок с целью повышения опытности сотрудников в исследуемой сфере, а также уделять достаточное внимание исследуемому направлению деятельности в рамках обучения сотрудников прокуратуры.
Литература:
- Глобальные риски 2020 URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risk_Report_2020.pdf (дата обращения: 11.09.2021)