Развитие речи у детей раннего возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шокурова, Н. Ю. Развитие речи у детей раннего возраста / Н. Ю. Шокурова, Ю. А. Рюмина, О. В. Травкина, О. А. Кокшарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 331-333. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85262/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Происходит формирование основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Процесс развития речи не происходит сам по себе, только благодаря природным возможностям организма. Нормальное созревание высшей нервной деятельности — необходимое условие полноценного развития ребёнка. Но одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребёнка людей. [4, с. 4] Для того, чтобы дети раннего возраста овладели речью, и разными жизненно необходимыми умениями, их этому надо научить. Поэтому, чем раньше начать с ребёнком заниматься, тем больших успехов можно добиться. Здесь большую роль играет дидактическая игра, ведь она стимулирует ребёнка.

Игра — ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего еще не умеет. Игра, отвечая естественным потребностям ребенка, способствует нормальному развитию его познавательных процессов: восприятию, мышлению, речи, памяти, воображению.

Для обучения через игру созданы дидактические игры. Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей, и являются для ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Игровая форма обучения — ведущая на ступени раннего детства.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес к дидактической игре, воспитатель закладывает первые начала в развитии такого качества, как любознательность. Получая пищу для своего ума, маленький ребёнок охотно участвует в дидактических играх, ждёт их, радуется им. [4, с.5]

Во время дидактической игры ребёнок, слушает взрослого, смотрит на то, что ему показывают, овладевает определёнными знаниями, проявляет инициативу. Он многое узнает о свойствах разных предметов, природных явлениях и качеств различных материалов и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем их мире. Когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. В процессе дидактической игры у детей развивается целеустремлённость, активность, самореализация.

Очень рано ребёнок соприкасается с миром природы. Дети раннего возраста находятся у истоков познания окружающего мира. [1, с. 3] Малыши с удовольствием играют с песком, водой, камешками, во время прогулки видят солнце, дождь, снег. Любят наблюдать за животными.

Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребёнка и формирование его речи, воспитания чувств. Многие сведения об окружающем мире дети приобретают практически, в быту, в игре. Если ребёнок предоставлен сам себе, он не приобретет необходимые для его развития сведения или же у него будет складываться неправильное представления об окружающем его мире. Поэтому в раннем детстве необходимо руководить процессом познания ребёнком окружающих его предметов и явлений.

Очень важно, какими способами дети получают сведения об окружающем мире. В раннем детстве мышление детей ещё конкретно, носит практический характер, поэтому первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной обстановке. Конечно, картинка с изображением собаки, кошки или курицы тоже даёт ребёнку общее представление об животных, но наиболее отчетливые, соответствующие действительности представления сложатся тогда, когда малыш увидит настоящих животных, их движения, послушает какие звуки они произносят, посмотрит, как они едят, и произойдёт процесс тактильного взаимодействия.

Для стимуляции самостоятельной речи ребёнка взрослый должен как можно чаще обращаться к нему с вопросами и просьбами. Для развития и закрепления навыков общения и разговорной речи необходимо, чтобы ребёнок был постоянно в диалоге с взрослыми. Задача воспитателя, помимо работы в группе, над вопросом развития речи, так же консультировать родителей о том, что ведение диалога со своим ребёнком необходимо для лучшего результата.

Формат таких диалогов должен строиться обсуждением, каких- либо природных явлений, предстоящих или прошедших событий дня, совершающихся действий окружающих людей. Например: совершая прогулку по дороге с детского сада к дому обсудить, что сейчас наступила осень, опали листья, задать ребёнку вопросы: что стало с листочками, каких цветов листья мы видим на деревьях; рассказать о том что птицы улетают на юг тем самым обратить внимание ребёнка на полёт птиц; понаблюдать за работой дворника убирающего листву и обсудить его труд, для чего это необходимо. Так же необходимо сопровождать диалогом какой-либо процесс домашних дел, например: накрывая вечерний ужин обсудить с ребёнком какая красивая посуда, какой вкусный ужин приготовили, какие продукты использовались для его приготовления, чем будут заниматься после ужина. Тем самым способствуя не только развитию речи ребёнка и построению фраз, но и развитию мыслительных процессов, наблюдательности, выявлению характеристик разных предметов.

Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы ребёнок получал как можно больше разнообразных впечатлений, знакомился с окружающим миром, а затем рассказывал, что он видел и слышал. Развитие зрительного, звукового и осязательного восприятия оказывает непосредственное воздействие на становление речи. [3, с. 182]

Начиная с двух лет, ребёнка учат произносить звуки и слова правильно. Могут возникнуть трудности с произнесением свистящих, шипящих и сонорных звуков, неправильное произношение которых обусловлено несовершенством речевого аппарата ребёнка. Для формирования хорошей дикции необходимо проводить специальные дидактические игры и упражнения, которые путём многократного повторения закрепят правильное произношение трудных звуков.

На третьем году жизни на речевое поведение ребёнка начинает оказывать влияние общение с другими детьми. Степень речевого развития ребёнка во многом определяет его умение вступать в контакт со сверстниками. Ребёнок с хорошей речью может свободно пригласить другого ребёнка в игру, объяснить ему правила, придумать интересный сюжет. [3,с.184] Задача воспитателя в области развития речи детей — помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства.

Индивидуальное общение с взрослым для детей этого возраста является оптимальным для развития связной речи. В таком общении ребёнок осваивает следующие умения:

– понимать обращенную к нему речь;

– реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

– относить к себе речь взрослого, обращённую к группе людей, понимать её содержание и реагировать в соответствии с ним;

– вступать в контакт со сверстниками, детьми других возрастов для достижения взаимопонимания;

– задавать вопросы, сообщать об эмоционально значимых фактах, просить разрешения и т. п. [2, с. 3].

Третий год жизни характеризуется активным и быстрым развитием словаря, в который входят:

– название предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении;

– название действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет, другие особенности (теплый, чистый и т. п.);

– название некоторых трудовых действий, орудий необходимых в труде (няня налила в чашку компот, мама выстирала и выгладила платье и т. п.);

– название собственных действий (убрала игрушки, вымыл и вытер руки, обула туфли, одел шорты и т. п.);

– имена близких людей — родственников, воспитателей [2, с. 4].

Также идет освоение структуры простого предложения, использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени, использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности.

Воспитание звуковой культуры речи на третьем году жизни тесно связано с овладением детьми новыми словами, использованием общеречевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции и др.). Ребёнок учиться воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, в среднем темпе, правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить ритм стихотворения.

Организовывая занятия по развитию речи с детьми, необходимо учитывать следующее:

– занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;

– необходимо наличие эмоционального контакта между педагогом и ребёнком;

– в совместной деятельности ребёнка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;

– следует многократно повторять материал, чтобы закрепить знание, умение и навыки;

– содержание материала должно соответствовать опыту детей и основываться на программе детского сада;

– уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задание следует усложнять постепенно;

– длительность занятий должны составлять от 5–10 до 15–20 минут;

– необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях. [5, с. 4]

Ребёнок может продуктивно заниматься только, когда ему по — настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться с помощью дидактической игры. Игровые действия позволяют активизировать имеющийся запас слов ребенка: малыш попадает в ситуации, когда вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребенка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для малыша поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер: ребенок говорит лишь то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Следовательно, организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими. Педагогу необходимо быть готовым к импровизации, к встречной активности ребенка.

Литература:

  1. Алёшина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» / Москва 2008г.
  2. Винникова Г. И. «Занятия с детьми 2–3 лет. Развитие речи» / Москва 2011- Творческий Центр
  3. Лешинская В. В., Иевлев А. И. «Развивающие игры с детьми до трёх лет»/ Москва2010г.
  4. Новосёлова С. Л. «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» / Москва «Просвещение» 1985г.
  5. Янушко Е. А. «Развитие речи у детей раннего возраста» / издательство «Мозайка- Синтез» 2010г.
Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, окружающий мир, раннее детство, ранний возраст, ребенок, игра, детский сад, разговорная речь, речевое дыхание, совместная деятельность.


Задать вопрос