Статья посвящена рассмотрению деятельности Б. Франклина в качестве представителя Соединенных Штатов во Франции в период Войны за независимость. Автор делает вывод о том, что миссия одного из «отцов-основателей» может быть рассмотрена как первое проявление публичной дипломатии молодой американской республики.
Ключевые слова : США, американская революция, Война за независимость, Б. Франклин, отцы-основатели, публичная дипломатия.
С подписанием Декларации независимости США 4 июля 1776 года начался новый этап во внешней политике молодой республики, который в историографии получил название «эры милицейской дипломатии» [5, с. 24]. Одним из вдохновителей идеи милицейской дипломатии был Джон Адамс. Он призывал к отказу от традиционных европейских дипломатических практик, в том числе от правил «назначать послов только в те страны, с которыми уже установлены дипломатические отношения, причем, только тех послов, на аккредитацию которых уже имелся агреман» [3, с. 33]. Американские посланники, предшественники профессиональных дипломатов, отправлялись к иностранным дворам от Парижа до Санкт-Петербурга в целях поиска поддержки американской революции. В попытках заручиться поддержкой Испании в 1779 году ко двору монарха была направлена дипломатическая миссия во главе с Джоном Джеем, в 1781 году Континентальный конгресс принял решение об отправке Фрэнсиса Дейны в Россию и Дж. Адамса в Нидерланды. Ранее, в декабре 1776 года Бенджамин Франклин отправился в качестве уполномоченного Соединенных Штатов во Францию, где уже неофициально находились Сайлас Дин и Артур Ли. Перед американскими посланниками к европейским дворам стояла задача не только искать поддержку для молодой американской республики в Европе, не только информировать о состоянии дел в Старом Свете, расстановке сил на международной арене и отношении к Соединенным Штатам, но и работать над продвижением идей американской революции в среде европейской общественности.
Во Франции Франклин, уже широко известный публике по «Альманаху бедного Ричарда», сумел заслужить репутацию просветителя, олицетворения «дела» американских революционеров. Ум, оригинальная манера поведения сделали Франклина объектом внимания французских интеллектуалов, включая Вольтера и других ученых, а масонская ложа присвоила ему титул гроссмейстера [4, с. 8].
Анализ корреспонденции Б. Франклина доказывает, что он стал одним из тех, кого по праву можно назвать основателем американской публичной дипломатии. Для Б. Франклина, страна — прежде всего люди, не правительство, и именно с людьми необходимо искать понимания, дружбы. Поэтому, американский представитель стремился погрузиться в французское общество, общаясь с местными интеллектуалами, буржуа в разнообразных французских салонах. Стоит отметить, то идея о необходимости «рекламировать» Америку, американское общество и стиль жизни местных жителей в рассматриваемый период становится особенно актуальной, в XVII-XVIII вв. в континентальной Европе было распространено довольно негативное отношение к североамериканским колониям, Новый Свет многими воспринимался не как земля надежды на новое начало, а как дикое и враждебное пространство, заселенное преступниками, авантюристами, ищущими лучшей доли. В этом смысле показательна работа Жоржа-Луи Леклера, графа де Бюффона, который в своей «Натуральной истории» указывал, что североамериканский континент был местом упадка вследствие специфики климатических условий [6, с. 23].
Под публичной дипломатией стоит понимать комплекс внешнеполитических мер, направленных на изучение, информирование и создание позитивного зарубежного общественного мнения в отношении определенного государства. Американский исследователь Николас Кулл отмечает, что эффективность публичной дипломатии зависит от способности государства, применяющего публичную дипломатию, «слушать» иностранную аудиторию, изучать сигналы, мнения, идущие со стороны зарубежного общества. На основе полученной о себе информации извне государство должно проводить информационную кампанию с целью коррекции своего имиджа в иностранном обществе и диалога с теми, кто высказывал отрицательные и положительные суждения [2].
Прибыв в Париж Франклин принялся «слушать» иностранную аудиторию, собирать информацию о состоянии дел в Париже, о степени расположенности французского двора к восставшим колонистам, о настроения во французском обществе. Дж. Адамс по этому поводу отмечал: «Сразу после завтрака Б. Франклин начинал встречи с совершенно разными людьми, философами, учеными, экономистами, литераторами. На встречах присутствовали женщины и дети, пришедшие поглазеть на него. Подобные собрания занимали почти все его дневное время вплоть до ужина. Каждый вечер он был приглашен на званные вечера и никогда не отказывался от визита» [7, с. 51]. Услышанное американский представитель во Франции в деталях сообщал в своих отчетах Континентальному конгресса, отмечая при этом, что французы находились под серьезным влиянием английской прессы, обличавшей восставших колонистов. Основным методом борьбы с британской пропагандой Б. Франклин считал достоверное информирование французского общества о состоянии дел в Соединенных Штатах. По инициативе «отца-основателя» на страницах европейских газет были напечатаны Декларация независимости, Статьи Конфедерации, сочинения Томаса Пейна, экономические исследования о положении дел в восставших колониях.
В XVII-XVIII вв. становятся чрезвычайно важной вехой в развитии научного знания, в осознании сущности науки, ее значимости для общества и государства в продвижении его интересов и повышения авторитета на международной арене. XVII век — время появления первых научных кружков, обществ, академий. Одна из первых научных академий — Академия деи Линчие возникла в 1603 году в Риме, в 1652 году в г. Швайнфург образовывается «Общество испытателей природы», в 1662 г. — «Лондонское королевское научной общество» [1, с. 8–10]. Ярким явлением научной жизни рассматриваемого периода становится наднациональное научное объединение «Республика писем», куда входили видные ученые Европы и Нового Света, общавшиеся друг с другом преимущественно по переписке. Членом общества был и Б. Франклин, его эксперименты с электричеством вызывали интерес научного сообщества, что также, в конечном счете, способствовало развитию дипломатической карьеры «отца-основателя». В своих письмах к коллегам-ученым он также описывал положение дел в молодой американской республики, политике Великобритании. В частности, в переписке 1776–1777 гг. с Яном Игенхаузом, голландским и английским физиологом, Франклин изложил причины, побудившие колонии к восстанию против метрополии. Американец также поддерживал переписку с французским ученым Антуаном Лораном Лавуазье, экономистом Анном Робером Жаком Тюрго.
Б. Франклин — один из наиболее ярких и неординарных деятелей эпохи Войны за независимость, писатель, ученый, политик. В американской историографической традиции принято несколько абсолютизировать его образ, отмечая безусловно лучшие стороны его исторической личности, европейская историография, в частности французская, куда более сдержанно описывает пребывание Франклина во Франции в период борьбы за независимость США, однако очевидным остается факт, что модель его поведения в качестве представителя молодой республики за рубежом качественно отличалась от его коллег. Рассмотрение «отца-основателя» как первого американского публичного дипломата расширяет наше представление об эпохе Американской революции, меняет наше понимание истоков американской публичной дипломатии, история которой традиционно рассматривается лишь с XX века [2].
Литература:
- Девятова С. В., Купцов В. И. Возникновение первых академий наук в Европе // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 1. — С. 132–150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-pervyh-akademiy-nauk-v-evrope (дата обращения: 06.11.2021).
- Кубышкин, А. И. Публичная дипломатия США. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2013. Режим доступа: https://ozlib.com/849189/sotsium/politologicheskie_kontseptsii_izuchenii_publich noy_diplomatii)
- Трояновская М. О. Дискуссии по вопросам внешней политики США в конце XVIII века. — М.: Весь мир, 2010.
- Graebner N. Ideas and Diplomacy: Readings in the Intellectual Tradition of American Foreign Policy. — Oxford: Oxford University Press, 1964.
- Hilton R. Worldwide Mission. The Story of the United States Foreign Service. — N.Y., Cleveland: World Publishing, 1970.
- Krenn M. L. The History of United States Cultural Diplomacy: 1770 to the Present Day. — L., Oxford, N.Y.: Bloomsbury Publishing Plc, 2017.
- Schindler C. E. The Origins of Public Diplomacy in US Statecraft. Uncovering a Forgotten Tradition. — Washington: Palgrave Macmillan, 2018.
- Девятова С. В., Купцов В. И. Возникновение первых академий наук в Европе // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozniknovenie-pervyh-akademiy-nauk-v-evrope (дата обращения: 06.11.2021).