Автор выявляет основные проблемы в сфере образования, связанные с кадровым потенциалом образовательной организации, классифицирует и предлагает пути преодоления как возможность развития кадрового потенциала любой образовательной организации.
В работе анализируются основные ключевые проблемы развития кадрового потенциала их применение и эффективность.
Ключевые слова: кадровый потенциал, профессиональная деятельность, аттестация, требования и ограничения, педагогический работник, учитель.
The author identifies the main problems in the field of education related to the human resources of an educational organization, classifies and proposes ways to overcome them as an opportunity to develop the human resources of any educational organization. The paper analyzes the main key problems in the development of human resources, their application and effectiveness.
Keywords: human resources, professional activity, certification, requirements and restrictions, pedagogical worker, teacher.
Современные тенденции диктуют определенные критерии к формированию прогрессивного общества, для развития всех сфер жизни в период глобализации. Зачастую этот успех обусловлен личностями, осуществляющими деятельность, способствующую заявленному ранее вектору роста. Данный факт показывает необходимость наличия квалифицированных сотрудников, следовательно, ставит задачу выработки определенного алгоритма отбора будущих кадров.
Ключевым потенциалом развития современного общества является школа. Сегодня она является венцом становления личности, а значит подлежит детальному анализу. По своей сути образовательная организация сегодня выполняет ряд весьма важных функций и является социально-правовым институтом, целью существования которого выступает полноценное обучение, воспитание подрастающего поколения, будущего нашей страны. Педагогический состав в образовательной организации должен отвечать ключевым направлениям: определенными условиям и видам деятельности.
«Проводимые в России реформы направлены на создание реального фундамента для перехода к формированию единой и эффективной системы в сфере образования, способной оперативно принимать решения высокого качества…» [6].
Фундаментальным элементом, образующим систему образовательной деятельности, выступает учитель, т. е. гражданин, осуществляющий профессиональную деятельность на должности педагогический работник, получающий за это заработную плату за счет средств бюджета соответствующего уровня. И поскольку на сотрудника возлагаются функции по осуществлению формирования компетенций у учащихся, заявленных во ФГОС. Современный учитель представляется квалифицированным специалистом, с набором тех личностных качеств, которые бы отвечали требования образовательной организации, но в первую очередь личности ребенка.
В процессе анализа НПА, точнее анализа Федерального в частности «Законом об Образовании в РФ», определилось два основных блока, требований и неких ограничений:
Первый блок достаточно классический, существовавший во все времена в системе образования, связанный с полученным образованием и опытом потенциального педагогического работника. В данном блоке выдвигаются требования к уровню профессионального образования, стажуработы. Важно, что, занимаясь педагогической деятельность сотрудник обязан через определенные промежутки времени осуществлять подтверждение своего профессионального мастерства, либо повышать свой педагогический уровень. Регулярность данной процедуры в соответствии с действующим законодательством осуществляется не реже одного раза в три года, и обусловленные необходимостью поддержания уровня профессионализма учителя, в связи с постоянным и динамичным развитием законодательной базы в различных сферах деятельности.
Квалификационные запросы имеют различный характер, в силу специфики преподаваемого предмета конкретного педагогического работника. Специфику деятельности учителя регулируют и уточняют определенный спектр нпа, в который входят: федеральные законы, законы субъектов Русской Федерации, муниципальные акты и локальные акты образовательной организации.
Наблюдение за выполнением главных функций педагогического сотрудника, реализуется на основе проведения аттестации в ИРОО, по итогам которой аттестуемый имеет возможность быть признан пригодным к работе в образовательной организации. Кроме рассмотренного, педагогический сотрудник имеет возможность быть ориентирован на курсы повышения квалификации. Перечень предложенных мер работает на своевременное повышение профессионального уровня педагогического работника, либо на снятие с реализуемой должности в связи с невыполнением обязательств.
Второй блок включает в себя ограничения и требования к поведению педагогического работника.
Лимитированные характеристики, связанные с принятием в институт образования. Сюда можно отнести ограничения возможности поступления, вызванные причинами, не связанными с первым блоком, т. е. требования, не связанные с профессиональной пригодностью. Это требования следующего характера: — недееспособные или ограниченно дееспособные; — осужденные к наказанию, исключающему возможность выполнения служебных обязанностей в соответствии с должностью педагогического работника; — имеющие заболевания, препятствующие поступлению в образовательную организацию; — предоставившие подложные документы или заведомо ложные сведения и др. Помимо рассмотренного, существенным выделяем требования, предъявляемые к транслируемому поведению потенциального педагогического работника. На сегодняшний день таковыми являются следующие требования: — добросовестное исполнение должностных обязанностей, на высоком профессиональном уровне; — проявление корректности в общении с учащимися и родителями, учитывая национальные, религиозные и иные особенности различных социальных групп, сохранение беспристрастного отношения и др. Другими словами, рассматриваемая группа включает в себя требования по соблюдению элементарного этикета.
Отдельно стоит выделить внедрение на современном этапе развития педагогической деятельности, методологии японской системы менеджмента LEAN, или «Бережливого производства» [9]. Впервые на необходимость внедрения «бережливого производства» указал премьер-министр Российской Федерации Д. А. Медведев, призывая внедрять технологии «Бережливого производства» в государственном управлении. Технология LEAN используется большинством крупнейших компаний мира. В России первой компанией, внедрившей методы LEAN, основываясь на системе, используемой на японском предприятии Toyota, стало ПАО «Сбербанк». Основная задача бережливого производства — это высвобождение ресурсов и оптимизация процессов, в целях повышения производительности предприятия. Цель внедрения «Бережливого производства» в структуру образовательных организаций применительно к сотрудникам — это увеличение эффективности деятельности педагогического коллектива и как следствие повышение качества образования в целом по стране [10].
Следовательно, в структуре отечественного образования сформирована довольно санкционированная система критериев к педагогическим сотрудникам, позволяющая государству создавать высококвалифицированный кадровый состав в образовательных организациях.
Сегодня в стране сформировалась четкий фундамент по вопросам, связанным с формированием кадрового потенциала в системе образования. Под кадровым потенциалом необходимо понимать совокупность педагогических работников, признанных принятыми в систему образования, а также по другим основаниям, предусмотренным законодательством, на основе оценки их профессионального уровня (знаний и навыков, профессиональных и личностных качеств) и соответствия квалификационным требованиям к должностям в сфере образования [2].
Современный кадровый потенциал в структуре законодательства в сфере образования выступает в качестве эффективного ресурса формирования кадрового состава. Главной целью формирования которого является его использование для своевременного обеспечения образовательных организаций высококвалифицированными педагогическими кадрами. Наличие кадров позволит оперативно решать вопрос с замещением без сопутствующих требований. На основе этого создание и разработка кадрового потенциала способствуют поддержанию стабильности кадрового состава образовательных организаций.
Исходя из ранее рассмотренного, очевидно, что на сегодняшний день реализуется активная политика по подготовке высококвалифицированных кадров. Безусловно, открытым остается ряд вопросов: осуществление определенного контроля над педагогическими работниками, входящими в кадровый потенциал [4]. Наличие формальности к процессу формирования кадрового потенциала [4].
Сейчас существует потребность в усовершенствовании законодательстве в сфере образования. Так как остаются вопросы, связанные с проработкой процедуры замещения и устройства в кадровый потенциал педагогических работников. Это даст возможность оптимизации процесс подбора кадров на должность учителя.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021);
- Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 10. Ст. 1152. и др.;
- Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 19. Ст.2339.;
- Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 31. Ст. 3215.;
- Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.;
- Алимирзоева В. Ф. Необходимость и проблемы формирования кадрового резерва в организациях в современных условиях// NovaInfo.Ru — № 44, 2016 г. Экономические науки. — с.1–6.
- Кадровая справочная система «Система Кадры» // КСС «Система Кадры». ШЬ: Ийр:/Мр. 1kadry.ru/.
- Масилова М. Г., Богдан Н. Н. Внедрение профессиональных стандартов в управление персоналом вуза // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 5, Т. 21. С. 113–119.
- Синева Н. Л., Яшкова Е. В., Плесовских Г. А., Шипулло М. С. Деятельность кадровой службы в условиях цифровизации российской экономики// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 1 (27). С. 148–153.
- Чумакова Т. С., Черникова В. Е. Обеспечение профессионального развития как одна из важнейших форм мотивации труда персонала // Вестник современных исследований. 2018. № 10.2 (25). С. 291–293.
- О формировании резерва управленческих кадров Поручение Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // Президент России: сайт. — URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/5131
- Рабунец П. Дмитрий Медведев о повышении эффективности государственного управления за счет Lean-технологий // Блог о производственном менеджменте Leaninfo.ru, 2019. — URL: http://www.leaninfo.ru/2013/01/25/medvedev-lean-technologies/;