Очерк философских и социологических основ журналистики. Часть 3 | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 08.11.2021

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Войцеховский, С. Н. Очерк философских и социологических основ журналистики. Часть 3 / С. Н. Войцеховский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85289/ (дата обращения: 16.11.2024).



В части 2 очерка философских и социологических основ журналистики, опубликованной в журнале «Молодой ученый» № 45 (387) в ноябре 2021 года, было описаны философские и социологические основы функционирования журналистики в публичной сфере в условиях формирования информационного общества. Было рассмотрено влияние трендов на развитие СМИ. По предметно-тематической направленности различают следующие виды журналистики: экологическая журналистика, экономическая журналистика, политическая журналистика, культурно-просветительская журналистика, журналистика путешествий (трэвел-журналистика), историческая журналистика и т. д. В данной части очерка описаны философские и социологические основы функционирования следующих видов журналистики: экологической журналистики и экономической журналистики. Публикации журналистов могут в большей мере или в меньшей мере опираться на философские, социологические или вообще научные основания. В пособиях по экологической журналистике пишут, что экологическая тематика чаще популярно освещается в новостных сообщениях и реже популярно освещается в аналитических публикациях, которые опираются на определенные научные основания [5]. Пишут, что публикации по экологической тематике в научных журналах неподготовленному читателю трудно понять [12]. Публика легче воспринимает публикации, которые представлены экологической журналистикой в научно-популярном жанре. Между тем публикации по экологической журналистике опираются на философские и социологические основы экологии [7, 9, 11]. Медиаэкология рассматривается как сфера научного познания, которая соотносится с экологией, философией и коммуникативистикой [15]. Научное изучение экологических проблем соотносится определенным образом с экологической практикой [4]. По мнению В. П. Селедец и С. И. Коженковой, при разработке положений экологической философии (экофилософии) важное значение имеет решение основного вопроса философии об отношении материи и сознания [8]. Они критически оценивают решение основного вопроса философии с точки зрения диалектического материализма и предлагают использовать антропологический подход для гуманистического решения экологических проблем. По их мнению, при изучении экологических проблем следует учитывать три стадии развития общества: доиндустриальную стадию, индустриальную стадию и постиндустриальную стадию. А. А. Сергеев считает, что экологические проблемы могут изучаться как с материалистической точки зрения, так и с идеалистической точки зрения [9]. По его мнению, при изучении экологических проблем надо учитывать действие абиотических факторов, биотических факторов и антропогенных факторов. Он полагает, что в экологическом познании и экологической практике следует опираться на положения диалектики природы. Сходной точки зрения придерживаются В. И. Медведев и А. А. Алдашева [6]. Они пишут о соотношении обыденного экологического сознания и научного экологического сознания, индивидуального экологического сознания и коллективного экологического сознания, преобразовании метафизического (эклектического) экологического сознания в диалектическое экологическое сознание.

Б. Б. Прохоров полагает, что в анализе экологических проблем следует опираться на положения естественных наук и социально-гуманитарных наук в соответствии с биосоциальной организацией человека и общества [7]. В историческом анализе экологических проблем, по его мнению, следует учитывать положения различных концепций развития общества: марксистской концепции, цивилизационных концепций, концепций технологического развития общества. Он учитывает положения концепции о генезисе цивилизаций А.Тойнби и концепции о столкновении цивилизаций С.Хантингтона. В соответствии с марксистской концепцией различаются следующие цивилизации: рабовладельческая цивилизация, феодальная цивилизация и т. д. В соответствии с концепцией технологического развития общества различается индустриальная цивилизация и постиндустриальная цивилизация. С точки зрения натуралистического подхода различается речная цивилизация и морская цивилизация. В античном рабовладельческом обществе, например, к речной цивилизации относится Древний Египет, а к морской цивилизации относится Древняя Греция. Формирование древних цивилизаций было в значительной мере обусловлено природными условиями. Каждая цивилизация занимает свою экологическую нишу. На экологическую ситуацию влияли пожары, наводнения, циклоны, цунами, извержения вулканов, эпидемии. В результате производственной деятельности людей природная среда преобразуется в искусственную среду, возникают экологические проблемы. Например, в античном рабовладельческом обществе происходило засоление орошаемых земель, снижалось плодородие почвы, вырубались рощи ливанского кедра и т. д. По мере развития цивилизаций возрастала экологическая нагрузка на природную среду. Феодальной цивилизации характеризуется неблагоприятной экологической обстановкой в городах, т. к. нечистоты выливались прямо на улицу. Вокруг средневековых городов возникли холмы мусора. Люди редко мылись, стирали белье золой и песком. Все это способствовало распространению массовых заболеваний. Эпидемия чумы в середине XIV века привела к резкому сокращению численности населения. Охота на животных в Западной Европе привела к резкому сокращению их численности. В Западной Европе сокращался растительный покров, вырубалась значительная часть леса.

В Новое время буржуазные революции в Нидерландах (Голландии), Англии, Франции способствовали формированию индустриальной цивилизации. В условиях развития индустриального общества возникло противоборство между буржуазной идеологией и социалистической идеологией. Войны между буржуазными государствами и социалистическими государствами наносили экологический вред. Индустриальное производство способствовало покорению сил природы и массовому производству гигиенических средств и медикаментов. В XX веке началось массовое природоохранное (экологическое) движение. Вместе с тем наблюдается проявление экологического колониализма, т. е. развитые страны размещают экологически вредные производства в слаборазвитых странах. Развитые страны идут по пути формирования постиндустриальной цивилизации. В условиях постиндустриальной цивилизации много сил прилагается для развития информационной системы общества. Для преодоления сокращения населения в развитых странах поддерживается приток населения (миграция) из слаборазвитых стран. Развивается система здравоохранения. Наблюдается тенденция по усилению экологических требований к работе предприятий. Однако неконтролируемые явления наносят экологический вред. Ш. М. Фридман и К. А. Фридман обращают внимание на экологические последствия тенденции глобального потепления, например, на увеличение количества осадков, смещение зон возделывания культур в северные районы Америки и Евразии [12]. Таяние ледников способно привести к повышению уровня мирового океана и затоплению прибрежных территорий во всем мире.

Многие журналисты указывают на связь экологических проблем с экономическими проблемами, которые освещаются в экономической журналистике [4]. Д. А. Шевчук указывает на взаимосвязь экономической журналистики и деловой журналистики, хотя другие авторы отмечают также различие между ними [13]. Например, И. Н. Демина пишет, что деловые СМИ затрагивают вопросы не только экономической журналистики, но и неэкономические сферы общественной жизни [3]. На взаимосвязь развития деловой журналистики (экономической журналистики) и развития экономики, а также научных исследований по экономике обращает внимание А. В. Вырковский [2]. Таким образом, следует учитывать взаимосвязь философских и социологических основ экономической журналистики с философскими и социологическими основами экономической науки, которые описывают развитие экономики [16]. В философских основах экономической теории различают материалистическое и идеалистическое решение основного вопроса философии. Соотношение между материализмом и идеализмом рассматривается с точки зрения законов диалектики: закона единства и борьбы противоположностей, закона перехода количественных изменений в качественные изменения, закона отрицания отрицания. Для описания развития общества используются положения следующих концепций: марксистской концепции, цивилизационной концепции, концепции технологического развития общества. В соответствии с марксистской концепцией различаются следующие общественно-экономические формации: первобытная формация, рабовладельческая формация, феодальная формация, капиталистическая формация и коммунистическая формация. В соответствии с концепцией технологического развития общества различаются следующие этапы развития производительных сил: доиндустриальное производство, индустриальное производство и постиндустриальное производство. Отмечается отличие типов цивилизаций, например, российской цивилизации от романо-германской цивилизации и индо-буддистской цивилизации.

Исследования в области экономической журналистики затрагивают вопросы как развития экономики в целом, так и вопросы развития экономических основ журналистики. Е. В. Вартанова пишет, что исследования в области развития экономических основ журналистики можно подразделить на медиаориентированные исследования и социально-ориентированные исследования [1]. Медиаориентированные исследования рассматривают развития экономических основ журналистики допускают значительную автономию СМИ по отношению к функционированию политико-экономической системы в целом, а социально-ориентированные исследования утверждают определяющую роль политико-экономической системы в целом по отношению к СМИ. В исследовании экономических основ журналистики различается материалистический подход и культурологический подход. Материалистический подход рассматривает влияние рыночных отношений на функционирование СМИ, а культурологический подход ориентируется на изучение духовного содержания СМИ, анализ ценностей и представлений людей. Отмечается ведущая роль политико-экономических исследований в изучении функционирования СМИ. В политико-экономических исследованиях СМИ, по мнению, Ф.Уэбстера, целесообразно учитывать положения концепции технологического развития общества Д.Белла и концепции Г.Шиллера [10]. О концепции технологического развития общества Д.Белла и о стремлении усовершенствовать эту концепцию было сказано ранее, а относительно сущности концепции Г.Шиллер следует сделать некоторые пояснения.

Г.Шиллер утверждает неизменную сущность капитализма в современном обществе, которая проявляется в информационной сфере, подчеркивает определяющую роль экономики в историческом развитии общества и признает наличие классовой борьбы [14]. Он использует политико-экономический подход в анализе деятельности СМИ. По его мнению, корпорации СМИ функционируют в соответствии с общими условиями развития рыночной экономики и под влиянием государственных органов власти. На состояние рыночной экономики существенное влияние оказывают монополии. Критически оценивается роль монополий в телекоммуникационной сфере и отмечается необходимость антимонопольного законодательства. Критически оценивается концепция технологического развития общества. В качестве двигателя развития общества рассматривается не техника и технологии, а классовые противоречия. Отмечается важная роль транснациональных (многонациональных) корпораций в развитии мировой системы капитализма. В мировой системе капитализма различается корпоративный капитализм и государственный капитализм, которому противостоят социалистические страны. Отмечается важная роль американского империализма в мировой системе капитализма. Анализируются противоречия, которые возникают внутри мировой системы капитализма и противоречия между капитализмом и социализмом. Классовое расслоение внутри капиталистических корпораций присуще также корпорациям СМИ. С этой точки зрения рассматриваются взаимоотношения между элитой в СМИ, которая активно защищает интересы господствующего класса, и рядовыми сотрудниками СМИ. Сфера коммуникаций рассматривается как поле боя противоборствующих сил на социальной арене. Анализируется положение дел на фронте идеологической борьбы, где различные социальные силы пропагандируют свои идеи. Со стороны рядовых сотрудников СМИ и общественности отмечается слабое противодействие буржуазной идеологии господствующего класса. Критически оценивается представление Д.Белла о конце идеологии. Утверждается существенное влияние корпоративной идеологии и идеологии органов государственной власти на функционирование СМИ. В СМИ факты отбираются и освещаются в соответствии с идеологией господствующего класса. Критикуется мифология, которая распространяется в СМИ, в том числе миф о непрерывном прогрессе, миф о способности профессионального работника продвигаться вверх по служебной и экономической лестнице, миф об объективности рыночной системы коммуникаций, миф о неспособности частных групп или взглядов оказывать доминирующее влияние на принятие важных государственных решений, миф об индивидуализме и личном выборе, миф о неизменной природе человека, миф об отсутствии социальных конфликтов. Мифология используется в СМИ для манипулирования общественным мнением и поведением людей. Развитие индустрии знания противодействует распространению мифологии в СМИ. Публикации Г.Шиллера показываюют тесную взаимосвязь экономической журналистики и политической журналистики.

Литература:

  1. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2003.
  2. Вырковский А. В. Деловые журналы США и России: прошлое и настоящее. — М.: МедиаМир, 2009.
  3. Демина И. Н. Экономика и журналистика // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2009. № 5. С. 68–79.
  4. «Зеленые» решения для бизнеса. Сборник рекомендаций и успешных кейсов по внедрению успешных экологических практик в бизнесе / Под ред. О.Яриковой. — Режим доступа: http: // www.info@kapoosta.ru
  5. Калинина Н. В. Экологическая журналистика: Учебное пособие. — Благовещенск: АмурГУ, 2011.
  6. Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: Учебное пособие. — М.: Логос, 2001.
  7. Прохоров Б. Б. Социальная экология: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. — М.: Академия, 2012.
  8. Селедец В. П., Коженкова С. И. Социальная экология: Учебное пособие. Ч. 1. — Владивосток: ВГУЭС, 2006.
  9. Сергеев А. А., Сергеев А. А. Современные философские проблемы экологии, биологических и сельскохозяйственных наук. Курс лекций: Учебное пособие. — Ижевск: Ижевская ГСХА, 2011.
  10. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. — М.: Аспект Пресс, 2004.
  11. Федотов Л. Н. Экология: от общества риска к экологическому обществу // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 73–81.
  12. Фридман Ш. М., Фридман К. А. Пособие по экологической журналистике. — Бангкок: Tacis, 1998.
  13. Шевчук Д. А. Экономическая журналистика: Учебно-практическое пособие. — М.: ГроссМедиа, 2008.
  14. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М.: Мысль, 1980.
  15. Экологическая журналистика: Сб. статей / Под ред. А. В. Давыдовой, А. С. Смоляровой. — СПб.: СПбГУ, 2011.
  16. Экономическая теория // Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): экономическая журналистика, технологическое развитие общества, экологическая журналистика, концепция, марксистская концепция, мировая система капитализма, экономическая основа журналистики, основной вопрос философии, постиндустриальная цивилизация, развитие экономики.


Задать вопрос