В статье авторы отразили не только знания детей о труде и деньгах как частых аспектах экономической реальности, но и проанализировали ценностное усвоение этих понятий.
Ключевые слова: ребенок, труд, главный образ, общественная жизнь, семейное воспитание, средство добывания денег.
В последнее время к проблеме экономической культуры обращаются представители самых разных областей знаний: экономисты, педагоги, социологи. По мере взросления ребенок приобретает необходимые знания и представления об основных экономических явлениях, усваивает, поведенческие и моральные нормы экономической реальности [2, с. 22].
В статье сделана попытка отразить не только знания детей о труде и деньгах как частых аспектах экономической реальности, но и проследить ценностное усвоение этих понятий.
Труд относится к наиболее фундаментальным и всеохватывающим категориям человеческой деятельности. Поэтому исследование детской ориентации в отношении труда было связано с общественным пониманием труда детьми. Мы рассмотрели точку зрения детей на труд, изучили ее определяющие характеристики с точки зрения детей и детское восприятие значимости труда в общественной жизни [2, с. 23].
Детям было предложено ответить на два вопроса: «Что такое труд?», «Зачем многие взрослые работают?».
На первый вопрос были получены ответы, которые можно условно разделить на три части. Дети считают, что труд есть:
а) средство получения денег,
б) деятельность;
в) место, куда ходят.
Ответы, связанные с деньгами, доминируют, часто выступая единственным компонентом детского определения. Но часть ответов включают два или более компонентов. В таблице 1 показан рост значение денег в понимании работы детьми в зависимости от их возраста. Анализ таблицы указывает также на вездесущность этого аспекта в детском восприятии работы.
Таблица 1
Что такое труд?
Варианты ответов детей |
Возраст детей, лет |
|||
7–8 |
8–9 |
9–10 |
10–11 |
|
в процентах |
||||
Средство добывания денег |
29,7 |
46,1 |
49,1 |
50,0 |
Деятельность |
29,7 |
30,7 |
19,6 |
18,4 |
Место, куда ходят |
10,6 |
9,2 |
4,9 |
2,6 |
Комбинированные ответы |
19,1 |
9,2 |
19,6 |
26,4 |
Не знаю |
8,8 |
4,8 |
5,2 |
2,6 |
Другие ответы |
2,1 |
- |
1,6 |
- |
Количество детей |
47 |
65 |
61 |
38 |
Из таблицы видно, что ответов «Не знаю» даже среди первоклассников мало. Более того, если мы признаем, что ребенок, который дал один из основных ответов, имеет хотя бы зачаточное представление о труде, мы обнаружим, что 89,1 % первоклассников и 97,4 % четвероклассников демонстрируют понимание этого понятия.
Для сравнения были опрошены младшие подростки. При анализе содержания ответов семиклассников тема «деятельность ради денег» оказалась доминантной (60 %), затем шла тема «деятельность, не связанная с деньгами» (35 %). Анализ показал значимые половые различия среди ответов детей всех классов относительно денежного аспекта. Мальчики гораздо чаще девочек определяют работу, главным образом, как средство приобретения денег.
Дальнейший анализ показал, что тенденция рассматривать работу как деятельность по получению денег не относилась к социально — экономическому статусу, за исключением семиклассников. Относительно последних полученные данные позволяют думать, что дети из рабочих семей к 13 годам более предрасположены к точке зрения о работе как о деятельности, связанной с деньгами, чем дети из семей интеллигенции. При анализе условий семейного воспитания выяснилось, что среди детей, подчеркивающих денежный аспект работы, очень высок процент детей более или менее регулярно получающих от родителей деньги на карманные расходы (71 %). Тогда как у семиклассников этот процент относительно невысок (45 %).
С этими данными согласуются и ответы детей на второй вопрос — «Зачем многие взрослые работают?». Большинство первоклассников (70,2 %) дают ответы типа «Чтобы деньги зарабатывать» и только 19,2 % ответили «Не знаю». К четвертому классу это соотношение меняется на 92,1 % и 7,9 % соответственно.
В целом можно сказать, что большинство детей 6–7 лет уже имеют привычное представление о труде, которое во многом еще носит потребительский характер. Это проявляется в том, что дети связывают труд главным образом с получением денег. Подобное понимание закрепляется с годами, причем у мальчиков сильнее, чем у девочек. Тем не менее, оно не соотносится с социальным статусом, а объясняется скорее особенностями семейного воспитания (предоставления карманных денег, обсуждение финансовых проблем, совершение совместных покупок и др.) [2, С. 23].
Таким образом, большинство детей младшего школьного возраста понимают труд в первую очередь как средство добывания денег.
Литература:
1. Козлова, Е. В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи / Е. В. Козлова. — // Начальная школа. — 2000. — № 1. — С. 22–26.