В статье рассматриваются существующие проблемы системы образования в России на сегодняшний день.
Ключевые слова: преподаватель, система образования, оплата труда.
В современном обществе образование играет важнейшую роль. Таким образом, образование — значимый этап на пути становления личности. Поэтому, во многих странах ставится акцент на ликвидацию неграмотности, а среднее и высшее образование массово распространяется. Образование стало доступным почти для всех, однако, различия в качестве и типах учебных заведениях сохраняются.
Тем не менее, в настоящее время образование в России предполагает множество вопросов, требующих решения. Закрывается много образовательных учреждений (организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам начального, основного и среднего образований.
На начало 2020–2021 учебного года было закрыто всего 40346, в то время как в 2019-м и начале 2020-го года их было 40823 [1]. Недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования, низкий уровень оплаты труда у преподавателей и учителей, в связи с чем сокращается число квалифицированных сотрудников преподавательского состава, не говоря уже о преподавателях и учителях «с большой буквы», у которых «душа лежит» к преподаванию; снижается качество образования и, как следствие, у молодежи нет стимула учиться.
Действующая система образования основана на подражании зарубежному опыту, что может отрицательно сказываться на учениках, так как ряд таких факторов, как религия, особенности менталитета и так далее, используемых в образовании за рубежом, могут не подходить русскому населению. Такой подход приводит к чрезмерной загруженности детей, в результате чего они теряют интерес к учебе и у них остается мало времени на различные хобби и полноценное общение со сверстниками. Как результат, за такое образование дети расплачиваются своим психологическим и физическим здоровьем, к тому же недостаточно осваивают информатику, — не умеют искать и отбирать нужную информацию; имеют недостаточную базу для изучения иностранных языков. Поэтому необходимо разработать такую систему образования, которая по результатам многочисленных исследований будет подходить для русского населения, постепенно внедряя её в процесс обучения.
В свою очередь, профессиональное образование еще не способно в должной мере решить проблему нехватки кадров, обусловленной новыми требованиями к уровню квалификации работников. Многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определить «свое место» в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Однако, есть и положительные моменты, — например, на сегодняшний день происходит компьютеризация процесса образования, то есть внедряются новые современные технологии обучения: интерактивные доски, аудио и видео на уроках, поиск материала в интернете делают процесс обучения ярче, разнообразнее и нагляднее, что положительно сказывается на качестве усвоения материала; разрабатываются программы для обучения в условиях дистанта: электронные дневники, с помощью которых родители могут контролировать успехи своих детей и иметь быструю прямую связь с учителем; участие школьников в международных олимпиадах, конкурсах онлайн не выходя из дома; появляется возможность получить дополнительное образование заочно по интернету, а у студентов появляется доступ к электронной библиотеке, — возможность сдать экзамены онлайн.
За рубежом научная и педагогическая деятельность является одной из прибыльных профессий, ведь там давно поняли, что если большую часть доходов страны вкладывать в науку и образование, то со временем эти расходы окупятся с наибольшей прибылью, так как будет много компетентных специалистов, в отличии от России, где учителя получают (согласно статистике) меньшую заработную плату, что приводит к потере специалистов в области образования.
Порой принимаются проекты, ухудшающие образовательный процесс, как для учащихся, так и для преподавателей.
Например, «у московских учителей зарплата составляет в среднем 101,2 тыс. руб., тогда как в Тамбовской области — 35,1 тыс., а в Ивановской области — 28,3 тысяч», — говорит Профессор Академии труда и социальных отношений Наталья Локтюхина.
При этом зарплата учителей может отличаться и внутри региона. Как пояснил преподаватель математики одной из московских школ Владимир Крамчаткин, сумма, которую получает учитель, зависит от количества учащихся в образовательном учреждении. Именно поэтому в сельских школах зарплаты, как правило, ненамного выше МРОТ».
Для улучшения качества образования, необходимо: увеличить заработную плату работникам образовательных учреждений; открыть новые школы, провести надлежащий ремонт и закупить современное оборудование для повышения интереса к обучению и получения опыта по результатам работы в процессе обучения; стимулировать молодежь к образованию (денежные поощрения в конце года, освещение в газетах достигнутых результатов с наиболее выдающимися учениками и студентами); развитие талантов молодежи и помощь в самореализации, с учетом талантом; на основе пересмотра имеющейся системы образования, проводить различные научные конференции по данному вопросу, где можно услышать мнение многих опытных преподавателей и молодежи по вопросам системы (программы) образования. Все это поможет нашей стране подняться на более высокий уровень развития, качество образования станет выше, более доступным и понятным.
Литература:
- Образование в цифрах. Краткий статистический сборник 2021
- МИЦ Новости России — http://www.kremlinrus.ru/
- Российское образование: достижения, вызовы, перспективы, 2018
- РБК.Тренды — https://trends.rbc.ru
- Сайт правительства России — http://government.ru/