Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 10.11.2021

Статья просмотрена: 852 раза

Библиографическое описание:

Шамаева, Е. В. Особенности тьюторского сопровождения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях инклюзии / Е. В. Шамаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85311/ (дата обращения: 04.12.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи и важности тьюторского сопровождения в условиях инклюзивного образования.

Ключевые слова : дошкольный возраст, тьютор, инклюзивная среда,тьюторское сопровождение.

Дети дошкольного возраста с недостатками речевого развития представляют собой самую многочисленную группу с нарушениями развития среди детей. Многосторонний анализ нарушений речи у этих детей присутствует в трудах отечественных ученых: В. В. Гербова [2], И. Н. Евтушенко [3], В. П. Глухова [2], Т. А. Ткаченко [3], и др.

Исследователи отмечают, что у детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) есть трудности в развитии связной речи, что, в свою очередь, мешает полноценному процессу общения, и, как следствие, не способствует развитию познавательной и речемыслительной деятельности и тормозит овладению знаниями.

Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) представляют собой неоднородную группу, основным проявлением нарушений развития в которой является системное недоразвитие речи. Дети могут иметь органически сохранный или нарушенный интеллект, расстройства аутистического спектра, двигательные нарушения (последствия перенесенного ДЦП).

Процесс сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в образовательных организациях не только перспективен, но и реализует права детей на образование как главное условие положительной социализации, что обеспечит их полноценное участия в жизни нашего общества, успешной самореализации и социальной и профессиональной деятельности.

Организация необходимых условий для получения качественного образования детьми с тяжелыми нарушениями речи с учетом их психофизических особенностей закреплено в Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (от 17.12.2010 г. № 1897) и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. N 1155), Концепцией долгосрочного социально- экономического развития РФ на период до 2020 года и других нормативно-законодательных документах.

Обратим внимание, что индивидуальный и качественный уровень образования дошкольников является трамплином для освоения и последующих ступеней, в частности, начального общего образования. Именно поэтому одним из необходимых условий развития детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения является тьюторское сопровождение.

Рассмотрим понятия «тьютор» и «тьюторское сопровождение».

Тьюторское сопровождение — это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. [5; с 35], а тьютор по мнению Т. М. Ковалевой, — это, педагог, который действует по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы [6].

Наличие в образовательных учреждениях специалистов — тьюторов решит большинство вопросов в организации образовательного процесса с детьми с особыми потребностями. Ведь тьютор в инклюзивном образовании — это специалист, который организует условия для успешного включения ребёнка ОВЗ в образовательную и социальную среду [8; с 13]. Тьюторское сопровождение необходимо для корректной организации процесса обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Л. С. Выготский говорил о том, что: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы…» [1].

Тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией в условиях инклюзии использует технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Только грамотный подбор данных технологий будет способствовать эффективному исправлению речевых дефектов у детей.

Инклюзивная образовательная среда — это вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможность для эффективного саморазвития. Предполагает решение проблемы образования детей с ОВЗ за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка. При этом для инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Создание инклюзивной образовательной среды для ребёнка с проблемами в развитии позволит ему развиваться, как личности в условиях любых видов детской деятельности таких как игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, изобразительная и прочих, в полном соответствии с необходимыми интересами возрастных этапов ребенка, укрепления его здоровья и коррекции недостатков речевого развития.Л. С. Выготского, утверждал, «что дефект присущ не ребёнку, а социальным условиям, которые не позволяют ребёнку преодолеть препятствие на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются». [1]

В основе организации инклюзивной среды выступают принципы: раннее включение в инклюзивную среду; коррекционная помощь; индивидуальная направленность; командный способ работы, и освоении социально-педагогического пространства; активность родителей, их ответственность за результаты развития ребёнка; приоритет социализации как процесса и результата инклюзии; развитие позитивных межличностных отношений; одной из системообразующих характеристик эффективной образовательной среды.

Изучив работы Е. А. Климова, В. А. Ясвина [9], С. В. Тарасова, в которых выделяется структура инклюзивной образовательной среды, как пространства социализации детей с различными возможностями и особенностями, должна быть: содержательно — насыщенной, трансформируемой, многофункциональной, доступной, безопасной, вариативной.

В свою очередь среда, по мнению В. А. Ясвина, состоит из таких компонентов как: пространственно-архитектурной, социальной, технологической.

Правильно организованная инклюзивная среда для детей с ТНР стимулирует развитие не только самостоятельности, инициативности, но и помогает утвердиться в чувстве уверенности, в развитии своих возможностей, образовательных потребностей.

В заключении можно отметить, что введение в образование позиции тьютора в целях реализации идей стандарта, может дополнить позицию воспитателя, поскольку в основе тьюторской деятельности лежит принцип индивидуализации. С педагогической точки зрения тьюторская деятельность рассматривается как успешное включение ребёнка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения, как помощь ребёнку реализовать себя в образовательной деятельности, а главной целью тьюторского сопровождения является полноценная реализация образовательного потенциала личности.

Литература:

  1. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию [Текст] / Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1976. — 186 с.
  2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Москва: Мозаика-Синтез, 2015. — 112 с.
  3. Евтушенко И. Н. Предметно-развивающая среда в дошкольного учреждении и ее диагностика / И. Н. Евтушенко // Начальная школа: Плюс до и после. — 2008. — № 4. — с.33–36.
  4. Закон РФ «Об образовании», действующая редакция.
  5. Карпенкова И.В, Самсонова Е. В., Алехина С. В., Кутепова Е. Н. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: Методическое пособие / И. В. Карпенкова, Е. В. Самсонова, С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова; под ред. Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2017. — 173, с 35.
  6. Кириллова Е. А. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в России httрs://kрfu.ru/stаff_filеs/F1289072995/Stаtуа_Kirillоvоj_Е._А.2.рdf
  7. Ковалёва Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» [Текст]/ Т. М. Ковалева — М.: Издательский центр «Мир», 2015. — 64, с 13
  8. Ковалёва, Т. М. Профессия «тьютор» [Текст] / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. — М.; Тверь: СФК-офис, 2016. — 246 с.
  9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Основные термины (генерируются автоматически): тяжелое нарушение речи, дошкольный возраст, ребенок, инклюзивная образовательная среда, инклюзивная среда, индивидуальная образовательная программа, инклюзивное образование, образовательный процесс, принцип индивидуализации, Федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе начального общего образования.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе

В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.

Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении

В статье охарактеризованы особенности организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении. Определены основные направления деятельности специалиста-тьютора. Проанализированы нормативные основы и особенности организации инклюзивного ...

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Похожие статьи

Теоретические основы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольной образовательной организации

Переориентация образовательной системы на индивидуализацию обучения стимулирует к обновлению как самого содержания образования, так и педагогических технологий, обеспечивающих их усвоение детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. В статье р...

Роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра в начальной школе

В данной статье рассматриваются роль тьютора в развитии вербальной коммуникации ученика с расстройствами аутистического спектра, тьюторское сопровождение, отмечается важность работы тьютора на этапе начального общего образования.

Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ (ЗПР) в современной школе

В статье автором рассматривается вопрос о необходимости тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы инклюзивного обучения.

Инклюзивное образование дошкольников с расстройствами аутистического спектра

В статье описаны особенности детей с расстройствами аутистического спектра. Автор дал определение понятию «инклюзивное образование». В статье рассмотрены основные аспекты в организации инклюзивного образования дошкольников с расстройствами аутистичес...

Проектирование программ психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, в условиях инклюзивного подхода в образовании

В статье рассматривается актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения учителей, работающих с обучающимися с расстройствами аутистического спектра в условии инклюзивного подхода в образовании. Дается понятие определениям психолого-пе...

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой психического развития в процессе инклюзии в условиях дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассматривается проблема инклюзивного сопровождения детей с ЗПР в образовательное пространство ДОУ.

Тьюторское сопровождение в дошкольном учреждении

В статье охарактеризованы особенности организации системы тьюторского сопровождения в дошкольном учреждении. Определены основные направления деятельности специалиста-тьютора. Проанализированы нормативные основы и особенности организации инклюзивного ...

Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии

В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.

Активизация речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития в условиях логопедического сопровождения

В своей статье автор анализирует особенности проявления задержки речевого развития у детей раннего возраста, а также рассматривает этапы работы по активизации речи в условиях логопедического сопровождения.

Условия развития эмоционального компонента психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению при детском церебральном параличе

В статье охарактеризованы проблемы подготовки детей с детским церебральным параличом к обучению в школе. Определены целевые ориентиры и направления в деятельности тьютора. Проанализированы нормативно-правовые особенности организации образовательной д...

Задать вопрос