Процессы, протекающие сейчас в сфере территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации, тесно связаны с многолетним опытом политико-административного деления страны.
Совокупность муниципальных образований в субъектах Российской Федерации очень изменчива. Причины всех этих изменений приводят к появлению новых муниципальных образований, к изменению границ между муниципальными образованиями, упразднению некоторых из действующих, к иным существенным изменениям их статуса.
В Российской Федерации для обозначения самоуправляемой территории используется термин «муниципальное образование». Так Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» раскрывает понятие муниципальное образование как — городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения [2]. При конкретизации каждого из этих видов можно сделать вывод, что Законодатель дает обобщенное понятие территории, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Для каждого муниципального образования характерно наличие основных элементов:
- Территория, в границах которой осуществляется местное самоуправление;
- Население, а также выборные и иные органы местного самоуправления;
- Муниципальная собственность, которая выступает в качестве материально-финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы определения границ муниципального образования:
1) Территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Исключения в данном случае составляют только территории с низкой плотностью сельского населения. Таким образом, не может быть территории субъекта Российской Федерации, на которой не осуществлялось бы местное самоуправление.
2) Территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Таким образом, выстраивается двухуровневая система местного самоуправления.
Однако каждый уровень муниципальных образований в данной системе является самостоятельным и имеет свои полномочия и финансовые источники их осуществления.
Объединение городских и сельских поселений в муниципальные районы преследует, во-первых, цель усиления их взаимодействия, сотрудничества. Так, органы местного самоуправления входящих в муниципальный район поселений, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Они могут учреждать межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Во-вторых, названное объединение нацелено на специализацию полномочий муниципальных образований первого и второго уровней [2].
Определение территории, на которой будет осуществляться местное самоуправление, зависит от ряда критериев.
Рациональным решением является включение в перечень обязательных критериев при определении территории, на которой будет осуществляться местное самоуправление, наличие собственной налогооблагаемой базы, необходимой производственной и социальной инфраструктуры, муниципального имущества и минимального местного бюджета. При этом процесс определения границ муниципальных образований должен включать в себя действия, направленные на установление объективной основы для определения соответствующей территории муниципального образования, а также на обязательное выявление субъективного отношения жителей к предполагаемым территориальным преобразованиям [3].
В настоящее время наблюдается процесс сокращения общего количества муниципальных образований.
Так, если на 1 января 2018 году в Российской Федерации насчитывалось 21945 муниципальных образований, то на 1 января 2020 года их уже стало 20846.
Тенденцию по каждому виду можно проследить в таблице 1.
Таблица 1
Количество муниципальных образований в Российской Федерации 2018–2020 гг. [4]
Муниципальные районы |
Муниципальный округ |
Городские округа |
Городские округа с внутригородским делением |
Внутригородские районы |
Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения |
Городские поселения |
Сельские поселения |
|
01.01.2018 |
1758 |
- |
588 |
3 |
19 |
267 |
1538 |
17772 |
01.01.2019 |
1731 |
- |
611 |
3 |
19 |
267 |
1490 |
17380 |
01.01.2020 |
1673 |
33 |
632 |
3 |
19 |
267 |
1398 |
16821 |
Из представленной выше таблицы видно, что за последние годы три вида муниципальных образований по своему количественному составу остаются неизменными, это такие виды как — городские округа с внутригородским делением, внутригородские районы и внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) городов федерального значения. Все остальные виды муниципальных образований изменили свой количественный состав.
Следует также отметить, что наметилась тенденция увеличения такого вида муниципального образования как городской округ, а также сокращения городских и сельских поселений. Кроме того, после законодательного закрепления нового вида муниципального образования — муниципального округа, данный вид стал востребованным и уже на начало 2020 года число таких муниципальных образований составило 33 шт.
Всё это свидетельствует о постепенном уходе от двухуровневой системы местного самоуправления, идет сокращение количества муниципальных образований поселенческого типа и увеличение количества городских и муниципальных округов, т. е. более крупных и централизованных. Всё это позволяет быть муниципальным образованиям более обеспеченными и привлекательными для инвесторов, однако постепенно уходит сама идея местного самоуправления, как самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Литература:
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»;
- Макарцев А. А. Муниципальное право России: учеб. Пособие / А. А. Макарцев, О. Н. Шерстобоев. — Новосибирск: НГТУ, 2013. — 283 с.;
- Стрижкина И. В. Укрупнение муниципальных образований — результат реформирования местного самоуправления на Алтае / И. В. Стрижкина. // Известия Государственного алтайского университета. — 2011. — № 2–1 (70). С. 325–330.;
- Формирование местного самоуправления в Российской Федерации. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13263 (дата обращения 07.11.2021).