В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработанное содержание формирующей деятельности через организацию в группе различных форм экспериментирования.
Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, любознательность, овладение, преобразование, увлеченность.
Дошкольный период является важным периодом в жизни любого человека. Именно в данный момент времени закладываются основы будущей личности, начинают формироваться предпосылки нравственного, умственного, интеллектуального и физического развития. Детальное изучение особенностей дошкольного детства привело многих педагогов и методистов к выводу о том, что в ходе освоения различных видов деятельности в дошкольном возрасте начинает складываться определенный опыт, который займет в сознании личности центральное место.
В качестве основного принципа, введенный в работу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольной образовательной организации, рассматривает «формирование познавательных интересов и действий детей в разнообразных видах деятельности, которые направлены на развитие интеллекта и личностных качеств дошкольников» [2]. Основываясь на нем, программа работы с дошкольниками должна обеспечить развитие его личности и применить достаточное количество видов деятельности в организации занятий дошкольной группы. Следовательно, познавательное развитие является образовательной областью, сущность которой раскрывается в развитии любознательности и мотивации, формировании познавательных действий, представлений о себе, окружающих, объектах природного мира и их особенностях и т. д.
На сегодняшний день современные дети дошкольного возраста проявляют желания и стремления в реализации себя в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно находят и применяют имеющийся опыт и знания, демонстрируют свою инициативность и активность, которая направлена на определенный результат. Учитывая данные особенности современных дошкольников, процесс воспитания как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения должен выстраиваться с применением таких игровых форм, которые привлекли бы детей и стали эффективным средством в достижении педагогической цели.
Одним из видов игр, которые используются в ходе воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей и познавательно-исследовательской деятельности были выбраны игры-экспериментирования.
Экспериментирование являются одним из видов дидактической игры. Они основываются на работе с предметом (предметами), над которыми ставятся эксперименты. Основное действие, который выполняет дошкольник — это манипуляция с ними на основе заданного воспитателем сюжетной линии. Целью игры становится практикование, закрепление умений и навыков или навыков ЗОЖ.
Применяя экспериментирование, старались создавать определенные проблемные ситуации, решить которые дошкольник может только если применит свой опыт, устанавливает в нем иные связи, при этом овладевая новыми знаниями и умениями. В данном случае возникает проблема, которая заключается в том, что очень часто в детских садах дошкольникам предоставляют готовые истины, выводы и обобщения. Следовательно, вместо того, чтобы он сам обследовал, наблюдал и экспериментировал, ему необходимо лишь слушать готовые данные и сведения от воспитателя.
Как отмечает О. П. Абакумова, к особенностям экспериментирования в дошкольных учреждениях относится то, что они могут осуществляться в разных формах [3, с. 101]. Количество форм очень многообразно, так как чем старше становится ребенок, тем большим количеством форм он начинает овладевать. Овладение формами экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Они начинают возникать в определенные возрастные периоды, постоянно развиваются, усложняются и совершенствуются.
Исходя из актуальности предстоящего педагогического опыта для детей дошкольного возраста большое значение имеет ознакомление с явлениями природы, которое способствует развитию познавательно-исследовательской деятельности и отношения к природному миру, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. В экспериментировании достаточно четко представляются моменты саморазвития: преобразования объекта, которые воспроизводятся дошкольниками, раскрываются с новой стороны и свойства объекта, а новые знания о предмете, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные преобразования.
Работа над проблемой исследования началась в МБДОУ «Детский сад № 141 «Ладушки» г. Дзержинск, с детьми 2 младшей группы младшего дошкольного возраста (3–4 год), в количестве 26 человек. В первые дни работы с воспитанниками сразу было отмечено, что современные дети достаточно сильно изменились: у них низкая концентрация внимания, они долго не могут сосредоточиться, не слышат или делают вид, что не слышат взрослого, очень подвижны и с трудом поддаются организации. Педагогическую работу выстраивала на основе комплексной образовательной программы «Детство» [1], которая помогла направить и развить познавательный интерес и активность дошкольников.
Отталкиваясь от этого, одним из основных направлений было выбрано развитие познавательно-исследовательской деятельности с помощью организации экспериментирования. Мне хотелось видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, самостоятельными, творческими личностями.
Экспериментальная деятельность выстраивалась на основе тематики «Открытия мира природы». Были выбраны следующие критерии:
— Представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.).
— Представления о диких и домашних животных, особенностях их жизни.
— Умению выделять части растений.
— Знания об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло.
— Знания о том, как человек ухаживает за растениями и животными [11, с. 76].
Начале экспериментальной деятельности с младшими школьниками была проведена беседа, как в индивидуальной, так и в групповой форме, а также наблюдения за детьми на территории дошкольной организации.
В ходе констатирующего этапа были сделаны выводы, что многие проявляли системный интерес к природе: с желанием осуществляют уход за растениями, рассказывают о своем личном опыте. Дошкольники вспомнили свои прогулки на природу, постарались восстановить по памяти свои воспоминания, увиденные картинки, а также примеры положительного и отрицательного воздействия людей на природы.
Были отмечены и такие дошкольники, которые имеют узкие неадекватные знания о природе и о правилах поведения человека в природе, частые заблуждения, безразличное отношения, отсутствуют чувства и эмоции. Отсутствует эмоциональное отношение к занятию на природе, связанному с физической работой (уборка территории и игрушек, посадка цветов). Они имеют крайне узкие представления и знания о правилах поведения человека в природе и не всегда правильно оценивают свои поступки и сверстников, нет интереса к наблюдениям и труду по уходу за растениями.
С учетом возрастных особенностей была разработана система деятельности через организацию детского экспериментирования.
Деятельность детей младшего дошкольного возраста была построена в трех направлениях:
1) эмоциональный: позитивное отношение к окружающему миру и объектам природы, эмоциональный отклик на познавательную задачу.
2) деятельностный: увлеченность процессом познания, проявление инициативы и активности в деятельности, самостоятельность.
3) поведенческий: поведения в природе и оценка конкретных ситуаций.
С детьми была организована детское экспериментирование, которые представлена в Таблице 1.
Таблица 1
Экспериментирования по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Направления |
Виды экспериментов |
1) с живой природой |
- «Чем покормить рыбок». — «Огород на окошке». — «Вырастим семена сами». |
2) с песком |
- «Мокрый — сухой песок» — «Оставляем следы». — «Замок из песка» |
3) с водой, льдом, снегом, красками |
- «Тонет — не тонет», «Тяжелый предмет — легкий» (предметы разного веса и текстуры в тазу с водой). — «Радуга» |
4) интеллектуальные игры |
- «Волшебные превращения», — «Как приготовить лекарство», — «Земля — для кого этот мир». |
Детские эксперименты использовались как способ решения познавательной задачи. Задача выдвигалась воспитателем, ясно и четко формулировалась. Они проходили как на протяжении нескольких дней, так и в пределах короткого времени (10 мин), организовывались как со всей группой, так и с подгруппой (5–7 чел.).
Если поставленная задача решалась в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводилось сразу: анализировались условия протекания опыта, сравнивались результаты, делались выводы. В ходе датского экспериментирования длительного характера, например, прорастание луковицы, старались поддерживать интерес детей к наблюдению происходящих изменений, возвращать их к осознанию того, для чего ее проводим. На заключительном этапе формулировались и фиксировались выводы на основе полученных результатов.
В деятельность детей включалась работа с природными объектами и животными. Все виды взаимодействия позволяют понять младшим дошкольникам взаимосвязи в природе, испытать свое отношение к живому, которые несет познавательный интерес: «Тонет — не тонет», «Кто скорее соберет в корзину», «Беги ко мне», «Кто как одет», «Что мягкое, что жесткое» и др.
Создание и применение игровых обучающих ситуаций позволили решать не только определенные природоведческие задачи, но и реализовать воспитание познавательно-исследовательского отношения к природе в целом. Поскольку детям проще осваивать знания о зависимостях, которые существуют в природе, об отношении к живым существам.
В ходе работы была составлена картотека игр по детскому экспериментированию. В экспериментальной деятельности с детьми применяли различные материалы, обсуждали и соблюдали правила безопасности в ходе проведении опытов и экспериментов. Взрослый в данном процессе должен быть не воспитателем-наставником, а равноправным партнером, соучастником деятельности — это позволяет младшим дошкольникам проявлению собственной познавательной активности.
С учетом хороших погодных условий многие эксперименты были проведены на свежем воздухе. Дошкольникам очень понравились работать с песком, проводились такие эксперименты, как «Мокрый — сухой песок», «Оставляем следы» (см. рис. 1).
Рис. 1. Детское экспериментирование с песком (младший дошкольный возраст)
Все дошкольники принимали активное участие в предложенных экспериментах, с большим желанием сами старались действовать с различными предметами, выявляя их особенности. Они продемонстрировали желание экспериментировать дома: заниматься исследованием различных природных объектов, их действиями, что мы узнавали из бесед с родителями и детьми.
В группе детского сада проводилось обсуждения эксперимента со всеми детьми. В ходе работы убеждались в том, что экспериментирование как игра по определенным правилам так увлекает детей, что и после ее окончания они переносили полученные знания и опыт в свободную игровую деятельность.
Любимым местом почти всех ребят в группе стал уголок экспериментирования, в котором продолжалась детская игра в исследование. Здесь проявлялись избирательные интересы младших дошкольников. На наш взгляд, познавательно-исследовательская деятельность вполне может перейти в реальное творчество. И в то же время совсем не важно, открыл ли ребенок нечто принципиально новое или сделал уже что-то всем известное.
Младших дошкольников заинтересовались такими экспериментами как «Огород на окошке» и «Вырастим семена сами» (см. рис. 2.).
Рис. 2. Детское экспериментирование с живой природой (младший дошкольный возраст)
Дети узнавали, сколько много увлекательного происходит с водой и воздухом в различные времена года: идет дождь, становится холоднее, замерзают лужи. Дети старались понять, что это за такие необычные состояния воды и так переменчивы объекты, почему с ним это происходит.
Многие эксперименты начинали с чтения детской литературы, где описывалось, как может выглядеть вода — в реках, озерах, морях, на катке, в чайнике и т. д. Материал обсуждался с группой, они вспоминали, какую воду и где видели.
С младшими дошкольниками была проведена оценка индивидуального развития ребенка о следующим уровням: высокий, средний и низкий по вышеописанным критериям [11, с. 87]. Мониторинг индивидуального развития проводился на 20 воспитанниках, так как с учетом эпидемиологической ситуации не все дети смогли присутствовать в период его проведения.
Хотя формирующий этап находится в начальной стадии, нами проведена повторная диагностика, динамика результатов представлена на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика сформированности уровня развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста
Таким образом, применение детского экспериментирования выступает эффективным методом в развитии познавательно-исследовательской деятельности, который дает ребенку возможность моделировать в своем сознании картину природного мира, которая основывается на собственных наблюдениях. Вместе с тем преобразования, производимые с предметами, пробуждают интерес к исследовательской деятельности, стимулируют познавательное отношение к природе, развивают мыслительные операции, познавательную активность и любознательность. В детском экспериментировании особенно мощное проявление находит собственная активность детей, которая направлена на получение новых знаний, умений и навыков.
По количественным и качественным показателям сформированности уровня развития познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников можно сделать вывод, что большинство детей находятся на среднем уровне. Результаты показали, что некоторые дети стали проявлять системный интерес к природе, знают правила поведения в природе, понимают значимость окружающей среды, осознанно на первое место ставят интересы природы и проявляют интерес к вопросам. Реагируют и правильно оценивают конкретные ситуации поведения людей по отношению к природе.
У них начинают формироваться представления об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д.), о диких и домашних животных, особенностях их жизни, учатся выделять части растений, формируются знания об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло и знания о том, как человек ухаживает за растениями.
Следовательно, проведенная часть системы работы, направленная на развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию экспериментирования, дает положительный результат и нацеливает нас на дальнейшее изучение данной проблемы.
Литература:
- Детство [Текст]: примерная общеобразовательная программа / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, М. В. Крулехт, Н. А. Ноткина в соответствии с ФГОС. — СПб.: Детство-Пресс, 2014. — 207 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и доп. от 19.12.2016) [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 11.10.2020)
- Абакумова, О. П. Развитие познавательного интереса у детей 3–5 лет в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования [Текст] / О. П. Абакумова. — Кингисепп, 2014. — 544с.
- Ашиков, В. И. Семицветик. Программа и руководство по культурно — эстетическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. — М.: Роспедагентство, 2015. — 132 с.
- Виноградова, М. В. Организация и планирование деятельности детей [Текст]: учебное пособие. / М. В. Виноградова, З. И. Панина — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К., 2016. — 321с.
- Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст]: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 56 с.
- Каменева, Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: учеб. пособие для педучилищ / Л. А. Каменева. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с.
- Рыжова, Н. А. Воздух вокруг нас: методическое пособие [Текст] / Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко. — 2-е изд. — М.: Обруч, 2013. — 208 с.
- Федотова, А. М. Познаем окружающий мир, играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А. М. Федотова. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 112 с.
- Шлемко, А. И. Учимся познавать и экспериментировать [Текст] / А. И. Шлемко // Воспитатель ДОУ, 2016. — № 1. — С. 100.
- Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2012. — 366с.