Процесс обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ достаточно сложен и его успешность в большей степени зависит от взаимоотношений, сложившихся между специалистами образовательного учреждения и родителями детей. Всесторонний многогранный подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка во многом определяет максимальное раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.
Одной из основных функций образовательного Стандарта является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, в особенности тех детей, которые нуждаются в этом в наибольшей степени. При реализации ФГОС ДО необходимо обратить особое внимание на реализацию «…индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальных потребностей отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья». Для дошкольников с ОВЗ требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательного учреждения.
Комплексное сопровождение дошкольника с ОВЗ в образовательной организации можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи в освоении программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в психофизическом развитии воспитанника, его социальную адаптацию.
В соответствии с рекомендациями ТПМПК (ЦПМПК) и ИПРА осуществляется комплексное сопровождение воспитанников с ОВЗ в условиях образовательной организации, определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы команды специалистов. Контроль за выполнением заключений и рекомендаций и их динамики возложено на психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения.
Комплексное сопровождение дошкольников с ОВЗ строится на взаимодействии таких специалистов ПМПк как педагог-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре (или ЛФК), медицинский работник, воспитатели группы, тьютор (см. рисунок 1) с привлечением в образовательный процесс родителей воспитанников.
Рис. 1. Система комплексного сопровождения
С целью выполнения рекомендаций ТПМПК (ЦПМПК) и ИПРА разрабатывается Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (в отдельных случаях СИПР), направленная на реализацию системы комплексной помощи дошкольников с ОВЗ которая, предусматривает построение образовательно-воспитательного процесса, основанного на индивидуализации и дифференциации, создание специальных условий, позволяющих учитывать индивидуальные возможности и особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Педагог-психолог осуществляет комплексную психологическую диагностику развития детей на разных возрастных этапах, составляет заключения и рекомендации для специалистов по организации работы с ребенком с учетом психодиагностики, принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ и проектирование РППС, проводит коррекционно-развивающие индивидуальные занятия, организует консультативно-просветительские мероприятия с родителями детей.
Педагог-дефектолог проводит диагностическое обследование детей, фронтальные и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; в зависимости от нозологической группы; осуществляет целостное коррекционно-педагогическое (дефектологическое) сопровождение в форме наблюдения за динамикой развития ребенка, усвоением знаний в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, консультирует педагогических работников и родителей.
Учитель-логопед обследует детей, с целью определения структуры и степени выраженности нарушения речи; принимает участие в разработке и реализации коррекционно-развивающих программ и проектировании РППС; проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных речевых функций; консультирует педагогов и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям.
Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на инструментах. Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей с учётом индивидуальных особенностей; учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе дидактического и методического материала и формы организации занятий; развивает навыки слухового внимания, фонематического восприятия, чувства темпа и ритма.
Инструктор по физической культуре (ЛФК) обеспечивает выполнение программы по физическому воспитанию с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей; организует и проводит физкультурно-оздоровительные занятия и мероприятия; содействует сохранению и укреплению здоровья детей, их физическому развитию на всех этапах дошкольного детства; совместно с медицинскими работниками контролирует состояние здоровья воспитанников.
Деятельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития и является важной составной частью образовательной и коррекционной работы. Воспитатели организуют образовательно-воспитательную деятельность по образовательным областям программы в соответствии с определенным этапом коррекционной деятельности, индивидуальную работу с детьми с учетом рекомендаций педагога-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога, развлекательные и оздоровительные мероприятия, режимные процессы, создают РППС. Воспитатели осуществляют педагогический мониторинг, с целью определения динамики индивидуального развития детей. Проводят консультативно-просветительскую работу с родителями дошкольников.
Тьютор осуществляет непосредственное педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов ребёнка с ОВЗ (на фронтальных и индивидуальных занятиях, во время самостоятельной организованной деятельности, в режимных моментах), организационно-методическое обеспечение, принимает участие в проектировании РППС.
Медицинские работники оказывают методическую помощь в организации воспитательно-образовательного процесса (участие в составлении расписания, режима дня и занятий, рекомендаций по адаптации детей, организации занятий по физическому воспитанию), организуют лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляют контроль состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров, организации питания, соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и требований.
С целью индивидуализации и дифференциации образовательно-воспитательного процесса педагогами и специалистами разрабатывается Карта индивидуального развития дошкольника (далее КИР).
КИР разрабатывается в целях:
– обобщения в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей, уровня психического развития ребёнка и усвоения им программного материала;
– выявления проблемных точек в образовательном процессе, требующих участия взрослого и как результат разработка ИОП и построение индивидуальной траектории развития ребёнка в соответствии с образовательными потребностями и возможностями;
– организации эффективного взаимодействия между специалистами, работающих с детьми с ОВЗ по оказанию своевременной коррекционно-педагогической помощи детям различных нозологических групп.
Структура Карты
Показатели (разделы КИР) |
Специалист ответственный за заполнение раздела |
На основании чего заполняется раздел |
Периодичность заполнения |
Общие сведения о ребёнке |
Руководитель МО |
Документы, беседа с родителями |
1 раз при поступлении ребенка |
Социальная карта семьи |
Руководитель МО воспитателей или социальный педагог |
Документы, беседа с родителями |
2 раза в год |
Лист здоровья (данные о состоянии здоровья, нарушении развития). |
Медицинский работник |
Медицинская карта, результаты диспансеризации |
1 раза в год |
Психологический блок (показатели уровня психического развития, познавательных процессов) |
Педагог-психолог |
Заключение по результатам психологического мониторинга |
2 раза в год |
Педагогический блок (мониторинг музыкальных способностей и индивидуального развития ребёнка) |
Муз. руководитель Воспитатели Тьютор (ассистент) |
Заключение по результатам педагогического мониторинга |
2 раза в год |
Воспитательский блок (личностные особенности развития/уровень воспитанности) |
Воспитатели Тьютор |
Наблюдения за ребёнком/ анкетирование |
2 раза в год |
Коррекционный блок (коррекция нарушенных функций) |
Учитель-дефектолог Учитель логопед |
Заключение по результатам педагогического мониторинга |
2 раза в год |
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы |
Воспитатели Учитель-дефектолог Учитель логопед Тьютор |
Результаты педагогического мониторинга |
2 раза в год |
Общая динамика развития ребёнка. Решения ПМПк |
Руководитель МО |
Мониторинг Экспертное заключение специалистов ПМПк |
2 раза в год Не регламентирована |
Немаловажное значение в системе комплексного сопровождения имеет создание адекватных возможностям ребенка условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть обогащение и специализация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии ФГОС ДО, обеспечивающей полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекции отклонений высших психических функций и становлению личности ребенка.
Для проведения коррекционно-развивающих фронтальных и индивидуальных занятий, в образовательном учреждении должны быть оборудованы кабинеты педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя; для организации занятий по физическому воспитанию (ЛФК) спортивный зал, музыкальный зал для развлечений и праздников. Все помещения обязательно оснащены необходимым интерактивным, методическим, дидактическим и игровым материалом. При организации пространства дошкольной группы должны соблюдаться требования ФГОС ДО.
Таким образом, несмотря на важность профессиональной деятельности каждого специалиста в решении задач воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ, эффект коррекционного воздействия может быть достигнут в результате их тесного взаимодействия, так как объектом общего внимания являются дети.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082).
- ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155