Статья посвящена актуальному вопросу применения компьютерных технологий в образовании. Описана оценка эффективности использования различных современных компьютерных технологий в организации самостоятельной работы в рамках урока и внеурочной деятельности у младших школьников.
Ключевые слова : компьютерные технологии, самостоятельная работа, начальная школа, педагогика.
Самостоятельная работа является одной из форм учебной деятельности, которая является направлением самообразования, в том числе в начальных классах. Начальное звено школьного образования согласно нормативным документам (ФГОС и др.) должно не только предоставлять возможность ученикам овладеть рядом знаний и умений, но и способствовать формированию у них навыков к самостоятельному обучению [2, с. 36].
Говоря о формировании самостоятельности у младших школьников, следует помнить о задачах, которые тесно связаны между собой. Так, в первую очередь необходимо развивать самостоятельность младших школьников в познавательной деятельности, научить их умению самостоятельно овладевать знаниями, одновременно формируя мировоззрение учеников. Кроме этого, необходимым является научение умению самостоятельно использовать имеющиеся у учеников знания в их учебной и практической деятельности. Правильная организация самостоятельной работы является одной из главных задач начального обучения [3, с. 338]. С этой целью проводятся поиски таких методов и организационных форм обучения, которые бы способствовали развитию самостоятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Использование информационных технологий предусматривает применение различных компьютерных программ и курсов учебного назначения, которые опираются на использование наглядности. Специфическими особенностями современных компьютерных технологий является особая интерактивность, использование комплекса средств представления необходимой для обучения учащихся информации [1, с. 10].
В связи с этим актуальность исследования предусматривает изучение, разработку и обоснование эффективной системы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников в структуре урока с помощью использования различных современных компьютерных технологий.
Цель исследования: оценить эффективность использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста.
Объект: самостоятельная работа младших школьников на уроках.
Предмет: особенности организации самостоятельной работы младших школьников на уроках с использованием компьютерных технологий.
Задачи:
— провести эмпирическое исследование организации самостоятельной познавательной деятельности у младших школьников;
— обосновать эффективность применения компьютерных технологий для повышения уровня самостоятельности младших школьников.
Для выявления специфики организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста с применением компьютерной технологии было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из констатирующего, формирующего и контрольного этапов с 30 учениками (по 15 учеников в экспериментальной и контрольной группах) 4 классов .
С целью определения уровня самостоятельности в познавательной деятельности были использованы методики, направленные на выявление уровня сформированности таких компонентов в структуре самостоятельности, как: мотивационный (методика диагностики мотивации учения Ч. Д. Спилбергера — А. Д. Андреевой), познавательный (метод наблюдения за проявлением познавательного интереса по методике Г. И. Щукиной), эмоционально-волевой (методика М. И. Лисиной для выявления поисковой активности и методика Н. Н. Обознова на определение проявлений силы воли) и процессуальный (методика «Самостоятельность в познавательной деятельности младшего школьника» А. А. Горчинской) компоненты.
Первичное исследование самостоятельной и познавательной деятельности показало, что исходные показатели мотивации учения, познавательного интереса, силы воли и самостоятельности в познавательной деятельности в контрольной и экспериментальной группах учеников находятся преимущественно на среднем уровне развития и статистически достоверно не имеют различий по всем показателям (p>0,05).
Разработанная методика использования компьютерных технологий при организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста содержала такие формы деятельности, как: создание и показ мультимедийных презентаций, применение интерактивной таблицы, электронного учебника. Были использованы такие компьютерные технологии, как: Microsoft PowerPoint, Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Publicher, веб-ресурсы, сеть Интернет, электронный учебник. Педагогический эксперимент продолжался 1 месяц, обучающиеся получали задание (по русскому языку, математике, иностранному языку, окружающему миру) для самостоятельной работы в рамках освоения учебного предмета. В рамках самостоятельной работы детям предлагалось выполнить мультимедийную презентацию по заданной тематике, подготовить доклад, составить таблицу, построить диаграмму (табл. 1).
Таблица 1
Содержание методики организации самостоятельной работы детей младшего школьного возраста с применением компьютерных технологий
№ |
Наименование учебной дисциплины |
Содержание самостоятельной работы |
Результат самостоятельной работы на уроке |
1 |
Русский язык |
Подготовка мультимедийной презентации на тему «Наша речь и наш язык», «Удивительное о родном языке» |
Представление мультимедийной презентации |
Подготовка доклада на тему «Предложение и словосочетание в русском языке» |
Презентация доклада |
||
2 |
Математика |
Подготовка мультимедийной презентации на тему «Числа и величины» |
Представление мультимедийной презентации |
Подготовка мультимедийной презентации «Геометрические фигуры» |
Представление мультимедийной презентации |
||
Представление информации, связанной со счетом, измерением величин в форме таблиц, диаграмм |
Проверка учителем |
||
3 |
Иностранный язык (английский язык) |
Подготовка мультимедийной презентации «Что я знаю об английской языке» |
Представление мультимедийной презентации |
Подготовка мультимедийной презентации по итогам изучения модуля «Семья и друзья» |
Представление мультимедийной презентации |
||
Составление интерактивного кроссворда по итогам изучения модуля «Семья и друзья» |
Решение кроссворда в классе |
||
4 |
Окружающий мир |
Подготовка мультимедийной презентации по итогам изучения темы «Земля и человечество» |
Представление мультимедийной презентации |
Подготовка доклада на тему «Земля — планета солнечной системы» |
Презентация доклада перед классом |
||
Подготовка мультимедийной презентации «День и ночь», «Времена года» |
Представление мультимедийной презентации |
Апробация методики среди обучающихся 4 класса экспериментальной группы показала, что у них в сравнении с контрольной группой в значительной степени улучшились результаты по таким критериям как «мотивация учения», «познавательный интерес», «сила воли», «самостоятельность в познавательной деятельности» (p<0,05).
Таким образом, применение компьютерных технологий на уроках для организации самостоятельной работы способствует достижению многоаспектности познавательной деятельности, активизации внимания, мышления, повышению творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Компьютерные технологии позволяют создать оптимальные условия для индивидуализации обучения, активизации самостоятельной познавательной деятельности детей, что несомненно благоприятным образом влияет на усвоение учебного материала, мотивирует детей к познанию и самообразованию.
Литература:
1 Байбородова, Л. В. Педагогические технологии для современного поколения школьников / Л. В. Байбородова, Н. В. Тамарская. Текст: непосредственный // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 3 (114). — С. 8–16.
2 Ербаева, Р. Ш. Способы организации самостоятельной работы учащихся начальной школы / Р. Ш. Ербаева, Ж. И. Нажиматдинова, М. Т. Исмаилова // Молодой ученый. — 2020. — № 6(296). — С. 337–340.
3 Старкова, О. В. Самостоятельная работа учащихся на уроках в начальной школе как средство развития познавательных способностей в рамках ФГОС / О. В. Старкова // Проблемы педагогики. — 2019. — № 3(42). — С. 30–31.