В статье рассматривается понятие «интегрированное обучение». В работе выделены признаки и принципы интегрированного обучения. Раскрывается сущность подхода CLIL. В статье освещается актуальность применения интегрированного подхода CLIL, преимущества и недостатки внедрения CLIL в образовательный процесс. Также в статье выделены особенности обучения английскому языку на основе подхода CLIL
Ключевые слова : интегрированный подход, подход CLIL, образовательный процесс, иностранный язык
Сегодня с развитием современных образовательных технологий представление материала так, чтобы обучающимся это было интересно, не представляется сложным. Традиционный материал педагоги выдают как некий базовый информационный блок [1]. На каждой ступени образования, на каждом этапе развития личности обучающихся на сегодняшний день представление материала только в традиционной форме недостаточно. Разноуровневая познавательная деятельность обучающихся развивает предметные и учебные знания. Эмоционально-комфортная атмосфера в классах влияет положительно на обучающихся: повышается их мотивация, которая ведет к лучшей результативности образовательного процесса в целом. Каждый педагог сам решает, как именно заинтересовать обучающихся, какие именно технологии задействовать в процессе обучения. К примеру, Логачева А. Г., работа которой рассматривается в данной статье, отдает предпочтения таким технологиям, как технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, тестовая технология, игровая, технология интегрированного обучения, здоровьесберегающая технология и проектно-исследовательская технология. Обратимся к термину «интегрированный подход» и «интегрированное обучение». Как отмечается в словаре под редакцией Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, интегрированный подход есть подход к обучению, который «воплощается в органическом соединении сознательных и подсознательных компонентов структуры обучения» [2]. Интегрированное обучение — это обучение, «отрицающее разделение знаний по отдельным дисциплинам и связанное с целостным восприятием мира» [2].
Актуальность применения интегрированного подхода обусловлена объективными процессами в современном мире. Часто случается, что обучающиеся не видят связи между отдельными дисциплинами, что не дает возможность им понять некоторые процессы в природе. Интегрированный подход решает данную проблему; для обучающихся создается специальная среда, рассматривающая многоаспектные объекты, которые являются предметом обучения различных дисциплин.
Интегрированный подход — это современный подход, который помогает думать по-новому. На таких занятиях создается синтез знаний, одна отрасль перекликается с другой, в результате чего события и явления осмысливаются по-новому, «достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения» [1].
Р. А. Тюльпа выделяет следующие признаки интегрированного урока:
1) урок организован намеренно;
2) цель урока специфическая, к примеру, она может направлена на:
a) для более глубокого изучения темы;
b) повышения интереса обучающихся;
c) «синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов»;
d) экономии учебного времени [3].
Учитель трудового обучения отмечают принципы интегрированного обучения, среди которых:
1) синтезированность знаний;
2) углубленность изучения;
3) актуальность проблемы или ее практическая значимость;
4) альтернативность решения;
5) доказательность решения [3].
Тюльпа выделяет несколько уровней интеграции:
1) внутрипредметная интеграция;
2) межпредметная;
3) транспредметная
А также формы интеграции:
1) предметно-образная;
2) понятийная;
3) мировоззренческая;
4) деятельностная;
5) концептуальная
Рассмотрим интегрированный подход CLIL (Content and Language Integrated Learning). Термин, предложенный Дэвидом Маршем и Анной Мальерс в 1994 году, в наши дни обретает все большую популярность. CLIL — это подход, рассматривающий иностранный язык как средство обучения. Данный подход дает обучающимся возможность применять свои языковые умения на практике сразу. Иностранный язык здесь играет связующую между предметами роль, это «инструмент изучения содержания языка» [4].
Юрасова Е. С. и Горбачева Е. А. отмечают, что необходимо учитывать 4 “C” методики CLIL:
1) Content — процесс овладевания знаниями
2) Communication — активное использование иностранного языка как средства коммуникации;
3) Cognition — развитие критического мышления;
4) Culture — понимание своей культуры, освоение других культур, формирование позитивного отношения к другим культурам [4].
Внимание обучающихся должно быть акцентировано на содержании текста и необходимой предметной терминологии. Поэтому учебные материалы отбираются тщательным образом. Делается это ради обучения как языка, так и конкретного предмета. Задания разрабатываются по уровню сложности «с акцентом на предметное содержание, его понимание, проверку и последующее обсуждение» [4].
Рассматривая работу с текстом, исследователи Юрасова и Горбачева отмечают, что задания while-reading и post-reading могут включать в себя самостоятельные и творческие задания, например, описать, сравнить, высказать свою точку зрения, создать презентацию и т. д.
Исследователи выделяют следующие требования к подбору учебного материала:
— задания по тексту строятся с акцентом на предметное содержание;
— задания должны стимулировать самостоятельную и творческую работу обучающихся;
— обучающиеся должны быть в курсе способов решения языковых, содержательных и коммуникативных ситуаций.
От структуры курса, которую определяет учебное заведение, зависит выбор учебных материалов. Существует три модели курса:
1) расширение языкового образования — рассмотрение отдельных тем предметов несколько часов в неделю;
2) модульное преподавание — включение на отдельных этапах обучения одного или нескольких модулей предметов на иностранном языке;
3) частичное слияние с предметом — половина занятий по иностранному языку проводятся по методике CLIL [4].
При грамотном учете факторов, которые были рассмотрены выше, можно достичь следующие результаты: повышение мотивации обучающихся, усвоение большого языкового материала (что является большим преимуществом данного метода), освоение и понимание культур, использование языка в повседневных ситуациях.
Среди проблем, которые могут возникнуть при внедрении CLIL, выделяются следующие: отсутствие курсов, предназначенных для учителей и преподавателей, реализующих CLIL, низкий уровень взаимодействия учителей-предметников и учителей, преподающих иностранный язык, нежелание учителей осваивать новые технологии, на раннем уровне внедрения CLIL содержание самого предмета может быть освоен недостаточно.
Таким образом, стоит отметить актуальность интегрированного подхода, в частности подхода CLIL, в учебном процессе. Благодаря такому подходу у обучающихся повышается мотивация к изучаемому предмету, происходит развитие лингвистических и коммуникативных компетенций, обучающиеся в результате осознанно владеют иностранным языком для решения повседневных задач, а также такой подход развивает у них знание и понимание культур. Несмотря на ранее выделенные трудности внедрения CLIL в процесс обучения, эта методика является функциональной и эффективной в преподавании иностранного языка. Эффективность метода заключается в выстраивании педагогом занятий с использованием современных образовательных технологий.
Литература:
- Логачева Г. А. Интегрированное обучение как средство повышения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ. URL: https://infourok.ru/integrirovannoe_obuchenie_kak_sredstvo_povysheniya_effektivnosti_obrazovatelnogo_processa_na-525896.htm
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) — М.: Издательство ИКАР, 2009.
- Тюльпа Р. А. Методические рекомендации по подготовке и проведению интегрированного урока –г. Владимир.
- Юрасова Е. С., Горбачева Е. А. CLIL технология на уроках английского языка — Царскосельские чтения, 2015.