В статье автор определяет понятие преступности, а также выявляет роль личности несовершеннолетнего преступника.
Ключевые слова: преступность, личность, роль личности несовершеннолетнего преступника.
Несовершеннолетние лица в настоящее время оказывают друг на друга значительное влияние, следуют веяниям модных тенденций, не задумываясь о том, законны их действия или нет, в связи с чем особое внимание необходимо уделить анализу действующих мер по предупреждению преступности несовершеннолетних и предложению путей для их совершенствования. Исходя из статистических данных в 2018 и 2019 году Челябинская область среди всех субъектов Российской Федерации заняла второе место по преступлениям, совершенным несовершеннолетними лицами. Данный факт обуславливает необходимость изучения личности преступника для дальнейшего предупреждения преступности.
Вопрос изучения личности несовершеннолетнего преступника является ключом для решения проблематики в сфере профилактики такого вида преступлений. Специфика преступлений, их динамика и структурные элементы имеют прямую взаимосвязь с личностью преступного лица. Преступность по своей сущности является социальным явлением со сложной структурой. Так, по мнению Е. А. Прокопенко: «Криминологический подход к определению какого-либо вида преступности основывается на общем, традиционном для криминологической науки понятии преступности как относительно массового, исторически изменчивого, социально-правового явления, характеризующегося совокупностью преступлений и лиц, их совершающих, на определенной территории, за определенный период» [3, c. 256].
В преступности несовершеннолетних лиц ключевым элементом криминалистической характеристики является именно личность преступника. Личность преступника по своей сущности является собирательным понятием, которое включает в себя весь комплекс характеризующих его признаков и связей. В настоящее время ученые деятели выделили около трехсот факторов криминогенного характера, которые в свою очередь могут повлиять на формирование личности несовершеннолетнего преступника, к таковым в первую очередь относят такие факторы как пол, возраст, семейное положение, социальное положение, уровень образования, общественная активность, трудовая деятельность, нравственная, психологическая, ценностная ориентации, взгляды, интересы, потребности и другое [1, с. 40].
Главным фактором является возраст, исходя из которого можно определить изменения в личности, выявить биологические и психологические аспекты, которые непосредственно оказывают существенное влияние на преступное лицо. Также, исходя из возрастной группы, можно определить интеллект, влечения, уровень развития физических сил, а также возможность совершения определенных преступлений. «С раннего возраста, считают А. Ф. Агапов, Л. В. Баринова и другие ученые, начинается процесс социализации человека, происходит формирование личностных качеств, развивается интеллект, умение анализировать и обобщать окружающие явления, вырабатываются волевые качества, формируются самосознание, чувство собственного достоинства, стремление к самостоятельности. Все это тесно связано с последующим поведением несовершеннолетнего» [1, с. 56]. На основе анализа статистических данных необходимо отметить тот факт, что около 70 % преступлений, совершенных несовершеннолетними в возрастной группе от шестнадцати и семнадцати лет, этот факт обусловлен как криминогенной активностью этих лиц, так и что до 16 лет несовершеннолетние лица подлежат уголовной ответственности за установленный ст. 20 УК РФ перечень преступлений. Также немаловажно отметить то, что в условиях современного мира наблюдается рост преступлений совершенных несовершеннолетними лицами возрастной группы 14–15 лет, что в 2015 году составило около 25 % от всех преступлений, совершаемых несовершеннолетними, в 2016 году данный индекс возрос до 27,9 %, в 2018 году превысил порог 30 %.
Еще одним важным составляющим элементом в личности несовершеннолетнего преступника является половая принадлежность. Около 90 % преступлений среди несовершеннолетних совершаются лицами мужского пола, данный факт можно объяснить отличиями между полами, физическом и психическом развитие, воспитании и интересах. Также следует отметить тот факт, что исходя из анализа рода деятельности несовершеннолетних преступников, в соответствии со статистикой на момент совершения преступления около 70 % составили обучающиеся личности, около 30 % лица, которые не являлись учениками и не работали. Исходя из указанных данных, важно сделать вывод о том, что уровень образования не имеет прямого влияния на их криминальную активность, однако некоторые научные деятели до сих пор придерживаются мнения о том, что уровень образования напрямую взаимосвязан с совершаемыми преступлениями. Отчасти необходимо согласиться с этим мнением, так как по своей сущности само наличие факта обучения не является фактом заинтересованности в нем, что приводит к некоторого рода препятствию в развитии и социализации несовершеннолетнего лица, осложняя формирование социально-полезных навыков и приводит к примитивизации их активного поведения. Важно то, что семья несовершеннолетнего лица оказывает значительное влияние на формирование личности. В соответствии с официальными статистическими данными около 60 % несовершеннолетних преступников были воспитаны в семье с одним родителем или вне семьи, если же преступные лица воспитывались в полной семье, то в большинстве случаев такие семьи отличались антисоциальной направленностью.
Таким образом, подводя итог ко всему вышесказанному, необходимо прийти к выводу о том, что преступность несовершеннолетних лиц каждый год стремительно растет. Данный факт обусловлен социальными и политическими изменениями, которые приводят к росту преступности, а именно нехватка денежных средств, отрицательное воспитание и негативный пример взрослых лиц подталкивает несовершеннолетних к совершению преступлений. Такой вид преступности является опасным, так как несформировавшаяся личность несовершеннолетнего лица является уязвимой и подвержена влиянию. Для решения указанной проблематики предполагается возможным разработать и внедрить новую политику по вопросу помощи и воспитания несовершеннолетних, создать при образовательных учреждениях кабинеты помощи с квалифицированными детскими психологами, которые смогут не только оперативно помочь нуждающимся лицам, но и на регулярной основе производить профилактические мероприятия, направленные на борьбу с преступностью.
Литература:
1. Бельский, А. И. О преступности несовершеннолетних и молодежи / А. И. Бельский, Э. Н. Лыков // Российский следователь. ‒ 2019. ‒ № 8. ‒ С. 55‒59.
2. Загорьян С. Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних / Загорьян, С.Г. // Российский следователь. — 2016. — № 19. — С. 40‒43.
3. Прокопенко, Е. А. Преступность несовершеннолетних женского пола как объект криминологического изучения / Е. А. Прокопенко // Общество и право. ‒ 2010. ‒ № 5. ‒ С. 265‒269.