В статье рассмотрена методика осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, исследованы проблемы применения её на практике, а также выявления нарушений законодательства оперативными сотрудниками при исполнении служебных обязанностей, рассмотрены этапы проведения прокурорской проверки законности оперативно-розыскных действий. Проанализирована необходимость прокурорского надзора при проведении проверки законности оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека, а также законность осуществления оперативно-розыскной деятельности по установлению лиц, совершивших преступление на подготовительном этапе. Особенности методики прокурорского надзора, анализ создания эффективных методов выявления допускаемых нарушений законов в ходе оперативно-розыскных действий при осуществлении этой деятельности, три основных этапа прокурорской проверки. Рассмотрение вопроса законности осуществления сотрудниками оперативно-розыскной деятельности по розыску без вести пропавших лиц.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, методы.
12 августа 1995 года был принят ФЗ «Об ОРД». Он впервые законодательно закрепил ОРД как вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств [1]. Наиболее эффективным средством установления законности оперативно-розыскной деятельности является прокурорский надзор. Именно от того, насколько разработаны его методы, зависит качество установления законности осуществления ОРД. Какие же методы прокурорского надзора за осуществлением ОРД применяются сейчас?
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо определить, что же такое методы и чем они отличаются от приемов. Под методом можно понимать как способ достижения какой-либо цели, так и совокупность приемов или операций теоретического познания действительности. Как правило, охватывается понятием «правовое средство прокурорского надзора». Под приемом следует понимать конкретное действие прокурора, направленное на выявление правонарушений, их предупреждения и т. д. Таким образом, метод по отношению к приему выступает как родовое по отношению к частному понятию. В рамках такого метода, как прокурорская проверка, могут быть использованы следующие приемы: ознакомление с документами, снятие с них копий, истребование объяснений и т. д.
Представляется необходимым выяснить порядок проведения прокурорской проверки законности проведения ОРД. Так, можно выделить три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе необходимо определить круг вопросов, подлежащих проверке, обозначить период проверки, изучить имеющуюся информацию по предмету проверки (дата предыдущей проверки, ее результаты, установленные нарушения, сведения об устранении выявленных нарушений и т. д.), а также определить рабочее место (в самой прокуратуре или если проверка будет проводиться в органе, осуществляющем ОРД, в конкретном кабинете). Основной этап представляет собой изучение иных дел оперативного учета за проверяемый период, установление законности их заведения, соблюдение сроков и процедур продления сроков, законность проведения ОРМ, законность реализации результатов оперативно-розыскной деятельности, законность передачи результатов в уголовное судопроизводство, законность прекращения дел. Необходимо отметить, что методика будет зависеть от конкретной темы проверки. Например, при проверке законности ОРМ, ограничивающих конституционные права человека, на основном этапе устанавливаются факты наличия оснований и условий проведения мероприятий, вынесения постановлений руководителем органа, осуществляющего ОРД по ОРМ, соблюдения сроков уведомления судьи, получения судебных решений о проведении ОРМ, законность представления результатов в уголовное судопроизводство [2]. Иванченко Е. А. отмечает, что «объектом прокурорского надзора за соблюдением социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина являются те должностные лица и учреждения, на которые распространяются надзорные полномочия прокуратуры» [3]. Заключительным этапом проверки всех направлений оперативно-розыскной деятельности является составление прокурором необходимых документов, указывающих на соблюдение требований закона в ходе оперативно-розыскной деятельности или на выявленные факты нарушения закона, которые отражаются в актах прокурорского реагирования.
Насколько можно судить, на каждом из названных этапов используются свои методы. Их совокупность и составляет методику прокурорского надзора. Говоря о данном вопросе, В. Г. Мелкумов утверждал, что прокурор может быть на уровне предъявленных ему высоких и сложных требований лишь тогда, когда он не только знает, что следует предпринять в каждом конкретном случае, но и как это сделать [4]. Но всё же нужно отметить, что на практике существует проблема разрозненности существующих приемов и методов. Это выражается как в частных случаях, так и в попытках практиков отдельных регионов разработать собственные методики. В попытке решить данный вопрос, Г. В. Дытченко предлагает объединить разрозненные приемы и методы в систему на основе знаний о сущности и содержании организации [5]. Эта система будет включать в себя три подсистемы: внешнефункциональную, внутрисистемную и вспомогательную. Каждой подсистеме будет соответствовать свой набор средств, приемов и методик прокурорского надзора, а также алгоритм их применения.
В заключении подчеркнем, что прокурорский надзор и ведомственный контроль являются важными составляющими законности осуществления оперативно-розыскной деятельности. К сожалению, ведомственный контроль не везде и не всегда находится на должном уровне. Отсутствие контроля со стороны руководства зачастую лежит в основе грубых нарушений как при осуществлении ОРД, так и при использовании их результатов. Более того, за отсутствием названного контроля иногда скрываются факты подталкивания начальниками своих подчиненных к нарушениям. В связи с этим задачей прокурорского надзора является не только выявление правонарушений со стороны оперативных сотрудников, но и воздействие на руководителей оперативных подразделений с целью усиления ведомственного контроля.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности».
- Захарцев С. И., Кирюшкина Н. О. Основы методики прокурорского надзора за ОРД // Юридическая наука: история и современность. 2015, № 7.
- Иванченко Е. А. Конституционные основы прокурорского надзора за соблюдениям социальных, экономических и культурных прав граждан в Российской Федерации // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки. − 2020. — С. 6−7.
- Мелкумов В. Г. Советская прокуратура и проблемы общего надзора: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Душанбе, 1971. С. 33.
- Дытченко Г. В. Совершенствование методики прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] // Юридическая наука. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodiki-prokurorskogo-nadzora-za-ispolneniem-zakonov-v-operativno-razysknoy-deyatelnosti (дата обращения: 04.11.2021)