Без Православия русский человек — дрянь .
Ф. М. Достоевский [2]
В настоящее время приобщение молодежи к православию является актуальной и весьма сложной проблемой.
Так как на протяжении нескольких десятков лет религия в советской России была запрещена, существовало очень ограниченное количество религиозных центров, которые не позволяли сформировать у граждан нормальное религиозное мышление, религиозное сознание, религиозные ценности. У трех, а в некоторых случаях и у четырех поколений российских граждан не было доступа к религиозным источникам.
В результате этого уровень религиозности населения был значительно снижен. Все те православные ценности, которые формировались во времена царской России, были практически уничтожены. Советские власти делали все для того, чтобы российское население приобрело атеистическую направленность, обосновывая происхождение человека и других явлений, которые ранее связывали с Богом и верой, научно-рациональными факторами.
В период перестройки в жизнь российских граждан вернулась религия, в том числе и православие. Таким образом, религиозные организации смогли снова открыто осуществлять свою деятельность, а граждане приобрели свободу в выборе веры и могли без опаски ее исповедовать. С возвращением православия большинство граждан, ранее не знавших об этом практически ничего, приобрели смысл жизни и ее понимание, новые ценности, приобрели покаяние. У многих жизнь перевернулась на 180 градусов в положительную сторону (кто-то бросил пить, а кто-то раскаялся в совершенных грехах). Таким образом православие способствовало развитию духовно-нравственного воспитания населения.
Православие и традиции православной культуры помогают молодому поколению приобрести нравственный идеал и морально-этические нормы поведения русского человека.
Приобщение молодежи к православию, а, следовательно, духовно-нравственное воспитание, в первую очередь идет из семьи, затем из социума, а закрепляется все это поддержкой государства.
Одним из главных направлений современной государственной политики РФ является духовно-нравственное воспитание молодежи, путем принятия «Концепции духовно-нравственного развития и воспитание личности гражданина России». [1]
Духовно-нравственное развитие должно привести ребенка к самостоятельному принятию духовно-нравственных ценностей. Осуществлять духовно-нравственное воспитание можно через познавательную, эстетическую и практическую деятельность. Но при всем этом важнейшую роль в решении этой задачи играют традиции православной культуры, которые способствуют приобретению нравственных идеалов и морально-эстетических норм поведения человека.
На сегодняшний день во многих детских садах, школах, институтах созданы условия (церкви при учебных заведениях, образовательные предметы типа «Основы православной культуры», информационные стенды, экскурсии по святым местам, просмотр православных фильмов, организуются добровольные встречи с представителями церкви и т. д.) для ознакомления, поддержки и развития православной веры, а следовательно, и для осуществления духовно-нравственного воспитания.
В большинстве семей родители с малых лет прививают своим детям веру — православие (крещение деток, чтение детской Библии, подготовка и празднование православных праздников — Пасха, Рождество Христово и т. д., совместные походы на праздничные службы), чтят семейные православные традиции. Тем самым также благотворно влияет на духовно-нравственное воспитание молодежи.
Многие ребята вылетев из родительского гнезда, теряют интерес к православию. Это связно с тем, что их жизнь становится более многосторонней и на чтение книг, походы в храм иногда не хватает времени. Да и столько всего интересного и нового вокруг, что до православия дела нет. В их жизни появляется «вера на всякий случай», проявляющаяся перед важными событиями в жизни (поступление в институт, лечение болезни, рождение детей и т. д.). Все это способствует снижению духовно-нравственного воспитания молодежи.
Как удержать их интерес к православию, а, следовательно, поддержать духовно-нравственное воспитание? Вот основной вопрос в настоящее время.
Важную роль в решении этой задачи играют традиции православной культуры, которые помогают молодому поколению обрести нравственный идеал и морально-этические нормы поведения русского человека. Активное освоение традиций православной культуры наиболее успешно реализуется через православные праздники. Праздник является эффективным средством педагогического воздействия и дает возможность эмоционального познания и освоения окружающего мира и основ нравственности. Православные праздники помогают в восстановлении связи времен и поколений, способствует формированию основ национального самосознания, учат добру, вере, надежде и любви. [3]
Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. [4]
Литература:
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.:Просвещение, 2009
- https://www.wisdoms.one/tsitati_pro_pravoslavie_2.html
- https://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnye-prazdniki-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-detey-i-molodezhi/viewer
- https://svu-licey.minobr63.ru/wp-content/uploads/KONCEPCIY.pdf