Статья посвящена комплексному изучению понятия «проектирование». Именно теоретическое обоснование данного понятия позволяет корректно и комплексно использовать его в практической деятельности. В основе исследования лежит метод теоретического и сравнительного анализа. Изучены различные позиции и суждения отечественных и зарубежных ученых.
Ключевые слова: проект, проектирование.
Обращаясь к происхождению слова «проектирование» т. е. projectus, оно означает «брошенный вперед». Термин берет свое начало от латинского языка, точнее от глагола projectare. Дословный перевод «гнать вперед». Исходя из перевода, мы видим, что уже в самом понятии «проектирование» присутствует лексическая составляющая, которая указывает на «движение вперед», прогрессирование.
Существует множество устойчивых определений понятия «проектирование». Данные определения отличаются друг от друга в зависимости от различных сфер применения.
Проектирование — актуальное слово современного мышления и технологий. В научной литературе достаточно широко представлены определения понятия проектирование. Рассмотрим их подробнее
Таблица 1
Автор |
Определение |
Особенности |
Прим. |
А. И. Белостоцкий (http://belani.narod.ru) |
Проектирование (от латинского projectus, что означает «брошенный вперед») — это процесс составления описания, необходимого для создания в заданных условиях еще не существующего объекта по первичному описанию этого объекта путем его детализации, дополнения, расчетов и оптимизации. Описание объекта может быть задано по-разному: в виде текста, алгоритма, программы, чертежа, таблицы или, что чаще всего, комбинировано в традиционно бумажном или электронном виде. |
Системный подход к определению понятия |
|
А. В. Хуторской, Г. К. Селевко |
Проектирование — это целенаправленная деятельность по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в окружающей среде (естественной или искусственной). |
Деятельностный подход к определению понятия |
|
В. И. Слободчиков |
Проектирование в образовании рассматривается как идеальное построение (замысел) и практическое воплощение того, что возможно, или того, что должно быть. |
Общий подход к определению понятия |
|
Н. Г. Алексеев |
Проектирование — это деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть. |
Деятельностный подход к определению понятия |
|
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН Паршукова Г. Б. |
Проектирование — универсальный и самостоятельный в интеллектуальном и социокультурном отношениях тип деятельности, направленный на создание реальных объектов и/или эффектов с заданными функциональными, технико-экономическими, экологическими и потребительскими качествами. |
Деятельностный подход к определению понятия |
|
Гурье Л. И. |
Проектирование — это процесс, который дает начало изменениям в искусственной среде. Проектирование есть форма познания объективного мира. |
Системный подход к определению понятия |
|
Джон Кристофер Джонс (Джонс, Д. К. Методы проектирования: пер. с англ. — М.: Мир, 1986) |
Проектирование — это процесс, который дает начало изменениям в искусственной среде. |
Системный подход к определению понятия |
|
Кудрявцев, Е. М. Основы автоматизированного проектирования: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Кудрявцев. — М.: Издательский центр «Академия», 2011–304 с. |
Проектирование — процесс, заключающийся в получении и преобразовании исходного описания ещё не существующего объекта в окончательное описание (проект) |
Системный подход к определению понятия |
|
Н. Б. Крылова (Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов / ред.-сост. Н. Б. Крылова. — М.: ИПИ РАО, 1995 — С. 76) |
«Проектирование — деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть». |
Деятельностный подход к определению понятия |
|
Е. И. Исаев [Исаев Е. И. Проектирование психологического образования педагога. Вопросы психологии. — 1997. — № 6, — С. 48–57] |
Проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего образования: «предметом проектирования и является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое». |
Общий подход к определению понятия проектирование |
|
Г. Е. Муравьева (Муравьева, Г. Е. Проектирование образовательного процесса в школе: дис. …д-ра пед. наук. — Шуя, 2003 — С. 198) |
Проектирование — деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей. |
Деятельностный подход к определению понятия |
|
Юдин В. В. Технологическое проектирование педагогического процесса. Монография. — Москва: Университетская книга, 2008. — 302 с. |
Проектирование является деятельностью по осмысливанию образа желаемого продукта и будущего преобразования действительности, поэтому осуществляется в двух планах: проектирование продукта, целевого образа, который планируется получить; проектирование самого преобразования действительности, необходимое для получения результата. |
Деятельностный подход к определению понятия |
|
Ханна Э., Рэнс С. Словарь терминов и определений ITIL на русском языке. URL: http:// itsmforum.ru/ZAM-test/Russian_2011_Glossary_v2.0.pdf (дата обращения: 10.11.2021). |
Проектирование — это деятельность или процесс, который определяет требования и затем определяет решение, которое направлено на достижение данных требований |
Системно — деятельностный подход к определению понятия |
Таким образом, рассмотрев определение понятия проектирование в разных источниках мы отметили, что главной особенностью проектирования является работа с еще не существующим объектом. Это процесс планирования последовательности действий, целью которого является детерминация решения, позволяющего реализацию данного процесса в практической деятельности. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления.