Повышение качества образования в школе неотъемлемая часть образовательного процесса и основная задача современной школы. Данное понятие закреплено во многих документах, регламентирующих образовательный процесс, в том числе и в Федеральном законе от 29.12.2021 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Успешное окончание школы выпускниками, удовлетворенность ожиданий участников образовательного процесса — учителей, обучающихся, родителей, организаций, с которыми сотрудничает образовательная организация для достижения результата — всё это показатели качества образования.
Повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего — одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. Для совершенствования результатов обучения педагогическим работникам необходимо постоянно повышать свою квалификацию, следить за обновлением механизмов обучения, находится в постоянном самосовершенствовании.
Под профессиональной компетенцией учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной организации педагогической деятельности. Педагог с высокими профессиональными компетенциями достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании, владеет современными образовательными технологиями и умеет эффективно применять их на практике, обладает профессиональной культурой общения с родителями, детьми и коллегами.
От учителя зависит, как будет реализован образовательных процесс, через него проходят все нововведения и инновационные технологи обучения, учитель первым применяет на себя все реформы и обновления образования, поэтому наш современный просветитель должен обладать необходимыми компетенциями и быть профессионалом своего дела. Поэтому учитель сегодня должен быть не только всесторонне развитой личностью с богатым внутренним миром, но и профессионалом, который постоянно стремится к самосовершенствованию.
Работодатели в нынешней экономической обстановке предъявляют высокие требования к молодым специалистам, из этого вытекают высокие требования к выпускникам. Родители и учителя обучающихся в школе детей стараются максимально приспособить их к жизни вне школы. Работодатели в нынешней экономической обстановке предъявляют высокие требования к молодым специалистам, из этого вытекают высокие требования к выпускникам. Родители и учителя обучающихся в школе детей стараются максимально приспособить их к жизни вне школы. Вырастить, обучить и воспитать выпускника, соответствующего современным тенденциям, адаптирующегося к нынешнему обществу. В федеральном государственном образовательном стандарте уже прописаны требования, которыми должен обладать выпускник школы. Какой же он, «портрет современного выпускника»?
В соответствии с п.5 федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413):
– любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
– креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
– владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
– мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
– готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
– осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
– уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
– осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
– подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
– мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. [3].
Для обучения и воспитания такого выпускника необходим высококвалифицированный педагог, постоянно повышающий свои компетенции, находящийся в творческом поиске и саморазвитию.
Рассмотрим механизмы повышения профессиональных компетенций учителя:
- методическая работа в образовательной организации;
- наставническая деятельность;
- самообразование;
- конкурсы профессионального мастерства.
Для стимулирования со стороны администрации школы могут применяться следующие методы: премии, баллы, поощрение грамотами и благодарностями.
Если педагог совершенствуется в своей профессиональной деятельности, в том числе, используя указанные механизмы, то результат обязательно себя проявит и повлияет в положительную сторону на качество образования в классе и школе.
Есть такая народная мудрость «Только тот, кто сам постоянно учится, имеет право учить других». Педагог должен постоянно повышать свой профессионализм, быть в «ногу со временем», осваивать новые механизмы и технологии.
Подводя итог, можно сделать вывод, что развитие профессиональных компетенций учителя является безусловным требованием для повышения качества образования в школе. От учителя зависит, насколько успешный будет учащийся, а в последующем и выпускник. Современный учитель владеет информационно-коммуникативными технологиями, знает последние достижения в педагогической науке, находит подход к каждому ребенку, умеет учить и находится в постоянном самосовершенствовании.
Литература:
- «Методология и критерии оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» (утв. приказами Рособрнадзора N 590, Минпросвещения России N 219 от 06.05.2019) (ред. от 24.12.2019)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 г. № 1701 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации
- Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС среднего общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fgos.ru
- Дьяченко А. А. Профессиональный рост педагога как необходимое условие повышения качества образования в школе// А. А. Дьяченко [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/680174