В статье рассматривается особенности уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями как за себя, так и за наемных работников. А также предлагаются пути оптимизации уплаты налогов на упрощенной системе налогообложения и стимулирования добровольного страхования в ФСС индивидуальными предпринимателями.
Ключевые слова: налоговое право, страховые взносы, налоговый орган, администрирование, обязательное пенсионное страхование.
Одной из приоритетных задач Российской Федерации в настоящее время является поддержка субъектов малого предпринимательства. Указанная поддержка государством оказывается, как путем выдачи грантов и субсидий субъектам малого бизнеса, так и снижением налоговой нагрузки. Также, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в период широкого распространения коронавирусной инфекции является наиболее актуальным вопросом в сфере страхования.
С учетом сложившейся эпидемиологической ситуации государством принято решение о снижении процентных ставок страховых взносов с 1 апреля 2020 года.
Так, в настоящее время ставки исчисляются в следующих размерах:
– по обязательному пенсионному страхованию 10 %;
– по обязательному медицинскому страхованию 5 %;
– по обязательному социальному страхованию 0 %.
Необходимо отметить, что не все субъекты малого и среднего предпринимательства смогут сократить суммы страховых взносов, а только субъекты, подходящие под определенные условия.
В частности, выплаты страховых взносов на лиц, доход которых превышает сумму минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ) может осуществляться по сниженным ставкам. В случае если доход лица, в пользу которого работодатель отчисляет страховые взносы, фактически меньше суммы МРОТ ставки на страховые взносы исчисляются в общем порядке (обязательное пенсионное страхование — 22 %, обязательное медицинское страхование — 5,1 %, обязательное социальное страхование — 2,9 %)
Необходимо также отметить изменения, внесенные Федеральным законом от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — ФЗ № 172-ФЗ) в части снижения ставок страховых взносов. Так, в соответствии с ФЗ № 172-ФЗ нулевую ставку по обязательным страховым взносам вправе применять некоммерческие организации, религиозные организации и предприниматели или организации наиболее пострадавшие от пандемии, однако подобное послабление не освобождает их от обязанности предоставления отчетности в сфере страховых взносов.
Кроме того, в качестве способа снижения налоговой нагрузки на индивидуальных предпринимателей, в соответствии с частью 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) [1], является освобождение индивидуальных предпринимателей от добровольных социальных взносов на страхование от болезней и в связи с материнством за себя лично. Если же индивидуальный предприниматель привлекает наемных работников, он становится страхователем по нескольким основаниям: в отношении самого себя и в отношении нанимаемых лиц.
Согласно Федеральному закону от 4 июля 2016 года № 250-ФЗ [2] в законную силу вступили изменения, согласно которым Федеральной налоговой службе России переданы полномочия по администрированию страховых взносов, а также в статье 430 НК РФ закреплен размер страховых взносов индивидуальных предпринимателей.
Однако, уплата индивидуальными предпринимателями страховые взносы на социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством остается весьма сложной проблемой.
Законодателем установлено, что в отношении наемных работников индивидуальный предприниматель в обязательном порядке производит отчисления на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Пенсионные взносы производятся в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [3].
При этом за себя индивидуальные предприниматели обязаны платить только пенсионные взносы и взносы за медицинское страхование. Взносы за социальное страхование не предусмотрены.
Лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и т. п.) имеют ряд преференций по уплате страховых взносов. К примеру, указанные выше лица освобождаются от уплаты страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (часть 6 статьи 430 НК РФ.).
Вместе с тем, уплату этих взносов можно производить на добровольных началах, согласно ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» [4].
Индивидуальными предпринимателями, которые по собственному желанию вступили в страховые отношения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производят оплату страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года с периода подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения. Следовательно, застрахованное лицо в случае неблагоприятного события (страхового случая), предусмотренного договором социального страхования может рассчитывать на соответствующую выплату. Тем не менее, возникновение указанных правоотношений никаким образом не стимулируется со стороны государства и, следовательно, негативно влияет на стремление индивидуальных предпринимателей вступать в указанные отношения, что в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством отрицательно сказывается на самом предпринимателе.
Представляется рациональным внесение изменений в действующее законодательство касательно страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Стоит отметить, что подобного рода реформирование имеет и свои недостатки. В частности указанные действия могут привести к безадресному принципу действия страховых взносов, что в целом скажется негативно на администрировании страховых взносов налоговыми органами.
Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что с учетом эффективного руководства, а также использования современных технических средств налоговые органы способны приспособиться к новым условиям администрирования страховых взносов [5]. Указанное позволит качественно изменить ситуацию с взиманием страховых взносов с индивидуальных предпринимателей.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2000.- № 32.- ст. 3340;
- Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27;
- Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 2
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ — 1998. — № 31. — ст. 3803;
- Петрова С. А., Бочкарева Е. В. Администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Вестник Международного института рынка. — 2018. — № 1. — С.100–103.
- Хисматуллин С. А. Об уплате страховых взносов в системе социального обеспечения индивидуальными предпринимателями // E-SCIO. — 2018. — № 1 (16). — С.111–115.