В статье рассматриваются некоторые вопросы, возникающие при осуществлении внутреннего предварительного государственного финансового контроля. Уделено внимание методу государственного финансового контроля «Санкционирование операций», а также факторам отрицательного казначейского контроля. Приводятся пути решения данных проблем.
Ключевые слова: финансовый контроль, санкционирование операций, денежное обязательство, бюджетное обязательство, распоряжение о совершении казначейского платежа.
Государственный предварительный финансовый контроль осуществляется с целью предотвращения возможных бюджетных нарушений до того момента, как они произошли.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций, финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) [1, с. 10].
Органами Федерального казначейства предварительный финансовый контроль осуществляется методом «Санкционирование операций».
Санкционирование операций — метод предварительного контроля, который осуществляется в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [2, с. 56].
Для того, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств предварительный внутренний государственный финансовый контроль осуществляется в четыре этапа.
I этап — проверка принятого бюджетного обязательства.
Получатель бюджетных средств заключает контракты, договоры с организациями или физическими лицами. На основании заключенных договоров получатель бюджетных средств принимает бюджетное обязательство путем предоставления в орган Федерального казначейства для проверки Сведения о бюджетном обязательстве. Данное бюджетное обязательство проходит контроль на предмет наличия следующих нарушений:
– превышение суммы по бюджетному обязательству над остатком предусмотренных бюджетных назначений, показателям кассового плана;
– предмет, указанный в документах — основаниях, не соответствует действующим в текущем финансовом году коду бюджетной классификации;
– ненадлежащее заполнение электронных форм документов;
– ненадлежащее оформление документов — оснований или их отсутствие.
II этап — проверка принятого денежного обязательства;
После того как бюджетное обязательство прошло проверку и было поставлено на учет в органах Федерального казначейства, получатель бюджетных средств направляет Сведения о денежном обязательстве на основании документов, подтверждающих обязанность уплатить денежные средства за счет средств бюджета организации или физическому лицу за поставленные товары, выполненные работы или оказанные услуги. Денежное обязательство будет проверено сотрудниками Федерального казначейства по следующим направлениям:
– соответствие суммы в денежном обязательстве и документе-основания;
– соответствие реквизитов контрагентов;
– условия оплаты;
– код бюджетной классификации;
– ненадлежащее оформление документов — оснований или их отсутствие.
– соответствие подписи и печати в документе-основания.
III этап — санкционирование оплаты денежных обязательств;
Распоряжение о совершение казначейского платежа должно соответствовать требованиям и условиям приказа Минфина от 30.10.2020 № 257н. Распоряжение с неправильными реквизитами не примут к исполнению.
Основаниями возвратов распоряжений о совершении казначейского платежа являются:
– сумма по заявке на оплату расходов превышает остаток выделенных бюджетных назначений, не соответствует показателям кассового плана;
– содержание операции в заявке на оплату расходов не соответствует актуальным кодам бюджетной классификации; заявки на оплату расходов оформлены ненадлежащим образом;
– документы к заявке на оплату расходов, подтверждающие возникновение денежных обязательств, оформлены ненадлежащим образом или отсутствуют;
– бюджетное обязательство оформлено ненадлежащим образом.
IV этап — подтверждение исполнения денежных обязательств.
После прохождения контроля на III этапе предварительного внутреннего государственного финансового контроля происходит списание денежных средств с лицевого счета получателя бюджетных средств в пользу контрагентов. Подтверждение осуществляется выпиской с лицевого счета, которая будет сформирована органами Федерального казначейства.
Анализ, проведенный автором при осуществлении контроля за принятием бюджетного обязательства, денежного обязательства и процедуры санкционирования оплаты денежных обязательств позволил выявить факторы отрицательного казначейского контроля, являющиеся ключевыми основаниями для отказов в ходе процедуры исполнения бюджета. Сведем факторы отрицательного казначейского контроля в таблице 1.
Таблица 1
Факторы отрицательного казначейского контроля
Основания для отказов при принятии к учету бюджетных обязательств |
Основания для отказов при принятии к учету денежных обязательств |
Основания для отказов распоряжения о совершении казначейского платежа |
Неверно указаны реквизиты государственного контракта (договора): дата, номер, реестровый номер |
||
Неверно указаны реквизиты контрагента: наименование, ИНН, КПП, расчетный счет, реквизиты банка |
||
Неправильно выбран получатель средств бюджета из справочников информационной системы |
||
Ненадлежащее оформление документов — оснований или их отсутствие |
||
Неверно указаны условия оплаты (авансовые платежи, ежемесячные) |
||
Отсутствуют реквизиты идентификационного кода закупки (ИКЗ) |
||
Неверно выбран код классификации расходов федерального бюджета |
||
Неверно указан лицевой счет ПБС, неверно указан источник финансирования |
||
Неверно указана сумма, указанная в договоре, акте, распоряжении о совершении казначейского платежа |
||
Результаты анализа показывают, что большая часть факторов возврата повторяется на каждом последующем этапе, начиная от принятия бюджетного обязательства до формирования распоряжения о совершении казначейского платежа.
Также нельзя не отметить то, что внесение изменений в распоряжение о совершении казначейского платежа в части изменения реквизитов контрагентов и кода бюджетной классификации связано с уточнением информации в ранее принятом бюджетном обязательстве. Это влечет за собой ручное вмешательство со стороны получателя бюджетных средств, путем внесения изменений и со стороны органов Федерального казначейства в части подтверждения внесенных изменений.
Поэтому автором предлагается для снижения количества неверно оформленных документов, поступающих в органы Федерального казначейства от получателя бюджетных средств и уменьшению возникновения ручного вмешательства на разных этапах предварительного внутреннего государственного финансового контроля внедрить формирование распоряжения о совершении казначейского платежа из электронного документа Сведения о денежном обязательстве. Сравнительная характеристика заполнения Распоряжения о совершения казначейского платежа представлена в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика заполнения Распоряжения о совершении казначейского платежа
Наименование реквизита |
Заполнение реквизита до |
Заполнение реквизита после |
Раздел 1. Реквизиты документа |
||
Код валюты по ОКВ |
Заполняется выбором из справочника «Общероссийский классификатор валют». |
Заполняется выбором из справочника «Общероссийский классификатор валют». |
Признак авансового платежа |
Выбор из списка значений: «Да», «Нет». |
Выбор из списка значений: «Да», «Нет». |
Очередность платежа |
Заполняется значением из выпадающего списка 1, 2, 3, 4, 5. |
Заполняется значением из выпадающего списка 1, 2, 3, 4, 5. |
Назначение платежа |
Указывается назначение платежа вручную, в виде примечания. |
Заполняется автоматически из документа Сведение о денежном обязательстве |
Раздел 2. Реквизиты документа-основания |
||
Вид |
Все реквизиты заполняются вручную. |
Заполняется автоматически из документа Сведение о денежном обязательстве |
Номер |
||
Дата |
||
Предмет |
||
Раздел 3. Реквизиты контрагента |
||
Наименование |
Все реквизиты указываются вручную |
Заполняется автоматически из документа Сведение о денежном обязательстве |
ИНН |
||
КПП |
||
Наименование банка |
||
БИК банка |
||
Корреспондентский счет банка |
||
Раздел 4. Реквизиты налоговых платежей Поля данного раздела являются необязательными для заполнения при первичном формировании документа |
||
Раздел 5. Расшифровка заявки |
||
Наименование вида средств для исполнения обязательства |
Выбирается из выпадающего списка |
Заполняется автоматически из документа Сведение о денежном обязательстве |
Код по БК плательщика |
Выбирается из выпадающего списка |
|
Код по БК получателя |
Указывается вручную |
|
Сумма в рублях |
Указывается вручную |
Указывается вручную |
Таким образом, при формировании Распоряжения о совершении казначейского платежа из документа Сведения о денежных обязательствах снижается количество неверно оформленных документов от получателей бюджетных средств, поскольку обеспечивается устранение возникновения факторов возврата. Происходит минимизация ошибок уже на первой стадии санкционирования операций, исключая вероятность их дублирования на очередных этапах и, соответственно, необходимость возврата бюджетных обязательств и распоряжений о совершении казначейского платежа.
Литература:
- Самаруха В. И. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В И. Самаруха, И. В. Деревцова. — Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. — 160 с. — Режим доступа: lib-catalog@bgu.ru.;
- Основы государственного контроля, надзора и аудита [Текст]: учеб. Пособ./ А. К. Измоденов, А. В. Курдюмов; М-во науки и высш. Образования Рос. Федерации Урал. Гос. Экон. Ун-т. — Екатеринбург: [Изд-во Урал. гос. экон. Ун-ва],2018. — 109 с.;
- Об утверждении Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета [Электронный ресурс]: Приказ Минфина России от 30.10.2020 № 257н — Режим доступа: КонсультантПлюс, свободный.