В статье авторами проводится анализ цифровых инструментов реализации проектной деятельности учащихся начальной школы.
Ключевые слова: проектная деятельность, цифровые инструменты, младшие школьники.
В современном, постоянно изменяющемся мире цифровые инструменты представляют собой эффективное средство для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения учебной среды в начальной школе. В процессе решения виртуальных образовательных задач у младших школьников развиваются такие качества, как: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) [1].
Современные цифровые инструменты и сервисы, используемые учителем в учебном процессе, предназначены для самых различных целей. Это и подготовка красочных и наглядных учебно-методических материалов, и создания тестов, и записи аудио, видео и анимационных роликов, и создания графических, музыкальных включений и пр.
Новое поколение ФГОС НОО направлено на формирование творческих и личностных особенностей младших школьников. Добиться эффективного результата возможно лишь заинтересовав ученика новизной подходов воспитательного процесса. Проектная деятельность младших школьников является главным элементом научного познания мира, расширяет кругозор и помогает гармонично развиваться [4, с. 5].
Воспитательная работа учителя состоит в создании таких условий для учащихся, которые выявляют особенности и интересы каждого младшего школьника отдельно. Совместная творческая работа младшего школьника и учителя ярко проявляется при научном подходе выбора темы проекта, литературы, желания и возможности учащихся. Проектная деятельность позволяет младшим школьникам ориентироваться в информационном пространстве, развивает способности отбора тематического материала и помогает самостоятельно мыслить [2, с. 9].
Использование цифровых инструментов реализации проектной деятельности учащихся своей целью имеют формирование активной учебно-познавательной деятельности младших школьников, а также оказывают помощь в освоении младшими школьниками новых способов работы с альтернативными источниками информации, формируют основы информационной культуры. И, как итог — у младших школьников возрастает мотивация к изучению предметов школьной программы.
В процессе использования цифровых инструментов в проектной работе у младших школьников автоматически формируется отношение к компьютеру, как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно.
Следует отметить, что как учитель начальной школы в своей работе по использованию цифровых инструментов при реализации проектной деятельности младших школьников, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, в числе которых выделю такие как: недостаточный уровень самостоятельности младших школьников при выполнении поставленных на уроке задач; неспособность правильного восприятия заданного материала, выражающееся в неумении следовать прочитанному заданию, неправильная последовательность действий при выполнении задания, а также же выполнение работы в соответствии с заданием от начала до конца [3, с. 14].
Использования цифровых инструментов в проектной работе у младших школьников направлено в первую очередь на вовлечение их в эту деятельность, научить учащихся использовать их для поиска, обработки и представления информации.
В своей работе я использую следующие категории электронных образовательных ресурсов:
— ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации;
— ресурсы коммерческих образовательных порталов и учебные электронные издания;
— ресурсы региональных образовательных порталов;
— ресурсы, разработанные учителями.
Существует много способов развития познавательной активности обучающихся путем использования цифровых инструментов при реализации проектной деятельности. И как один из способов — это применение видеофильмов и мультимедиа технологий, которые дают возможность повысить степень активности младших школьников и привлечь их внимание.
Использование цифровых инструментов в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:
— создание презентаций к урокам;
— работа с ресурсами Интернет;
— использование готовых обучающих программ;
— использование и разработка собственных авторских программ.
Возможности использования цифровых инструментов велики, это и:
— создание и подготовка дидактических материалов (варианты –заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
— создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;
— создание текстовых работ, викторин, кроссвордов, памяток;
— обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Основная цель применения цифровых инструментов на уроке в начальной школе состоит в повышении качества обучения младших школьников.
Исходя из этого, выделим основные цели использования цифровых инструментов реализации проектной деятельности:
— повышение мотивации обучения младших школьников и эффективность процесса их обучения;
— способствование активизации познавательной сферы младших школьников;
— совершенствование методики проведения уроков в начальной школе;
— своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания младших школьников;
— планирование и систематизирование работы учителя;
— использование цифровых инструментов, как средства самообразования;
— качественная и быстрая подготовка урока [2, с. 16].
При подготовке к уроку часто использую готовые современные обучающие программы и интерактивные плакаты, представляющие собой электронный учебный плакат, имеющий интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Среди особенностей использования интерактивных плакатов, как вида цифровых инструментов отмечу следующие:
— высокая интерактивность — диалог между учителем и учеником посредством данной программы;
— простота в использовании — интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
— богатый визуальный материал — яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество перед другими продуктами и средствами обучения;
— коллективный и индивидуальный подход — позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);
— учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами [3, с. 10].
На моих уроках в начальной школе итогом использования цифровых инструментов реализации проектной деятельности младших школьников выступают такие продукты, как: презентации поделок, рисунков, коллаж, плакаты, фотоальбомы.
Приведем наглядный пример использования цифровых инструментов реализации проектной деятельности младших школьников на уроке окружающего мира на тему: «Путешествие капельки воды» путем использования средств мультимедиа.
Мультимедиа — это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука [2, с. 16]. Младших школьников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
В начале урока по окружающему миру мной была определена тема и цели урока.
При помощи цифровых инструментов (сеть интернет, интерактивные плакаты, ролик на Youtube) на уроке было проведено виртуальное путешествие капельки воды, на интерактивном плакате последовательно представлялась информация о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года, и в разных состояниях (дождь, снег, лед, туман, пар и т. д. Младшие школьники учились в процессе опытов, показанных им в сети Интернет, определять свойства воды, правильно их называть: вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха и формы или вода жидкая, может течь, или снег и лед тоже вода.
Младшие школьники после представленного материала с использованием цифровых инструментов, формулировали элементарные понятия о круговороте воды в природе, развивались их способности практически применять полученные знания, развивалось развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
На уроках окружающего мира, работая с обучающей программой, помогающая ликвидировать пробелы в знаниях и не наказывать за неправильный ответ снижением отметки, младшие школьники испытывают положительные эмоции, что очень важно для успешного усвоения изучаемого материала.
Одно из направлений применения цифровых инструментов в реализации воспитательной системы класса начальной школы — это проведение классных мероприятий, родительских собраний. Использование цифровых инструментов позволяет сделать данные мероприятия более наглядными, мобильными и интересными, а самое главное, позволяет привлечь к их организации большее количество младших школьников и их родителей.
Таким образом, использование цифровых инструментов в учебном процессе начальной школы позволяет не только повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого младшего школьника.
Следует отметить, что на сегодняшний день прогресс в области компьютерных технологий очевиден. Техника дает ощутимые преимущества при ее грамотном использовании на уроках. Сейчас уже невозможно представить школу будущего без Интернета. Как учителю, так и ученику важно найти тот сетевой информационный ресурс, который будет способствовать более прочному усвоению учебного материала; те электронные образовательные ресурсы нового поколения, которые способствуют ориентированию на инновационное развитие ребенка [4, с. 22].
Цифровые инструменты проектной деятельности младших школьников призваны помочь решить следующие дидактические задачи:
— усвоить базовые знания по предмету;
— систематизировать усвоенные знания;
— сформировать навыки самоконтроля;
— сформировать мотивацию к обучению;
— оказать учебно-методическую помощь младшим школьникам в самостоятельной работе над учебным материалом [4, с. 23].
Цифровые инструменты можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения младшими школьниками информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5 % услышанного и 20 % увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40–50 % [2, с. 17].
Цифровые инструменты призваны предоставлять информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным.
При использовании на уроке в начальной школе мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.
Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием цифровых инструментов должна быть четко продумана и дозирована.
Труд и время, затраченные на управление познавательной деятельностью с помощью цифровых инструментов, оправдывают себя во всех отношениях, а именно:
— повышают качество знаний;
— продвигают младшего школьника в общем развитии;
— помогают преодолеть трудности в обучении.
Использование цифровых инструментов в творческой деятельности младших школьников учеников под руководством учителя, направленная на развитие познавательных способностей на уроках позволяет:
— повысить эффективность обучения;
— расширить объем предъявляемой учебной информации;
— улучшить организацию проведения урока;
— повысить интерес к изучению предмета и к учению в целом [3, с. 22].
Поэтому достоинства использования интернет-технологий можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства уроков с применением цифровых инструментов — создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у младших школьников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Цифровые инструменты реализации проектной деятельности младших школьников — это новое мощное средство в арсенале учителя начальной школы, с помощью которого можно осуществлять педагогическую деятельность, и задача педагога — эффективно и творчески применять цифровые инструменты в зависимости от поставленных целей и задач.
В современной школе нельзя уже больше представить себе урок без использования цифровых инструментов, они прочно вошли в образовательное пространство школы. Если не пользоваться ими в обучении младших школьников, то качество образования будет резко ухудшаться.
Целесообразно будет также отметить, что использование цифровых инструментов на уроке в начальной школе побуждает учителя творить и саморазвиваться. Несомненно, чем больше учитель будет внедрять цифровые инструменты в обучении, тем увлекательнее станет урок, повыситься эффективность обучения, возрастет мотивация у младших школьников.
Цифровые инструменты являются бесспорно необходимым дополнением к традиционному образованию в начальной школе. Младшие школьники в современном мире испытывают большую потребность в визуализации информации и в этом помогает учителю мультимедийный учебный контент [4, с. 15].
Многообразие мультимедийных презентации, видео на дисках и Youtube, аудио к учебно-методическому комплекту в интернете позволяют очень оживлять и дополнять уроки интересными находками.
В своей педагогической практике на уроках в начальной школе мной используются такие виды интерактивного образовательного контента, как интерактивные задания, тренажеры, плакаты, игры, презентации, тесты, веб-ресурсы, видео, электронные рабочие тетради и учебные пособия.
Опыт работы учителей в работе с младшими школьниками позволяет утверждать, что применение современных цифровых инструментов в начальной школе:
— способствует более активному и сознательному усвоению младшими школьниками учебного материала по различным предметам;
— не вызывает существенных трудностей у младших школьников в работе с компьютерными технологиями;
— создает положительное эмоциональное отношение младших школьников к учебному процессу;
— помогает младшим школьникам избежать трудностей в общении со сверстниками;
— стимулирует интерес младших школьников к учебной деятельности;
— активизирует формирование логического, творческого мышления;
— способствует развитию способностей младших школьников;
— обеспечивает дифференцированный подход к изучению учебных предметов.
Следовательно, можно сделать вывод, что применение цифровых инструментов реализации проектной деятельности позволит более глубоко развить потенциал младших школьников, позволит учителю работать творчески, инициативно, повысить профессиональное мастерство.
Современная школа требует от учителя умения распределять тренды технологий, ориентироваться в информационных средах, быть не только учителем, но и учеником. Современное информационное общество побуждает учителя работать на перспективу, владеть инновационными методиками и новейшими технологиями, быть координатором и проводником для ученика в образовательном информационном пространстве.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования» // Консультант Плюс, 2021.
- Панюкова С. В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога. Учебно-методическое пособие. — М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020.
- Суворова Т. Н. Актуальные направления подготовки учителей к проектированию и использованию электронных образовательных ресурсов. — М.: Изд-во ООО «Образование и информатика», 2016.
- Чернобай Е. В. Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде. — М.: Просвещение, 2014.