В статье анализируется неоднозначное, противоречивое отношение Цветаевой к водному пространству, в частности к морю, реке и ручью, которые были созвучны её душевной сути в состоянии волнения лирической героини.
Ключевые слова: стихия, море, впечатление, пространство, художественный мир, образ.
Отношение М. И. Цветаевой к образу моря не было однозначным. Помимо своих стихотворений, Цветаева размышляла о море и во многих своих письмах и дневниковых записях.
В своём эссе «Мой Пушкин» Цветаева с восхищением говорит о море, после того как впервые прочитала стихотворения Пушкина «К морю». Эти строки произвели сильное впечатление на поэтессу. Цветаева пропустила через свое детское понимание пушкинское отношение к морю. В тот момент она воспринимала море так, как чувствовал его Пушкин.
Цветаева пропустила через свое детское понимание пушкинское отношение к морю. В тот момент она воспринимала море так, как чувствовал Пушкин.
В ноябре этого же года, состоялась долгожданная встреча с реальным морем. Но ожидаемых эмоций и впечатлений оно не произвело. Эта встреча стала прощанием с тем восторженным восприятием, которое возникло под знаком пушкинского стихотворения: «Моря я с первой встречи никогда не полюбила, я постепенно, как и все, научилась им пользоваться и играть в него…» [4, с. 82]. Эти детские впечатления остались на всю последующую жизнь. В письме к Б. Пастернаку, она говорила о том, что она любит моря. Здесь она сравнивала его с её любимой землёй, которой холодно. Море же само по себе холодное и его нельзя погладить, оно мокрое. Также оно сравнивает его с диктатурой, потому оно и ненавидится как всякая власть. Другое дело — горы. Здесь отсутствует власть над человеком, это движение, где у каждого есть свобода выбора.
В дальнейшем Цветаева предпринимала попытки влюбиться в море, так как впервые в него не влюбилась. Но это было трудно, потому что есть вещи, от которых она находилась в постоянном состоянии отречения: море, любовь. Исследователь творчества Цветаевой Е. Лаврова отметила, что море и любовь близки. Оба являются элементами, которые могут разрушать.
Цветаева не могла находиться в состоянии постоянного отречения и отвержения. В жизни Цветаева не принимала его, отрекалась от него, в поэзии она создавала свой собственный образ моря, который отличался от его видения в реальности.
В начале своего творчества Цветаева просто живописно рисует морское пространство и внешний вид моря. В дальнейшем поэт в своих стихах сохранит это восприятие моря своей лирической героиней, передаст цвета моря, оно — синее, голубое, серое, изумрудное.
Она отмечала способность моря существовать собственной жизнью, испытывать чувства: оно волнуется, переживает, играет, несёт, оглушает и ошеломляет. Она передает звучание голоса моря: оно грохочет, говорит, ревёт. Образ моря имеет свое идеологическое содержание. Как уже упоминалось выше, это олицетворение стихии, которое разрушает, сокрушает чувства и все, что встает на его пути. В поэзии Цветаевой море реализуется как смерть. Она ставит море и смерть в один ряд и идентифицирует их.
В её художественном мире это предстает как нечто, способное разъединить и причинить страдания. И присущие ему корабли, сети, компасы, штурвалы, якоря тоже в какой-то степени предстают символами разлуки.
Таким образом, море в творческом сознании Цветаевой является многозначным символом. Это своего рода холодный, замкнутый мир, который обрекает человека на подчинение, на отсутствие свободы. Море также предстает как злая, разрушительная, смертоносная сила, олицетворяющая разделение. С другой стороны, динамика моря и его волнение связаны с творческим вдохновением, процессом, без которого поэт погибнет. В силе моря, его реве, его голосе есть не только пугающая и отталкивающая сила, но и привлекательная, очаровательная красота [2].
Говоря о водном пространстве, мы не можем не отметить частое обращение поэта к таким ее проявлениям, как река и ручей. В этих образах Цветаеву привлекает движение, их принадлежность одновременно и земле, и морю.
Каждая отдельная река в поэзии Цветаевой имеет свое значение, и эта пространственная картина обычно географически специфична. К примеру, Ока — это символ детства, времени, которое безвозвратно ушло. Часто в текстах встречаются такие реки, как Москва-река или Нил. Позже, с 1921 года, река теряет свою географическую специфику. Обобщенный образ имеет ряд значений, наиболее распространенными из которых являются следующие: река символизирует истекающее время, разделение и разлуку.
Другой образ водной стихии — это ручей. Он близок к изображению реки, но имеет ряд собственных значений. В изображениях реки и ручья Цветаева ценит динамику, изменчивость и постоянное обновление.
Итак, если рассмотреть основные смыслы водного пространства в творчестве Цветаевой, то можно сказать, что отношение поэта к ней было неоднозначным. Проявления водной стихии интересовали поэта в состоянии возбуждения, соответствующем его психической сущности. К образу моря Цветаева испытывала определенную неприязнь, так как он пугал ее своей статичностью и непосредственностью. Для сознания поэтессы образы реки и ручья были ближе и яснее, потому что она находила в них что-то близкое своей душе. Цветаевой было не чуждо традиционное понимание воды: источник жизни, с одной стороны, и смертоносная сила, от которой человек беспомощен, с другой. Но в то же время она вложила их смысл в конкретные образы, придала им свои собственные характеристики и дала им свою интерпретацию. Ясно одно: образы водной стихии раскрывают душу и лирической героини Цветаевой, и ее самой, о чем говорит высказывание поэта: «Воды, ветры, горы, деревья даны нам, чтоб понять человеческую душу, скрытую глубоко-глубоко» [3, с. 2].
Литература:
- Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — Москва, " Дрофа», 1997
- Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой. — " Звезда», 1982, № 10
- Марина Цветаева: Письма к амазонке (перевод Ю.Клюкина) в 7 тт., т.5, кн. 2. Москва «Терра» «Книжная лавка — РТР» 1997 г.
- Саакянц А. М. Цветаева. Страница жизни и творчества. М., 1986