Водное пространство в творчестве М. И. Цветаевой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.11.2021

Статья просмотрена: 475 раз

Библиографическое описание:

Шарапова, Д. Р. Водное пространство в творчестве М. И. Цветаевой / Д. Р. Шарапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85442/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье анализируется неоднозначное, противоречивое отношение Цветаевой к водному пространству, в частности к морю, реке и ручью, которые были созвучны её душевной сути в состоянии волнения лирической героини.

Ключевые слова: стихия, море, впечатление, пространство, художественный мир, образ.

Отношение М. И. Цветаевой к образу моря не было однозначным. Помимо своих стихотворений, Цветаева размышляла о море и во многих своих письмах и дневниковых записях.

В своём эссе «Мой Пушкин» Цветаева с восхищением говорит о море, после того как впервые прочитала стихотворения Пушкина «К морю». Эти строки произвели сильное впечатление на поэтессу. Цветаева пропустила через свое детское понимание пушкинское отношение к морю. В тот момент она воспринимала море так, как чувствовал его Пушкин.

Цветаева пропустила через свое детское понимание пушкинское отношение к морю. В тот момент она воспринимала море так, как чувствовал Пушкин.

В ноябре этого же года, состоялась долгожданная встреча с реальным морем. Но ожидаемых эмоций и впечатлений оно не произвело. Эта встреча стала прощанием с тем восторженным восприятием, которое возникло под знаком пушкинского стихотворения: «Моря я с первой встречи никогда не полюбила, я постепенно, как и все, научилась им пользоваться и играть в него…» [4, с. 82]. Эти детские впечатления остались на всю последующую жизнь. В письме к Б. Пастернаку, она говорила о том, что она любит моря. Здесь она сравнивала его с её любимой землёй, которой холодно. Море же само по себе холодное и его нельзя погладить, оно мокрое. Также оно сравнивает его с диктатурой, потому оно и ненавидится как всякая власть. Другое дело — горы. Здесь отсутствует власть над человеком, это движение, где у каждого есть свобода выбора.

В дальнейшем Цветаева предпринимала попытки влюбиться в море, так как впервые в него не влюбилась. Но это было трудно, потому что есть вещи, от которых она находилась в постоянном состоянии отречения: море, любовь. Исследователь творчества Цветаевой Е. Лаврова отметила, что море и любовь близки. Оба являются элементами, которые могут разрушать.

Цветаева не могла находиться в состоянии постоянного отречения и отвержения. В жизни Цветаева не принимала его, отрекалась от него, в поэзии она создавала свой собственный образ моря, который отличался от его видения в реальности.

В начале своего творчества Цветаева просто живописно рисует морское пространство и внешний вид моря. В дальнейшем поэт в своих стихах сохранит это восприятие моря своей лирической героиней, передаст цвета моря, оно — синее, голубое, серое, изумрудное.

Она отмечала способность моря существовать собственной жизнью, испытывать чувства: оно волнуется, переживает, играет, несёт, оглушает и ошеломляет. Она передает звучание голоса моря: оно грохочет, говорит, ревёт. Образ моря имеет свое идеологическое содержание. Как уже упоминалось выше, это олицетворение стихии, которое разрушает, сокрушает чувства и все, что встает на его пути. В поэзии Цветаевой море реализуется как смерть. Она ставит море и смерть в один ряд и идентифицирует их.

В её художественном мире это предстает как нечто, способное разъединить и причинить страдания. И присущие ему корабли, сети, компасы, штурвалы, якоря тоже в какой-то степени предстают символами разлуки.

Таким образом, море в творческом сознании Цветаевой является многозначным символом. Это своего рода холодный, замкнутый мир, который обрекает человека на подчинение, на отсутствие свободы. Море также предстает как злая, разрушительная, смертоносная сила, олицетворяющая разделение. С другой стороны, динамика моря и его волнение связаны с творческим вдохновением, процессом, без которого поэт погибнет. В силе моря, его реве, его голосе есть не только пугающая и отталкивающая сила, но и привлекательная, очаровательная красота [2].

Говоря о водном пространстве, мы не можем не отметить частое обращение поэта к таким ее проявлениям, как река и ручей. В этих образах Цветаеву привлекает движение, их принадлежность одновременно и земле, и морю.

Каждая отдельная река в поэзии Цветаевой имеет свое значение, и эта пространственная картина обычно географически специфична. К примеру, Ока — это символ детства, времени, которое безвозвратно ушло. Часто в текстах встречаются такие реки, как Москва-река или Нил. Позже, с 1921 года, река теряет свою географическую специфику. Обобщенный образ имеет ряд значений, наиболее распространенными из которых являются следующие: река символизирует истекающее время, разделение и разлуку.

Другой образ водной стихии — это ручей. Он близок к изображению реки, но имеет ряд собственных значений. В изображениях реки и ручья Цветаева ценит динамику, изменчивость и постоянное обновление.

Итак, если рассмотреть основные смыслы водного пространства в творчестве Цветаевой, то можно сказать, что отношение поэта к ней было неоднозначным. Проявления водной стихии интересовали поэта в состоянии возбуждения, соответствующем его психической сущности. К образу моря Цветаева испытывала определенную неприязнь, так как он пугал ее своей статичностью и непосредственностью. Для сознания поэтессы образы реки и ручья были ближе и яснее, потому что она находила в них что-то близкое своей душе. Цветаевой было не чуждо традиционное понимание воды: источник жизни, с одной стороны, и смертоносная сила, от которой человек беспомощен, с другой. Но в то же время она вложила их смысл в конкретные образы, придала им свои собственные характеристики и дала им свою интерпретацию. Ясно одно: образы водной стихии раскрывают душу и лирической героини Цветаевой, и ее самой, о чем говорит высказывание поэта: «Воды, ветры, горы, деревья даны нам, чтоб понять человеческую душу, скрытую глубоко-глубоко» [3, с. 2].

Литература:

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — Москва, " Дрофа», 1997
  2. Кудрова И. Лирическая проза М. Цветаевой. — " Звезда», 1982, № 10
  3. Марина Цветаева: Письма к амазонке (перевод Ю.Клюкина) в 7 тт., т.5, кн. 2. Москва «Терра» «Книжная лавка — РТР» 1997 г.
  4. Саакянц А. М. Цветаева. Страница жизни и творчества. М., 1986
Основные термины (генерируются автоматически): мор, водная стихия, водное пространство, лирическая героиня, образ моря, детское понимание, Пушкин, пушкинское отношение, смертоносная сила, художественный мир.


Похожие статьи

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Мир вещей в художественном произведении

В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Смысловое наполнение понятия «красота» в русской литературе

В статье рассматриваются когнитивные признаки, важные для понимания красоты в качестве эстетической ценности: красота и духовность; красота и сила; красота и жизнь.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Похожие статьи

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Топос уральской поэзии

В работе рассматривается представление категорий пространства в стихотворениях поэтов Урала второй половины ХХ в. и начала XXI в. Систематизируются виды художественного пространства. Проводится анализ стихов с целью определить особенности видения про...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Мир вещей в художественном произведении

В статье автор исследует место и роль вещей, предметов в художественных произведениях.

Смысловое наполнение понятия «красота» в русской литературе

В статье рассматриваются когнитивные признаки, важные для понимания красоты в качестве эстетической ценности: красота и духовность; красота и сила; красота и жизнь.

Тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина

В данной статье рассматривается тема семьи и дружбы в лирике С. А. Есенина. Авторы статьи считают, что для поэта эта тема является одной из самых важных. Внутренние конфликты и терзания С. А. Есенина, касающиеся семьи и дружбы, напрямую отражаются в ...

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Категория пространства в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

В статье рассматривается ключевая единица художественного хронотопа — пространство. Доказывается, что романное пространство «Преступления и наказания» репрезентирует психологическое состояние героя, в то же время определяет его душевные трансформации...

Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова

В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Задать вопрос