Ключевые слова : нарушения интеллекта, информационно-компьютерные технологии, ребенок с ограниченными возможностями.
В настоящее время значительный процент из общего числа детей составляют дети с интеллектуальной недостаточностью, у которых вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушен нормальный ход психического развития. Формирование знаний о предметах и явлениях окружающей действительности является важным компонентом развития такого ребенка и связано с необходимостью его включения в окружающий мир [5].
Для успешной социализации младших школьников с нарушениями интеллектуального развития важны полноценные представления об окружающем мире [1, c. 172].
В настоящее время в научном сообществе существуют определенные противоречия использования информационных технологий в образовательном процессе. На уровне общей науки: между специфичными особенностями детей младшего школьного возраста и требованиями информатизации образовательного пространства в современной России. На частно-научном уровне: между требованиями ФГОС школьного образования к организации образовательного процесса и недостатком системных методических разработок применения ИКТ в образовательном процессе, а также между условиями образовательных учреждений и нормативными требованиями к организации ИКТ. На конкретно-научном уровне: между требованиями к квалификации педагогов и реальной подготовкой специалистов [2, c. 45; 6]. Данные противоречия являются причиной возникновения проблем использования ИКТ в практике школьных образовательных организаций.
В настоящее время возникает необходимость разработки авторских, современных методик работы с данной категорией детей, адаптированных для российских условий в образовательных организациях. Ведь информационные технологии является интерактивным, мультимедийным средством обучения и воспитания ребенка с интеллектуальными нарушениями. Универсальность и современность данного метода позволяет применять информационные технологии в любых учебных заведениях и в различных областях знаний, что способствует формированию познавательного интереса и умственной работе учащихся. Заинтересованность и мотивация являются важнейшими факторами формирования личности ребенка, особенно в случае наличие у него каких-либо особенностей здоровья и развития.
Автором исследования разработана методика работы с учащимися старших классов, имеющими глубокую степень умственной отсталости.
Предмет «Социально-бытовая ориентировка» является практическим, поэтому значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и упражнений, ролевых игр, практических упражнений, экскурсий. Поэтому программа написана в формате обучающей познавательной игры, которая проводится с использованием компьютерных технологий.
Особенности разработанной программы:
- Индивидуальное обучение в медленном темпе (1 упражнение — 1 и более уроков).
- Обучение с поэтапным проговариванием, запоминанием незнакомых слов, знакомством с понятиями.
- Дальнейшая наглядная демонстрация материала, практическая проработка упражнения, выполненного на экране компьютера.
- Постепенное сокращение помощи ребенку со стороны педагога.
- Постепенное повышение трудности заданий.
- Стимулирование познавательного интереса.
По итогам прохождения игры с использованием компьютерных технологий успешно справились с выполнением всех заданий три человека (50 %), не справились или частично справились с заданиями с заданиями — 3 человека (50 %).
Предполагаемые причины неуспешного прохождения задания: отсутствие мотивации обучающихся, нежелание выполнять задания, а также отсутствие технической оснащенности места проживания (нет возможности приобретения и установки компьютерной техники). Отсутствие навыков работы с персональным компьютером у ребенка или родителей также является причиной неуспешного выполнения программы.
В ходе реализации программы были сделаны следующие выводы. Дети с тяжелыми формами умственной отсталости нуждаются в индивидуальном подходе к обучению, и информационно-компьютерные технологии являются подходящей методикой для включения детей в образовательный процесс, формирования интереса к занятиям и освоения бытовых навыков.
Компьютерные технологии позволяют прорабатывать формирование представлений об окружающем мире в индивидуальном темпе, использовать красочные и наглядные материалы, выбирать уровень сложности задания, а также многократно повторять упражнения, что является несомненным преимуществом и необходимостью при работе с детьми, имеющими особенности развития.
Кроме этого, образование и программа для лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью должны строиться с учетом их образовательных потребностей и возможностей, в свою очередь, ИКТ дают возможность выстраивать индивидуальную работу с необходимым количество повторений, отработки, наличием собственного темпа занятий. Также применение современных информационных технологий в процессе коррекции у школьников с нарушением интеллекта позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи педагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития школьников, что позволяет достигать качественного положительного результата.
Таким образом, для формирования у детей, имеющих глубокую степень умственной отсталости, способностей к исследованию окружающего мира, требовалась разработка компьютерной игры, позволяющая в яркой, красочной и познавательной форме подготовить обучающихся к реальным действиям.
Литература:
- Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд., перераб. М.: Академия, 2002. 272 с.
- Забрамная С. Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия / сост., авт., всуп. ст. Н. Л. Белопольская. 2-е изд., испр. М.: Комто-Центр, 2001. С. 19–29.
- Калиникова Л. В. Дети с ограниченными возможностями: проблемы нарушенного развития и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: ГНОМ и Д, 2001. 449 с.
- Князева Е. В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида /Князева Е. В.// Коррекционная педагогика. М.: Просвещение, 2009 — № 4 (34). С. 29–37
- Применение современных информационных технологий в процессе коррекции речи школьников с нарушением интеллекта [электронный ресурс]. URL: http://logoportal.ru/primenenie-informatsionnyih-tehnologiy (дата обращения: 01.05.2020).
- Рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ профессионального обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ с нарушениями интеллекта [электронный ресурс]. URL: http://www.osu.ru/docs/fpkp/rekom_OP_PO_dlya_invalidov.pdf (дата обращения: 01.05.2020).
- Ловцевич Е. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением речи // Логопедические технологии в условиях инклюзивного обучения детей с нарушением речи: матер. Междунар. научно-практ. конф. научных работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров; молодых ученых; аспирантов и магистрантов, 21 марта 2013 г., г. Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т; науч. ред. И. А. Филатова, А. П. Маршалкин. Екатеринбург, 2013. Ч. 1. С. 221–225.
- Лере-Планд А. Н. Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 6. С. 53–57.