В статье рассмотрены некоторые дискуссионные вопросы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, исследованы проблемы оперативно-розыскной деятельности, а также проблемы применения мер прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и использовании ее результатов. Проанализирована законодательная основа прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Поднят вопрос существенных проблем в вопросах организации и осуществлении надзорной деятельности.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, оперативное сопровождение, доказательства.
Оперативно-розыскная деятельность, регулируемая Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 [1], является важным элементом государственно-правового механизма обеспечения законности. Именно от его результативности зависит обеспечения прав личности. В связи с этим, прокурорский надзор представляется наиболее эффективным способом установления законности оперативно-розыскной деятельности. Поэтому выявление проблем применения мер прокурорского реагирования за исполнением законов при осуществлении ОРД и использовании её результатов является острым вопросом. Какие же проблемы встречаются в данной сфере сейчас?
По-прежнему имеет место проблема неэффективности прокурорского надзора за ОРД. Так, Чечетин А. Е. приводит статистику, согласно которой за 2017 год было выявлено более 520 тыс. нарушений ФЗ об ОРД. В то время как, для их устранения было вынесено 171, 7 тыс. актов прокурорского реагирования [2]. Возможное объяснение данному факту даёт решение Коллегии Генеральной прокуратуры от 15 февраля 2018 г., в котором утверждается, что прокуроры при реализации надзорных полномочий зачастую «акцентировали внимание на несущественных упущениях и недостатках в оперативно-розыскной работе», в то время как очевидные нарушения оставались без надлежащей оценки и принятия мер реагирования [3]. Вопрос эффективности прокурорского надзора за ОРД поднимался и в ЕСПЧ. В качестве одного из доводов приводилась ограниченность полномочий прокуроров. Так, им недоступны данные о лицах, оказывающих конфиденциальное содействие, используемых ими приемов, средств и методов. Железняк Н. С. и вовсе отмечает, что ни в ФЗ «О прокуратуре», ни в ФЗ об ОРД не закреплен перечень полномочий прокурора, осуществляющего надзор за законностью ОРД [4]. Данная проблема может быть решена только путем реформирования существующего законодательства. Представляется, что прокурорский надзор за законностью ОРД будет более эффективным, если список полномочий прокуроров будет законодательно регламентирован, а также сам надзор будет направлен на предотвращение ошибок и нарушений прав, а не на их реабилитацию и восстановление.
Ещё одной проблемой является отсутствие единых критериев оценки деятельности прокуроров в данной сфере. Считается невозможным отождествление критерия оценки деятельности прокуроров с показателями раскрываемости преступлений, поскольку прямо пропорциональной зависимости между надзорными проверками и раскрытыми преступлениями либо разысканными лицами нет. Выявление и раскрытие преступления − единая цель, объединяющая прокурора и оперативно−розыскные подразделения, в связи с чем именно прокурор должен обладать возможностью влиять на выбор средств для ее достижения. Таким образом, один из важнейших критериев оценки деятельности уполномоченного прокурора − количество выявленных прокурором незаконных действий и решений должностных лиц, допущенных при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Таким образом, прокурорский надзор за законностью при осуществлении ОРД имеет существенные проблемы в вопросах организации и осуществления данной деятельности. Нами была рассмотрена лишь малая их часть. Представляется необходимым развитие и совершенствование законодательной регламентации как самой оперативно-розыскной деятельности, так и законодательной основы прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении ОРД.
Литература:
1. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «Об оперативно-розыскной деятельности».
2. Чечетин А. Е. О совершенствовании прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 134–139.
3. Решение Коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2018 г. «Об итогах работы органов прокуратуры за 2017 год и о задачах по укреплению законности и правопорядка на 2018 год» [документ официально опубликован не был].
4. Железняк Н. С. О недопустимости ведомственной корректировки предписаний федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2009. -№ 2 (4). — С. 5.
5. Иванченко Е. А. Конституционные основы прокурорского надзора за соблюдением социальных, экономических и культурных прав граждан в Российской Федерации // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки. − 2020. — С. 6−7.