В статье описаны результаты эмпирического исследования уровня развития мотивации достижения успеха старшеклассников городских и сельских школ.
Ключевые слова : мотивация достижения успеха, мотивация избегания неудач, старшеклассники.
Существует мнение, что выпускников сельских школ ждут менее масштабные успехи, чем тех, кто окончил общеобразовательные заведения в крупных городах.
Результаты многолетних исследований образовательных и профессиональных траекторий молодёжи показывают, что в отношении доступа к образованию — реальных шансов, а также их осознания молодёжью и на этой основе формирования образовательных стратегий — сельские юноши и девушки всегда отличались от своих городских сверстников более скромными амбициями и достижениями. Одним из таких внутренних барьеров является низкий уровень мотивации достижения. [3]
Под мотивацией достижения мы понимаем мотивацию, направленную на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. [1]
Отличие сельских старшеклассников от городских — это обстоятельства их взросления: место жительства обусловливает ритм и образ жизни, социальное окружение, занятость и досуговые возможности. Значимость подобных и других внешних факторов для формирования мотивации достижения подтверждается многими современными учеными. В их числе Т. В. Ермолова О. П. Кондаурова, Е. В. Карпова, Е. В. Маеркина и др.
Нами было проведено исследование на тему «Мотивация достижения успеха сельских старшеклассников». Цель исследования: изучить мотивацию достижения успеха выпускников городских и сельских школ.
Тестирование проводилось с помощью методик А. А. Реана и Т. Элерса. Методика А. А. Реана «Мотивация достижения успеха и избегания неудач» позволяет выявить, какая направленность мотивации преобладает. Две методики Т. Элерса направлены на выявление степени выраженности каждого из двух видов мотивации: мотивации достижения успеха и мотивации боязни неудач.
В исследовании приняли участие 100 человек. Из них — 50 старшеклассников из сельских школ Алтайского края и 50 — из городской школы (школа № 68 г.Барнаула).
В составе группы сельских старшеклассников — 24 юноши и 26 девушек, то есть в процентном соотношении: 48 % и 52 %.
В составе группы городских старшеклассников — 25 юношей и 25 девушек, то есть — 50 % и 50 %.
Возраст участников: от 15 до 18 лет. Это учащиеся 9–11 классов.
На рисунке 1 представлены результаты теста А. А. Реана.
Рис. 1. Преобладание направленности мотивации у сельских и городских старшеклассников
Преобладающей и у сельских, и у городских старшеклассников оказалась мотивация достижения успеха (МДУ): 54 % и 66 % соответственно. В городе школьников с такой направленностью оказалось на 12 % больше, чем в селе. Городских школьников преобладанием мотивации боязни неудач (МБН) с помощью методики А. А. Реана не было выявлено ни одного.
Анализ результатов тестов Т. Элерса позволяет увидеть, какой процент старшеклассников обладает каждым из уровней развития мотивации. Ниже в таблицах представлены проценты, демонстрирующие количество обладателей каждого из уровней развития мотивации достижения успеха (МДУ) и мотивации избегания неудач (МИН)
Таблица 1
Мотивация городских старшеклассников
Уровень развития мотивации |
Мотивация достижения успеха (процент) |
Мотивация избегания неудач (процент) |
Низкая |
4 |
20 |
Средний уровень |
30 |
50 |
Умеренно высокий уровень |
42 |
22 |
Слишком высокий уровень |
24 |
8 |
Итого |
100 |
100 |
Из таблицы 1 мы видим, что у городских старшеклассников чаще всего проявляется средний уровень развития мотивации избегания неудач и умеренно высокий уровень мотивации достижения успеха.
Таблица 2
Мотивация сельских старшеклассников
Уровень развития мотивации |
Мотивация достижения успеха (процент) |
Мотивация избегания неудач (процент) |
Низкая |
6 |
26 |
Средний уровень |
50 |
56 |
Умеренно высокий уровень |
30 |
18 |
Слишком высокий уровень |
14 |
0 |
Итого |
100 |
100 |
Из таблицы 2 мы видим, что максимально часто в выборке сельских старшеклассников встречаются испытуемые со средним и умеренно высоким уровнем мотивации достижения успеха, а также с низким и средним уровнем мотивации избегания неудач.
В целом по результатам исследования видно, что мотивационная сфера городских и сельских школьников отличаются незначительно.
Анализ данных с помощью статистического t-критерия Стьюдента показал, что достоверных различий между двумя группами испытуемых нет. Можно сделать вывод о том, что формирование направленности мотивации в настоящее время не зависит от места жительства и статуса школы.
Это может быть обусловлено таким явлением, как цифровизация.
Современный этап развития информационно-коммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, внедрение в различные сферы жизнедеятельности глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что человек погружается в качественно новую информационную среду. Она становится особого рода жизненным пространством. В нем развертываются многие виды учебной, профессиональной и досуговой деятельности, межличностного взаимодействия. Н. Н. Королева пишет о том, что формирование личности современного человека в значительной мере опосредуется виртуальными реальностями. Традиционные институты социализации постепенно заменяются виртуальной средой. Современных подростков называют «жителями Интернета».
Проживая на разных территориях, сельские и городские школьники присутствуют в едином информационном поле и впитывают схожие установки. Сензитивность подростков к информационному влиянию по сравнению с другими возрастными группами максимальна. Е. В. Маеркина выявила взаимосвязь между учебной заинтересованностью учащихся с выраженной мотивацией достижения и активностью в информационном пространстве. Эффективность процесса формирования мотивации достижения подростков с применением технологий цифрового образовательного пространства возможна при реализации педагогических условий, включающих повышение значимости познавательной составляющей сетевого взаимодействия.
Литература:
- Гордеева, Т. О. Психология мотивации достижения / Т. О. Гордеева — М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006–336 с.
- Ермолова, Т. В. Балыгина, Е. А. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Т. В. Ермолова, Е. А. Балыгина, А. В. Литвинов, А. В. Гузова // Современная зарубежная психология. — 2019. — Т. 8. — № 2. — С. 7–18. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38978135
- Маеркина, Е. В. Влияние информационного пространства на мотивацию достижения современных подростков / Е. В. Маеркина // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 12(200). — С. 29–34. https://elibrary.ru/item.asp?id=28786529