Согласно Л. С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанность входит в царство детских понятий».
В современном мире все большая роль отводится процессам цифровизации –это преобразование информации в цифру и перехода на электронную систему образования; развитию цивилизации в этом направлении, на сегодняшний день цифровые технологии играют важную роль в повышении качества дошкольного образования, в организации взаимодействия педагога и родителей [1].
Основной вид деятельности дошкольника — игра. Так вот и основное условие использования цифровых технологий для детей дошкольного возраста это игра. А самая распространенная цифровая игра — это компьютерная. Появление таких игр в жизни ребенка оказывает как положительное влияние на интеллектуальное развитие и подготовки его к жизни в информационном веке, так и отрицательное. Положительное влияние становиться возможным, потому что помимо развлекательного направления, в последнее время все больше можно говорить об обучающих и развивающих играх, которые формируют и развивают у детей высшие психические функции — восприятие, память, мышление, речь [2].
Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности [2].
У детей необходимо развивать творческие способности, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, логически мыслить, решать логические и алгоритмические задачи. Робототехника, конструирование, программирование, моделирование, проектирование и многое другое — вот что теперь интересует современных детей. Ребенок овладевая основами алгоритмики, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской деятельности и моделировании своей деятельности [3]; учится составлять программы управления виртуальным роботом из простых пиктограмм, на компьютере; расширяются начальные знания и элементарные представления об алгоритмике, компьютерной среде, графический язык, создает алгоритмы их действий на компьютере; способен выбрать технические решения, участников команды; имеет навыки работы с различными источниками информации; обладает развитым воображением; умеет запускать программы на планшете для роботов — исполнителей; знакомится с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами [4].
У детей развита устная речь, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе планшета и условными моделями — исполнителями.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются: творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования [5].
Цифровая образовательная среда « ПиктоМир » — это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной техносреды, соответствующей возрастным особенностям дошкольников в условиях реализации ФГОС и адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий [5].
«ПиктоМир» — самая первая часть курса Программирования, платформа для конструирования практикумов по изучению алгоритмики дошкольниками. «ПиктоМир» позволяет ребенку «собрать» из пиктограмм на экране планшета несложную программу, управляющую виртуальными роботами-исполнителями. На занятиях используются реальные роботы, управляемые из «ПиктоМира» [5, 6].
«ПиктоМир» идеальная среда для пропедевтики изучения алгоритмических языков [7].
При работе с «ПиктоМиром» программа в материальном мире может составляться из свободно перемещаемых ребенком материальных объектов [7].
Для начала работы по внедрению алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» в детском саду, необходимо, чтобы педагоги прошли повышение квалификации «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Только при условии, что педагоги подготовлены и могут вести работу с детьми по алгоритмизации и программированию в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», будет достигнут успех в повышении интеллектуального развития детей.
МБДОУ Детский сад «Теремок» — присвоен статус «Федеральная сетевая инновационная площадка «ПиктоМир» Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», МИНОБРНАУКИ России, Федеральное государственное учреждение «Федеральный научный центр научно-исследовательский институт системных исследований Российской академии наук», Приказ Минобрнауки РФ. От 17.05.2021г № П-95.
В нашем детском саду дети осваивают начальный опыт в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Дети знакомятся с понятием — робот, команда, компьютер, программа, программист, с основными видами команд и движениями. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Они учатся отдавать команды, создавать из набора команд программы, выполнять их по шагам и находить ошибки.
Большой популярностью пользуются игры, в которых один ребенок изображает Капитана, отдающего команды, а другой — выполняющего их Робота, строят различные лабиринты для Робота, запускают двух Роботов, которые могут передавать друг другу важные сообщения, устраивают различные соревнования, выполняют задания на бумаге, составляют устные планы и т. д., самостоятельно составляют программы, отрабатывая новый материал на планшетах или экранах ноутбука. «ПиктоМир» определяет следующие формы реализации образовательной среды в ДОУ — интеграционная форма организации инновационной деятельности; и с детьми — это образовательная деятельность, соревнования, досуговая, игровая и другие виды детской деятельности [5].
Внедряя цифрую образовательную среду в ДОУ — обновляется содержание образовательного процесса с учётом современных информационных и телекоммуникационных технологий. У детей формируется готовность к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОУ. Курс обучения программированию влечет за собой развитие важнейших навыков, таких как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей, абстрактного и алгоритмического мышления. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».
Литература:
- Бастрыкина А.Ю «Ребёнок — дошкольник в мире цифровых технологий» Тамбов, 2019 г.
- Бревнова Ю. А., Коч Л. А. «Дошколенок + компьютер»
- Рогожкина И. Б., Кушниренко А. Г. «ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности», 2011 г.
- Кушниренко А. Г. «ПиктоМир: опыт использования и новые платформы», 2011
- https://www.piktomir.ru/
- А. Левенчук «Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности» https://ailev.livejournal.com/98015
- Бесшапошников Н. О., Кушниренко А. Г., Леонов А. Г., Собакинских О. В. «Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников», 2020.