В статье рассмотрены понятия религия, идентичность, религиозная идентичность, личность. Дано представление о различных статусах эго-идентичности на основе теорий Э. Эриксона, Дж. Марсиа. Проведено эмпирическое исследование, направленное на определение религиозного статуса эго-идентичности, выявление терминальных ценностей и значимость жизненных сфер в зависимости от статуса эго-идентичности.
Ключевые слова : религиозная идентичность, идентичность, статус эго-идентичности, терминальные ценности, жизненные сферы.
This article deals with definitions of religion, identity, religious identity, personality. This research describes the various ego-identity statuses. Empirical research is aimed at defining religious status of ego-identity, revealing terminal values and importance of spheres of life depending on ego identity status
Keywords : religion, religious identity, identity, ego-identity status, terminal values, spheres of life.
Актуальность данной статьи обуславливается необходимостью теоретически изучить явление религиозной идентичности с психологической точки зрения в связи с востребованностью исследований данного феномена, так как необходимы разработки программ сопровождения подростков и молодежи с учетом интересов и ценностей подрастающего поколения [2, 3]. На теоретическом этапе важно определить тезаурус исследования. Как показывает анализ исследований, однозначного и точного определения термина «религия» не представлено, и в рамках данной статьи опираемся на понятие религии, сформулированное И. Н. Яблоковым [6]. Он понимает религию как социальный феномен, в которую включает: религиозное сознание, религиозную деятельность, религиозное отношение, религиозные институты и организации. Религия как таковая, в его понимании, представляет собой 1. Форму человеческого отчуждения от себя самих. 2. Форму отражения действительности. 3. Механизм взаимовлияния на общество и общественные отношения. 4. Культурный феномен. 5. Общественную подсистему. Важно понимать, что религия имеет две стороны — личную, или духовную и институциональную, куда включают различного рода богослужения. В данной работе мы рассматриваем в большей степени духовную составляющую, личную, индивидуальное понимание религии и религиозности для каждого отдельного человека.
Вместе с этим, и понятие личность также может быть истолковано разными исследователями и учеными по-разному. В основном это связано со сложностью понимания самого явления личности. В данном случае мы будем опираться на наиболее распространенное понимание термина личность, а именно: личность — это человек, обладающий индивидуальным набором черт и свойств, вступающий в те или иные социальные отношения. Важно подчеркнуть, что человек именно потому является личностью, что является социальным субъектом.
Под идентичностью мы будем понимать в первую очередь осознание человеком себя как члена или представителя какой-либо социальной группы, принимающего идеи и ценности этой группы, отождествление и понимание себя как ее представителя.
Согласно А. Н. Крылову, важным компонентом в религиозной идентичности является вера в конкретный образ Бога, который для человека действительная реальность, без которой сами понятия и переживания религии и веры не будут существовать. Помимо подобной ортодоксальности, есть и другие явления, оказывающие влияние на формирование религиозной идентичности: ритуалы, источники, символика, традиции, обряды и пр. [4, с. 27–32].
Религиозная идентичность, как и сама религия, имеет значимость для личности человека, участвует в ее формировании.
Религиозная идентичность может подавлять другие виды идентичностей: гражданскую, например, если первая является для человека наиболее значимой. Из этого следует, что чем более сильна у человека его религиозная идентичность, тем больше он интериоризирует те ценности, которые постулирует та или иная религия. Верующий человек так или иначе принимает на себя нормы, запреты, взгляды на социальные институты и ценности, которые взращивает религия [1]. Вследствие этого важно понять: какие качества, ценности и нормы возникают у человека под влиянием религии и есть ли разница между человеком религиозным и тем, кто не считает себя верующим, не идентифицирует себя как принадлежащего к той или иной религии.
В работах Эрика Эриксона существует понятие эго-идентичности. С точки зрения самого ученого, это целостность личности, обретение своего «Я» в течении всей жизни. Формирование эго-идентичности, по теории Эриксона, приходится на пятую стадию развития личности — возраст 11–19 лет [5].
На основе работ Э. Эриксона, канадский психолог Дж. Марсиа выделил статусы эго-идентичности. Он описывал два критерия идентичности: 1. Принятие или непринятие обстоятельств. 2. Прохождение или непрохождение кризиса. На основе этих критериев он выделил 4 статуса эго-идентичности [7, с. 551–552]:
- Диффузная идентичность. Характеризуется непрохождением кризисного периода и непринятием обязательств. Такой человек не ищет и не имеет решения, касательно собственной идентификации. Здесь идентичность отсутствует.
- Принятая идентичность. Человек с этим статусом идентичности не прошел через кризис, но уже имеет определенную идентичность. Это не его собственное решение, такое отождествление может быть навязано извне: от родителей, общества, институтов и пр.
- Мораторий. Здесь статус активного кризиса, но все еще имеет место непринятие обязательств, отсутствие идентичности с чем-либо. У человека нет стойкого убеждения относительно своей идентичности, он ищет выход из проблемы, пытаясь обрести свою целостность.
- Достигнутая идентичность. Человек здесь пережил кризис и по собственному решению обрел свою идентичность. Он рассмотрел несколько вариантов, пережил кризис идентичности и пришел к точному решению, касаемо своей тождественности. Обретение идентичности.
В данной работе мы стремились выяснить: есть ли различия в терминальных ценностях и в преобладании какой-либо из жизненных сфер у людей, принадлежащих к разным статусам религиозной идентичности.
Для рассмотрения статуса религиозной эго-идентичности была модифицирована шкала идеологической эго-идентичности, OMEIS-R, Дж. Адамса. Вместе с ней, респондентом было предложено пройти морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной для диагностики мотивационно-ценностной сферы личности.
В исследовании приняло участие 53 человека в возрасте от 20 до 45 лет. Испытуемых разделили на четыре группы согласно результатам исследования по первой методике, исходя из статуса религиозной идентичности каждого: первая группа — диффузная идентичность, вторая — принятая идентичность, третья — люди со статусом мораторий и в четвертую вошли те, чьи результаты показали статус достигнутой идентичности.
В морфологическом тесте жизненных ценностей исследуются такие параметры как: 1. Терминальные ценности — саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, социальные контакты, собственный престиж, достижения, материальное положение и сохранение индивидуальности. 2. Жизненные сферы — профессиональная жизнь, обучение и образование, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, спорт. Также здесь есть шкала социальной желательности, которая означает искренность отвечающего. В тесте представлено 112 утверждений, на которые респондентам предлагалось ответить «очень важно», «важно», «имеет определенное значение», «имеет небольшое значение» и «не имеет никакого значения». За ответ начислялись баллы от 1 до 5, где «очень важно» — 5 баллов, а «не имеет никакого значения» — 1 балл.
В шкале религиозной эго-идентичности представлено 32 утверждения, с которыми респонденты должны ознакомиться и ответить «полностью согласен», «согласен», «скорее согласен», «скорее не согласен», «не согласен» и «полностью не согласен». Здесь также имеется оценка ответов от 1 до 6 баллов. Ответу «полностью согласен» присваивается 6 баллов, «полностью не согласен» — 1 балл.
Шкалу социальной желательности не прошло 3 человека, поэтому дальнейшее исследование было проведено с 50 испытуемыми.
Таблица 1
Условные обозначения ценностей
A |
Саморазвитие |
B |
Духовное удовлетворение |
C |
Креативность |
D |
Социальные контакты |
E |
Собственный престиж |
F |
Достижения |
G |
Материальное положение |
H |
Сохранение индивидуальности |
T1 |
Профессиональная жизнь |
T2 |
Обучение и образование |
T3 |
Семейная жизнь |
T4 |
Общественная активность |
T5 |
Увлечения |
T6 |
Физическая активность |
Таблица 2
Среднее значение баллов у групп
Статус идентичности |
A |
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
T1 |
T2 |
T3 |
T4 |
T5 |
T6 |
Диффузная |
5,4 |
5,5 |
3,4 |
5,6 |
4,1 |
4,0 |
4,9 |
5,3 |
4,8 |
4,7 |
5,0 |
4,3 |
5,1 |
5,5 |
Принятая |
5,7 |
6,2 |
3,8 |
6,3 |
5,3 |
3,8 |
6,0 |
5,7 |
6,0 |
5,5 |
4,8 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Мораторий |
7,4 |
8,1 |
5,5 |
7,0 |
5,6 |
5,5 |
7,5 |
6,8 |
6,9 |
6,4 |
5,5 |
6,5 |
7,5 |
6,5 |
Достигнутая |
6,1 |
6,0 |
5,2 |
6,0 |
5,1 |
4,6 |
5,4 |
6,5 |
5,4 |
5,3 |
4,8 |
6,3 |
6,0 |
6,5 |
Данные обработали с помощью математического критерия при р<0,05.
Мы сравнили все 4 группы друг с другом с помощью критерия Манна-Уитни. Результат показал следующее:
Показатели людей со статусом мораторий по шкалам саморазвитие, духовное удовлетворение, креативность, материальное положение, профессиональная жизнь, образование, общественная активность и увлечения оказались выше, чем у людей со статусом диффузной идентичности. Также у третьей группы показатель «увлечение» выше, чем у людей с принятой идентичностью.
При обработки всех 4 групп, с помощью критерия Краскала-Уолеса, выявилось различие в показателях «духовное удовлетворение» и «общественная активность». В шкале «духовное удовлетворение» самый низкий результат у первой группы, самый высокий — у третьей. В шкале «общественная активность» результаты показали то же: у первой группы низкий результат, у третьей — высокий.
Таким образом можно заключить, что люди из третьей группы, кто имеет статус мораторий, стремятся самосовершенствоваться, получать внутреннее удовлетворение от деятельности, реализовать свой внутренний творческий потенциал, улучшить свое материальное положение больше, чем люди со статусом диффузной идентичности. Также для людей из третьей группы больше, чем для людей из первой, значимы собственная профессиональная деятельность, уровень собственного образования, общественная жизнь и свои хобби. Для второй группы, в сравнении с третьей, менее значимы увлечения и хобби.
Литература:
- Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-identichnost-v-kulture-sovremennogo-obschestva (дата обращения: 01.10.2021).
- Дугарова, Т. Ц. Психология молодежных субкультур. Профилактика экстремизма в молодежной среде: учебно-методическое пособие / Т. Ц. Дугарова; Московский педагогический государственный университет. — Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. — 90 с. — ISBN 9785426309371.
- Дугарова, Т. Ц. Психологические механизмы профилактики ксенофобии и экстремизма в поликультурной среде / Т. Ц. Дугарова // Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи: Материалы межрегионального научно-практического симпозиума, Чита, 28 февраля 2019 года / Под общей редакцией Б. Б. Дамбаевой, С. З. Кимовой, Е. Д. Дугаржаповой. — Чита: Государственное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края», 2019. — С. 13–16.
- Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве личности. — Москва: Икар, 2012. — 308с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис = Identity: Youth and Crisis: перевод с английского / Э. Эриксон. — Москва: Прогресс, 1996. — 344 с.
- Яблоков И. Н. Понятие и функции религии // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-funktsii-religii (дата обращения: 28.09.2021)
- Marcia, J. E. Development and validation of ego identity status / J. E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. — 1966. — № 3. — Р. 551–558.