В статье раскрывается тема о представлении молодых людей о жизни и смерти в переходном возрасте. Приведены примеры из литературных источников, характеризующие отношение молодых людей к этим понятиям. Авторами не делается вывод, авторы размышляют, как формирование личности в переходном возрасте влияет на отношение к жизни и смерти.
Ключевые слова: переходный возраст, девиантное поведение, отношение к жизни и смерти, пубертат
The article reveals the topic of young people 's perception of life and death in transition. Examples from literary sources describing the attitude of young people to these concepts are given. The authors do not make a conclusion, the authors analyze how the formation of a personality in transition affects the attitude to life and death.
Keywords: transitional age, deviant behavior, attitude to life and death.
Одним из возрастных этапов становления личности является переходный возраст. Сложный, эмоциональный момент превращения ребенка во взрослого человека.
Стадии развития маленького человека: анальный, генитальный, латентный, пубертатный периоды. Все эти периоды закладывают основу, без которой не может существовать взрослый, сформировавшийся человек. Формирование личности — это длительный жизненный процесс проб и ошибок. Вход в такое возрастное определение в каждом отдельном случае может быть различным: 14, 15, 16 лет. И зависит этот период от места и окружения растущей личности.
Характерная особенность данного периода в том, что человек формируется психически и физиологически. И максимализм — отличительная черта пубертата.
Созревание личности человека, способного брать на себя ответственность за свои действия, складывается из множества ошибочных и верных решений.
Переходный возраст — это время экспериментов, время накопления опыта, время сепарации от взрослых.
Условия всей предыдущей жизни определяют оригинальность принимаемых решений. Подчас эти решения в своей абсолютной величине могут доходить до гротеска. Как пример, судьба двух молодых людей Ромео и Джульетта [5]. Чувства подняли их на высоту жертвенности, и они являются той самой точкой, которую можно вывести как абсолютную величину. Ромео, для которого существует или победа, или уничтожение склонен совершить самоубийство после эмоционального потрясения. Его личность еще не обрела зрелость и устойчивость, и поэтому ведущая роль «максималиста» приводит молодых людей к трагическому концу.
Современное поколение молодых людей по своему развитию отстает в самоопределении от своих предшественников. Это связано и обусловлено социальными условиями жизни молодых людей. Многие исследователи нашего времени определяют фазу пубертатного периода с 14 до 18 лет. Это период чувственных отношений человека и общества. Если опираться на теорию Д. Б. Эльконина «Самоизменение в подростковом возрасте возникает и начинает осознаваться сначала психологически, в результате развития учебной деятельности, — развития когнитивной сферы, и лишь подкрепляется физическими изменениями» [6]. Можно сделать вывод, что данный период очень важный этап человека и прежде всего он связан с формированием психологических качеств будущего взрослого человека.
Молодость — это уже совершенно другой, осознанный этап развития. Переходный возраст — это инстинктивные действия юного человека. Это начало процесса взросления с наличием атавизмов детства. Каждый взрослый, проходя данный период, приобретает собственный опыт и представление о жизни в целом. Дуальность, обозначенного периода, приводит к пониманию правильности выбора. Юношеский максимализм родом из переходного возраста, и он тяжелейшее испытание для подростка.
Семья и семейные ценности играют главную роль. Семейное воспитание всегда давали хорошую школу для настоящей личности. Именно в это время человек осознает ценность жизни и понимание смерти. Это утверждение стоит на многочисленных примерах из исторических хроник. Смерть, с которой осознанно знакомится человек, становится реальностью. Если в предыдущих периодах возрастания, понятие смерти не определено, то в данном периоде понимание конечности своего существования — это осознание неизбежности о своей смертности. Социальные возможности молодого человека, в связи с его физическим развитием, ставят его наравне с взрослыми. Появляется ответственность за себя, близких, окружающих.
Пубертатный период — период сепарации, уход из подчинения в самостоятельную жизнь. Оценка своих возможностей, поиск своего «Я» в окружающем мире.
Что такое смерть? Все конфессии мира дают свое представление о смерти и таким образом, укрепляют надежду на то, что жизнь не конечна. В прежнее время общество имело конкретное представление о том, что с прекращением физической (биологической) жизни человек переходит в совершенно другую материальность. Для взрослого человека — это переход в некую, пока еще неопознанную субстанцию (для религиозных людей), или прекращение его биологического существования. Конец всему, что называется жизнью. При переходе из детского понимания мира в пубертатный период, молодые люди сталкиваются с данным вопросом, пытаются найти на него ответ из опыта старшего поколения, или просто отрицают возможность своего исчезновения из мира жизни.
С развитием науки, с теоретическими изысканиями, в социум было привнесено утверждение, что жизнь бывает только раз. Молодые люди впитывают в себя основные черты этого понимания. Отсутствие веры, недоказанность бесконечной жизни приводят к поиску ответа: « Зачем мы Здесь?» « Зачем мы живем?» На этот вопрос молодые люди пытаются ответить для себя, и в зависимости от принятого концептуального образа строить фундамент своей жизни. Немаловажное значение в определении жизненного вектора, является акцентуация характера, которая дополняется представлением о жизни и смерти, и дает импульс на развитие жизни.
Анализируя художественные произведения, мы видим на примере романа Александра Фадеева «Молодая гвардия» [3] стремительное взросление людей, в зависимости от жизненных обстоятельств. Может ли человек в 16–18 лет ответить, как он поступит в таких жизненных обстоятельствах, когда потребуется отдать жизнь? Подвиг молодогвардейцев, указывает нам на то, что ответ есть. В романе принципы воспитанных молодых людей и полное отсутствие конформизма не сработали. Цель, которую они преследовали, не достигнута. Задача, сформулированная молодогвардейцами, была непомерно выше жизни и желанием остаться живыми. Сама смерть не означает в их судьбе сдерживающего фактора. Самопожертвование, совесть не позволяла им поступать иначе. Данные поступки можно и нужно отнести к девиантной модели поведения.
Существует еще один путь — это жизнь онлайн « Здесь» и « Сейчас». Это часть молодых людей, которых также следует отнести к девиантам. Они не отягощают себя рассуждением о « Жизни» и « Смерти», развивая свое « Я», но не развивая свое самосознание как человека социального. Ярким примером такого подросткового периода развития является роман Энтони Берджесса « Заводной апельсин» [1]. Автор рассказывает о молодом человеке, который находится в пубертатном периоде развития. Молодой человек совершенствует свое « Я» до абсолютного значения, не считаясь с окружающими его людьми. Это крайний предел развития личности и пределы роста в ней. Но есть и иное развитие — это желание служить обществу. В этом случае вопросы чести становятся выше, чем вопрос о жизни.
Герой повести А. С. Пушкина « Выстрел» [2] мало чем отличается от молодогвардейцев. Только в данном случае его гипертрофированное « Я» не принимает обстоятельства чужой жизни. Ради непомерного, завышенного честолюбия, герой готов пролить кровь и отстаивать понятие чести. И это тоже девиантность, только как исключительно индивидуальное понятие. Во всех случаях, когда подобные поступки противоречат инстинктам, мы можем говорить о девиантном поведении. И он оценивается обществом по-разному. Ромео и Джульетта — самоуничтожение во имя любви. Молодогвардейцы — герои. Герой А. С. Пушкина — раб собственной чести. Герой Энтони Берджесса — преступник.
Личность с девиантной формой развития, имеет отклонения не только в отрицательную сторону, но и в положительную. К положительной мы можем отнести наличие высокоразвитой чести, совести и степени ответственности. Пример такой девиантности — гениальность, творчество, талант, креативность.
Таким образом, теоретический анализ литературы свидетельствует о том, что стремление жизни у гармонично развитой личности равноудалено от стремления к смерти. Молодой человек, стремящийся бессознательно или сознательно к реализации своего « Я», непременно проходит школу эмоций в обозначенном переходном возрасте. Первая любовь, чувство дружбы, враждебные отношения — это тот опыт, который является школой жизни, в противовес, которой всегда есть и будет Смерть.
В действительности жизнь и смерть неразделимы. Жизнь и смерть являются основанным императивом, строительной площадкой и строительным материалом. Из вышеперечисленного складывается судьба. Состоявшаяся личность отличается от незрелого человека тем, что принимает решения и берет ответственность на себя. И данный период оказывается тем учебным классом, который создает такой индивидуальный формат личности. Только гармонично развитая личность в своем желании реализоваться, может при помощи стремления к созданию своего « Я», идти к вершине жизненного этапа пути. Смерть в этом случае является логичным завершением жизни.
Так что же такое смерть? Антипод жизни? Или то, что нас заставляет понять жизнь. Нет сомнения, что молодые люди в переходном возрасте совершенно не задумываются о таком понятии как жизнь и смерть. Они не думают, откуда происходит и чем заканчивается жизнь. В этом возрасте все идет на рефлекторном уровне. Так заложено природой. Познавая мир, мы познаем себя. Познавая жизнь, мы понимаем важность значения — Смерть.
Литература:
- Берджесс, Э. Заводной апельсин/ Э. Берджесс; пер. В.Бошняк.-Москва: АСТ,2020.-252с.
- Пушкин А. С. Повести Белкина. Дубровский:Роман/ А. С. Пушкин. ─ Москва: Современник, 1991. ─ 96с.:ил.
- Фадеев, А. А. Молодая гвардия [Текст]: [Роман] / А. Фадеев. — Москва: Просвещение, 1979. — 528 с.
- Фрейд, А. Теория и практика детского психоанализа: Том 1/А.Фрейд.-Москва: Апрель-Прес,1999.-384с.
- Шекспир, У. Двенадцатая ночь, или Что угодно. Много шума из ничего. Король Ричард III. Ромео и Джульетта. Гамлет, принц Датский. Буря. Сонеты/ У. Шекспир; пер. с англ. ─ Москва: ООО «Изд-во АСТ»:НФ «Пушкинская библиотека»,2002. ─ 928с.
- Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. теории Л. С. Выготского) / Б. Д. Эльконин. — Москва: Тривола, 1994. — 167 с.: ил.